Гражданское общество и правовое государство в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

Первая глава посвящена истории становления правового государства.
Во второй главе раскрыты понятия и сущность правового государства.
В третьей главе раскрыты проблемы формирования гражданского общества и правового государства в современной России.

Содержание

Введение
1 История становление правового государства
1.1 История развития идеи о правовом государстве
1.2Истрия правового государства в русской политико-правовой мысли
2 Сущность правового государства в современной России
2.1 Понятия и признаки правового государства
2.2 Система разделения властей в правовом государстве
3 Проблемы формирования гражданского общества и правового государства в современной России
3.1Проблемы и пути формирования гражданского общества в современной России
3.2 Проблемы формирования правового государства в России
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.69 Кб (Скачать файл)

Признаки правового государства:

    А) Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

    Б) Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

    В) Взаимная ответственность личности и государства.

    Г) Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

    Д) Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

   Е)  Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового  государства, видимо, можно отнести  следующие:

- преодоление правового  нигилизма в массовом сознании;

выработка высокой политико-правовой грамотности;

- появление действенной способности противостоять произволу;

- разграничение партийных и государственных функций;

- установление парламентской системы управления государством;

- торжество политико-правового плюрализма;

- выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

г) выход юридической науки  из самоизоляции и использование  общечеловеческого опыта. Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена  любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности  возможно по двум каналам: государственно-властному  и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные  перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия - демагогически популистские силы)7.

Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самооценки человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Особенности механизма правового  государства заключаются в следующем. Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.8

Таким образом, рассмотрев понятие  правового государства и его  основные признаки, необходимо непосредственно  перейти к осуществлению государственной  власти в правовом государстве.

 

 

2.2 Система разделения  властей в правовом государстве

Государственная власть в  правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством  права, связанностью государственной  власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких  формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей.

Разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического  правового государства.9

Проблема осуществления  прав с свобод и принцип разделения властей тесно взаимосвязаны. В определенном смысле можно даже говорить об их органическом единстве. Утверждение института прав и свобод, их гарантированность - это своеобразный внешний механизм ограничения власти. Но столь же необходим и аналогичный внутренний механизм. Он бы препятствовал чрезмерной концентрации власти чреватой ее полным сосредоточением в руках одного лица или ограниченной узкой группы лиц, которая бы правила по своему усмотрению, не считаясь ни с правовыми предписаниями, ни с правами и свободами человека. Ответом на эту потребность в механизме, который бы препятствовал узурпации власти, стали концепция и конституционный принцип разделения властей. Поиск наилучших форм организации власти, исследование механизма ее осуществления пронизывают всю историю политической мысли. Аристотель, конечно, еще весьма далек от принципа разделения властей в том виде, как мы его знаем сегодня. Проблема соотношения свободы и власти привлекает внимание видных мыслителей во все последующие века.

“Абсолютная деспотическая  власть или управление без установленных  постоянных законов не могут ни в  коей мере соответствовать целям  общества и правительства”,- констатирует Дж. Локк10. Отсюда и следует главный вывод, составивший сердцевину концепции разделения властей: власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены.

Автор концепции не выступал против власти вообще. Он считал ее необходимым  условием сохранения общества и порядка  и был сторонником монархии.

Наиболее полно и последовательно  концепция разделения властей изложена в трудах Ш. Монтескье и особенно в его двадцатилетнем труде “О духе законов”, принесшим наибольшую славу автору. Анализируя различные способы правления и принципы, на которых оно основано, Монтескье подходит к проблеме политической свободы и ее трактовке. А отталкиваясь от нее решает вопрос об устройстве власти. Политическая свобода существует лишь в странах, как правило, умеренных, в которых не злоупотребляют властью. Между тем, вековой опыт подтверждает, что всякий человек обладающий властью, склонен к злоупотреблением ею.

“Чтобы не было возможности  злоупотреблять властью, необходим  такой порядок вещей, при котором  различные власти могли взаимно  сдерживать друг друга. Возможен такой  государственный строй, при котором  никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет".

Идея, формулируемая Монтескье, интересна во многих отношениях. Прежде всего, определением взаимосвязи, устанавливаемой между правомерным правлением и разделением властей. Это разделение вступает как их взаимное сдерживание. Такое взаимное сдерживание-гарантия от злоупотребления. Препятствие злоупотреблению властью есть гарантия обеспечения свободы. Наконец, сама свобода имеет место тогда, когда никого нельзя принуждать делать то, к чему его не обязывает закон. Или же, когда, напротив, человеку не дозволяют совершить то, что ему запрещено законом. Таким образом, разделение властей не самоцель а, средство осуществления правомерного, легитимного правления, а следовательно, обеспечение свободы.11

“В каждом государстве", пишет Ш. Монтескье, "есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами  международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского”. Приведенная формулировка несколько  отличается от той, которая имеет  хождение в наши дни. Впрочем, и сам  создатель доктрины разделения властей  дает необходимые пояснения не оставляющие места для кривотолков. Первая власть, объясняет он, призвана создавать законы. Вторая ведает внешними сношениями и обеспечивает безопасность. В силу третьей власти караются преступники и разрешаются столкновения между частными лицами. Эту власть можно иначе именовать - судебной. На первый взгляд, может показаться несколько странным, что наряду с законодательной фигурируют две исполнительные власти. Но объясняется это довольно просто. Вторая и третья власти (по перечислению, но не по значимости), в отличии от первой, сами законы не принимают, а обеспечивают их осуществление. В одном случае при посредстве правительственной деятельности, в другом - посредством судебной деятельности.12

В современной правовой науке  принцип разделения властей принято  относить к основам демократического конституционного строя. Это означает, что он имеет основополагающее значение при решении конкретных вопросов построения гос. механизма. Конституционные  положения относящиеся к высшим государственным органам и определяющие порядок их формирования, полномочий и сферу ведения, взаимоотношение между ними, должны соответствовать главному конституционному принципу.13С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей  на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.14

Основываясь на Конституции  Российской Федерации рассмотрим принцип разделения властей в России. Ст. 10 Конституции Российской Федерации гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. " К органами законодательной власти в Российской Федерации относятся: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации; органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти. К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся: Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации; Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями; Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации. К органам судебной власти в Российской Федерации относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ; суды республик и других субъектов РФ; районные народные суды; суды специальной юрисдикции. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Совет Федерации одобряет законы, принятые Государственной Думой. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов либо, если в течение четырнадцати дней он не будет рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения закона Советом Федерации палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Государственная Дума принимает законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совету Федерации. Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях; представляет Государственной Думе предложение о назначении Председателя правительства; ставит перед Государственной Думой вопрос об отставке правительства; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка Российской Федерации и ставит вопрос перед ней об его освобождении; формирует правительство Российской Федерации путем назначения на должность по предложению Председателя Правительства Российской Федерации заместителей Председателя Правительства, федеральных министерств; представляет кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов; формирует Администрацию Президента Российской Федерации, назначает и освобождает ее руководителя; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации. 15

В современной России процесс  становления правового  государства  находится на самой начальной  стадии,  что делает особенно необходимым  правильное понимание данного процесса .           

  

 

 

 

 

 

 

 

    3 Проблемы формирования гражданского общества и правового государства

      3.1 Проблемы и пути формирования гражданского общества

Формирование гражданского общества в современной России проходит мучительно.

Важный фактор, препятствующий формированию гражданского общества, – это кризисные явления, к  которым можно отнести высокий  уровень преступности, терроризм, обострение этнических конфликтов, коммерциализацию и деградацию культурной сферы и  прочие. Волна терроризма, прокатившаяся  по западному миру, вынуждает политическую власть принимать решения, которые  не соответствуют принципам гражданского общества и правового государства. Это, например, и введение по сути тотальной  слежки и контроля, ужесточение правил въезда во многие страны и пограничного контроля, упрощение уголовного процесса, этнические притеснения.

Второй препятствующий объективный  фактор – это исторический путь нашего государства и общества. История  России обнаруживает полное отсутствие гражданских институтов, гражданской  культуры и гражданских ценностей. Российское государство на всех этапах своего существования стремилось подавить любые проявления автономии личности и тем более общества. В отечественной  политической традиции никогда общество (народ) не воспринималось как что-то отдельное, автономное от государства. За многовековой период не было создано  ни одного социального института, на котором можно было бы построить  здание гражданского общества. Любые  попытки власти (к примеру, Петра I или Александра II) смоделировать  по европейскому образцу общественные и политические учреждения заканчивались, как правило, неудачей и дискредитацией идеи. Практически любое подобное нововведение вызывало реакцию отторжения как инородного элемента.

Гражданское общество в Европе возникло естественно, произвольно. Оно  являлось осознанной, желаемой целью  для большинства граждан европейских  государств. За него боролись и отчаянно отстаивали его идеалы. Для России гражданское общество – «импортный продукт». Его институты создавались  заново, «на пустом месте». Политические партии, общественные объединения, свободная  пресса и телевидение, свободные  выборы, парламент, суды присяжных –  все это было создано в специфической  социальной среде, которая не знала  ранее ничего подобного. Хотя в дореволюционной  России, в условиях самодержавной  монархии был подобный опыт, правда, закончился он крахом государства. Этот объективный фактор обусловливает  культурно-цивилизационный раскол российского общества, являясь, пожалуй, самым серьезным препятствием на пути становления гражданского общества.

Информация о работе Гражданское общество и правовое государство в современной России