Гражданское общество и правовое государство в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

Первая глава посвящена истории становления правового государства.
Во второй главе раскрыты понятия и сущность правового государства.
В третьей главе раскрыты проблемы формирования гражданского общества и правового государства в современной России.

Содержание

Введение
1 История становление правового государства
1.1 История развития идеи о правовом государстве
1.2Истрия правового государства в русской политико-правовой мысли
2 Сущность правового государства в современной России
2.1 Понятия и признаки правового государства
2.2 Система разделения властей в правовом государстве
3 Проблемы формирования гражданского общества и правового государства в современной России
3.1Проблемы и пути формирования гражданского общества в современной России
3.2 Проблемы формирования правового государства в России
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.69 Кб (Скачать файл)

Огромное значение также  имеет сознательное неприятие идеи гражданского общества значительной частью российского общества. Гражданское  общество – это общество свободных  людей, самостоятельных, ответственных. Гражданское общество – это коллектив, основанный на союзе индивидуальностей, ему присущи соревновательность и конкуренция. Однако в массовом сознании российских граждан данные ценности проигрывают перед ценностями справедливости, равенства и соборности (коллективизма). Подобное непонимание и неприятие гражданского общества проявляется не только среди простых граждан, но и у людей, принадлежащих к политической, культурной и научной элите.

Под влиянием пропаганды многие общественные организации в настоящее  время дискредитированы в глазах россиян. Они воспринимаются либо как  скрытые коммерческие организации, либо как проводники «западного»  влияния. Ситуация усугубляется последовательными  действиями власти по пресечению взаимодействия протестных внесистемных неправительственных  организаций и населения.

Не менее важным фактором, препятствующим развитию гражданского общества является активное противодействие со стороны бюрократического аппарата. Он как бы находится вне идеологии, вне политики и вне времени. Преследуя свои специфические интересы, чиновники способны размыть и разрушить любую идею, заставив работать ее на себя. В результате происходит ее дискредитация. Идея гражданского общества не стала исключением. Свобода обернулась произволом, демократические процедуры сведены к фарсу, многие общественные институты оказались мертворожденными. И на этом фоне бюрократический аппарат успешно существует, развивается и множится.

Кроме всего прочего, в  настоящее время в России идет массовое обнищание населения в  целом, и особенно тех социальных слоев (средние слои, молодежь), которые  должны быть наиболее заинтересованы в развитии гражданского общества. Ситуация резко усложняется, если вспомнить  о слабой материальной базе культуры, образования, искусства, всей духовной жизни в целом как важнейшей  предпосылке развития гражданской  культуры и гражданского общества.

Процесс ускоренного социального  расслоения охватывает российское общество неравномерно. Все резче верхние  слои отделяются от массовых слоев.

Формирование и развитие институтов гражданского общества предполагает наличие свободных, экономически независимых, самостоятельных и самоосознающих себя граждан.

В российском обществе получила широкое распространение коррупция. Криминализированное и коррумпированное государство — основное препятствие  для развития гражданского общества.

В настоящее время население  в своем большинстве не доверяет ни одному из институтов власти (правительство, президент, Совет Федерации, Государственная  Дума, руководители регионов, суд, милиция, прокуратура и т.д.)

Автономия общества — важный элемент гражданского общества, означающий самостоятельность и самодеятельность различных общественных сфер и ассоциаций: экономики, т. е. производства в широком  смысле, профсоюзов, университетов, печати, науки, общественных объединений граждан, церкви, религиозных объединений  и т. д. Автономия различных сфер общества подразумевает, что они  могут самоорганизовываться в соответствующие ассоциации, демократическая внутренняя жизнь которых имеет важное значение для гражданского общества. Существующие ныне в российском обществе многочисленные самостоятельные ассоциации, общества, организации, движения создают неплохие предпосылки для дальнейшего развития гражданского общества. Однако опыт развития трансформирующихся обществ, в том числе и России, свидетельствует о том, что появление добровольных ассоциаций, направленных против господства государства, нередко приводило к их соперничеству друг с другом за право представлять народ, результатом чего было и “огосударствление”, т. е. превращение в составную часть государственной власти (например, военизированные отряды казачества). Бесспорен также и факт, что в борьбе за народную поддержку значительное влияние приобретали движения, выступавшие с националистическими лозунгами.

 

 

3.2 Проблемы и  пути формирования правовой государственности  в Российской Федерации

 

На Западе становление  правовой государственности заняло не менее двухсот лет, и можно утверждать, что правовая государственность - это политическая власть, адекватная развитому гражданскому обществу, демократическому плюрализму, постиндустриальной ступени мировой цивилизации и культуры. Первые ростки (и теории) правовой государственности России относятся к концу XIX в. и началу XX в., принципы конституционности пыталось установить в стране Временное правительство после Февральской революции. Октябрьское вооруженное восстание, приход к власти большевиков отверг всякое подобие правовой государственности, сама идеи правления закона была объявлена контрреволюционной. Начавшееся в середине 80-х гг. преобразование страны, получившее название перестройки, логически привело к признанию идеи правовой государственности.

В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Формирование правовой государственности  в России - это сложный и длительный процесс, который будет разворачиваться  по мере проведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, построения современного демократического гражданского общества.

Проведение в жизнь  экономической, политической, правовой реформы можно считать необходимой предпосылкой окончательного формирования правового государства. Проведение этих реформ без участия правового государства тоже невозможно. Должно быть их органическое взаимодействие.

Кроме того, становление  правовой государственности предполагает генезис особых правовых отношений  между гражданином и государством, между органами государственной Власти, а также обновленное взаимодействие между обществом, правом и политикой.

В качестве одной из важнейших  задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование повой по существу правовой системы. В последнее время принято очень много законодательных актов, создающих основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. В Конституции страны получили закрепление важнейшие принципы конституционного строя Российской Федерации. Сделаны первые шаги в сторону господства права и разделения властей, гарантированности  естественных прав человека. Сделана попытка построить общефедеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти в субъектах Российской Федерации на принципах правовой государственности.

Процесс формирования правового государства предполагает создание системы социальных, экономических, политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

Современное демократическое  правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии и никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека, утверждение принципов политического плюрализма.

Непременной предпосылкой формирования правового государства  следует считать сравнительно высокую общую культуру населения. Достаточно высокий уровень культуры населения предполагает развитую систему образования и воспитания, социально-бытового и медицинского обеспечения, свободное развитие науки и искусства, художественного творчества, взаимное уважение людей, интеллигентность, добропорядочность, милосердие, честность, возможность всестороннего развития личности, в первую очередь ее духовного мира. Возрождение и развитие культуры - стержня цивилизованного общества - предпосылка формирования демократического правового государства.

В духовно-культурной сфере важнейшее место занимают вопросы образования. Образование  является фундаментом для развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества.

Важнейшим фактором формирования Правовой государственности  является высокий уровень развития экономики страны и материальная обеспеченность населения. В бедной стране, на низком уровне экономического развития невозможно построение правового государства. Развитая экономика, достаточный материальный достаток у населения и нормальные социально-бытовые условия людей служат базой для развития общей культуры народа и способствуют становлению гражданского общества и формированию правовой государственности.

Сейчас в России происходят сложные процессы в развитии государства и права. Идет процесс становления новой государственной и правовой систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Развитие права и государства все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

 

 

                                                  Заключение

Многие учёные и мыслители  на протяжении сотен лет вырабатывали определённые концепции, связанные  с идеей правового государства. Такие видные люди своих времён как, Аристотель, Платон, Боден, Монтескье, Локк, Кант и многие другие говорили в своих работах о неком государстве, где право стоит во главе его. Но так как они ещё не знали понятия правового государства – это были лишь предпосылки и основа к большой теории, которой было суждено занять умы большого количества людей в XVIII-XX веках. Официальную свою историю правовое государство нашло в работах немецких учёных начала XIX века, где впервые и встречается. А уже в 1832 г. Роберт фон Моль делает первый юридический анализ данного термина и вводит его в научный оборот.

Правовое государство  – такой тип государства, который  характеризуется главенствующей ролью  права во всей деятельности страны, т.е. верховенством закона, взаимной обязанностью как гражданина перед  государством, так и государства  перед гражданином и чётким разделением  государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В реальности, конечно же, эти признаки не выполняются в полной мере, и, поэтому Российская Федерация на данном этапе развития не является правовым государством. Внеся термин «правовое государство» в Конституцию и объявив наше государство правовым, мы тем самым возвели его в официоз, придали ему официальное значение. Таким образом, явно проявилась официальная идеология. Плюрализм идеологии в государственно-правовой сфере подменён государственной идеологией. Правовое государство РФ – эта та ширма, за которой скрывается далеко не самая идеальная государственно-правовая действительность.

Правовое государство  как воплощение справедливого, гармоничного устройства общественной жизни, покоящегося  на народном суверенитете, - это социальный идеал, и в этом смысле этико-онтологические поиски оптимального жизнеустройства  в известной степени оправданы, тем более что справедливость – категория скорее этическая, нежели социально-правовая.

Нельзя не согласиться  с тем фактом, что в России, несомненно, наблюдается движение к  поставленной цели, то есть созданию и  функционированию правового государства. Появление недостатков в диалоге  «личность – государство» и стремление к их искоренению свидетельствует  о том, что эти отношения развиваются. Заметно стремление общества к цели, поставленной Конституцией РФ – становлению  правового государства в его  более полном соответствии определению, принятому ведущими правоведами  страны.

Идеи правового государства  необходимы, важны сегодня. Они позволяют  высказать прогнозы о будущем  развитии нашего государства. И эти  прогнозы, несмотря на то, что они  могут сбыться не скоро, как бы организуют настоящее, ориентируют  на правильные практические действия. В работе были рассмотрены исходные теоретико-правовые положения, характеризующие  правовое государство.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1 Специальная, научная, учебная литература

1.1 Абдулаев М. И. Проблемы теории государства и права: учебник / М. И. Абдуллаев, С. А. Комаров – СПб: Питер, 2003 – 576 с.

1.2 Алексеев С. С. Теория права. – Изд. – 2-е., перераб. и доп. – М.: БЕК, 1995. – 320 с.

1.3 Проблемы теории государства и права: учебник / Под ред. М. Н. Марченко – М.: Юристъ, 2004  – 656 с.

         1.4 Проблемы теории государства и права: учебное пособие / Под ред. М. Н. Марченко – М.: Юристъ, 2005  – 656 с.

          1.5 Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА, 2004 – 704 с.

1.7 Головистикова А. Н. Теория государства и права в схемах и таблицах / А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев – М., 2006 – 256 с.

1.8 Енгибарян Р. В., Краснов Ю. Н. Теория государства и права. Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1999 – 272 с.

1.9 Лазарев В. В. Теория государства и права: Учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. Ш. Липень. – Изд. 3-е, исправ. и доп. – М.: Спарк, 2004 – 528 с.

1.10 Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие / А. В. Малько – изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002  - 300 с.

Информация о работе Гражданское общество и правовое государство в современной России