Государственно – правовая политика в БССР во второй половине 1940 – первой половине 1970-х гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 22:20, контрольная работа

Краткое описание

22 июня 1941 г. начался новый трагический период в истории белорусского народа. Гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Белорусская держава одна из первых советских республик приняла на себя удар гитлеровской армии. Уже в середине июля 1941 года немецкая армия оккупировала Прибалтику, Беларусь, значительную часть Украины.

Содержание

1. Вопрос 1. Реорганизация структуры и компетенция высших органов власти и управления БССР.…………………3
2. Вопрос 2. БССР – субъект или объект международного права? Взгляд на эту проблему В.Е. Снапковского ……11
Вопрос 3. Общие направления развития республиканского законодательства. Кодификация права БССР (представить в виде таблицы с указанием названия отрасли законодательства, причин кодификации, даты принятия кодекса, характеристики нововведений).....................................12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

Моя контрольная.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

 

Факультет управления

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

Специальность «Государственное управление и право»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине История государства и права Беларуси

Тема: Государственно – правовая политика в БССР во второй половине 1940 – первой половине 1970-х гг.

 

вариант № 30

 

 

 

 

Выполнил

1 курс, группа ГУП 2, база в/о

 

__________________

(подпись)

 

С.Н. Хозей

Проверил

_________________

   (ученая степень, звание)

 

__________________

(подпись)

 

_________________

     (инициалы, фамилия)


 

 

 

 

Минск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

1.  Вопрос 1.  Реорганизация структуры и компетенция высших органов  власти и управления БССР.…………………..............................

3

2.   Вопрос 2.  БССР – субъект или объект международного права? Взгляд  на эту проблему В.Е. Снапковского ……………………..…….

11

Вопрос 3.  Общие направления развития республиканского     законодательства. Кодификация права БССР (представить в   виде таблицы с указанием названия отрасли      законодательства, причин кодификации, даты принятия    кодекса, характеристики нововведений).....................................

12

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..

21


 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.  Реорганизация структуры и компетенция высших органов власти и управления БССР.

22 июня 1941 г.  начался новый трагический период  в истории белорусского народа. Гитлеровская Германия вероломно  напала на Советский Союз. Началась  Великая Отечественная война. Белорусская держава одна из первых советских республик приняла на себя удар гитлеровской армии. Уже в середине июля 1941 года немецкая армия оккупировала Прибалтику, Беларусь, значительную часть Украины.

Война потребовала  перестройки партийных, государственных и хозяйственных органов на военный лад. Первым законодательным актом стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», по которому все функции органов государственной власти в сфере обороны, защиты общественного порядка и обеспечения государственной безопасности возлагались на военные советы фронтов, армий, военных округов, высшее военное командование войсковых соединений. Военным властям предоставлялись широкие полномочия. Они имели право: привлекать граждан и трудовой повинности; вводить военно-квартирную повинность; конфисковывать транспортные средства; регулировать время работы предприятий, учреждений и организаций; регулировать торговлю; запрещать выезд и въезд в местности, находящиеся на военном положении; выселять в административном порядке из мест, находящихся на военном положении; все уголовные дела рассматривать военным трибуналам.

В связи с  оккупацией территории Беларуси местные  органы власти и управления временно приостанавливали свою деятельность.

На завоёванной территории Белорусской ССР в условиях жёсткого оккупационного режима развернулась всенародная борьба против фашизма. В 1942 году постановлением Государственного комитета обороны СССР был образован Белорусский штаб партизанского движения. Управления партизанских отрядов и бригад выполняли функции органов управления (регистрировали гражданские сделки, акты гражданского состояния), а также судебные функции, направленные на обеспечение законности и правопорядка.

Советское законодательство способствовало мобилизации всего населения, фронта и тыла, на борьбу с врагом. Военные трибуналы, другие правоохранительные органы, применяя законодательство, поддерживали порядок в стране.

Суды командирской чести разрешали вопросы внутрипартизанской жизни, поддерживали дисциплину и правопорядок в партизанских отрядах. К рассматриваемым ими делам относились: вступление в пререкания с командиром, самоуправство, унижение чести и достоинства другого партизана, спор из-за трофейного имущества и т.п. Приговоры партизанских судов командирской чести и товарищеских судов вступали в силу после их утверждения командованием отряда или бригады.

В судебной практике осуществления правосудия в партизанских отрядах, а позже в бригадах имели  место случаи разрешения уголовных  дел на общих собраниях личного состава, партизанских формирований. Это практиковалось и тогда, когда по своей политической значимости дело имело общепубличное значение.

Процедура судебного  слушания имела следующий порядок. Вначале представитель командования или же партийного органа докладывал собранию личного состава фабулу уголовного дела. Затем собрание выясняло обстоятельства дела, задавая вопросы подсудимому, свидетелям. Приговор выносился путём открытого голосования.

Если же совершённое  деяние по своему характеру имело признаки административного правонарушения или преступления, не представляющего большой общественной опасности, командир партизанского отряда, учитывая обстоятельства и характер совершённого деяния, личность виновного, вину и последствия, наступившие в результате совершения деяния, разрешал вопрос о том, передать материал на виновного органам расследования (дознания) в партизанский товарищеский суд или суд командирской чести либо ограничивался дисциплинарным взысканием.

Решение командира  партизанского отряда могло быть опротестовано лишь вышестоящим командиром партизанских формирований в порядке подчиненности либо подпольными партийными либо советскими органами (райкомами КП(б)Б, райисполкомами, обкомами КП(б)Б и т.д.).

Контроль за деятельностью партизанских судов и следственных органов осуществляли партийные комитеты или командование партизанских отрядов как путём утверждения приговоров, рассмотрения жалоб на приговоры, так и путём санкционированного ареста.

Во многих партизанских отрядах расследование по уголовным делам проводилось особыми отделами партизанских отрядов или партизанами-дознавателями, которые проводили расследование по приказу командира партизанского отряда.

Лица, проводившие  расследования преступлений, при  острой необходимости, с целью выяснения некоторых обстоятельств совершённых преступлений, привлекали специалистов, т.е. экспертов.

Особенностью  судебных процессов партизанских судов  и партийного подполья является и  то, что при осмотре мест происшествия протоколы, как правило, не велись. Поэтому в необходимых случаях судом допрашивались лица, расследовавшие обстоятельства дела.

К началу 1943 г. во многих партизанских отрядах и бригадах создаются партизанские суды, действовавшие  на «правах народных судов». Партизанские суды осуществляли правосудие на правах народных судов только в условиях, когда партизанский отряд или бригада находились на отдыхе, пополнялись боеприпасами, продовольствием в партизанских зонах. Когда же они вели бои, находились в рейде, осваивали новые партизанские зоны, то партизанские суды рассматривали все уголовные дела.

Второй судебной инстанцией, а по некоторой категории  дел – и первой, являлись военно-полевые  трибуналы. Они создавались в  партизанских зонах и районах, при  крупных партизанских бригадах. Военно-полевые  трибуналы также были созданы в начале 1943 г.

В условиях оккупационного режима партийные органы Беларуси осуществляли руководство всеми сферами деятельности партизанских отрядов и местного населения, в том числе и судебной. Иногда обкомы партии рассматривали кассационные жалобы на решение партизанских судов и военно-полевого трибунала. Партийные органы также рассматривали и разрешали заявления осуждённых, ходатайства командования, общественных организаций о помиловании.

Анализ судебной практики партизанских судов, которые приравнивались к народным судам, показывает, что они нередко рассматривали уголовные дела, подсудные партизанским военно-полевым трибуналам. Такая практика имела место в случаях, если партизанский отряд находился в рейде и был оторван от основных сил соединения либо выполнял самостоятельную боевую задачу, либо оказывался в условиях окружения, блокады, когда по условиям боевой обстановки не имелось возможности передать материалы дела и доставить виновного в военно-полевой трибунал.

По сути, здесь налицо совмещение функций партизанских судов и военно-партизанских трибуналов. Жалобы на приговоры партизанских судов рейдовых партизанских полков, бригад и отрядов рассматривались командованием партизанских частей и соединений (соответственно).

Партизанские суды и трибуналы при осуществлении правосудия руководствовались уголовным и уголовно-процессуальным кодексом БССР, а также указами Президиума Верховного Совета СССР, принятыми в период войны, поскольку они не были включены в кодексы БССР и действовали в качестве самостоятельных законодательных актов.

В небольших  партизанских отрядах суды не образовывались. Правосудие в таких отрядах осуществлялось коллегиально командованием партизанских отрядов. При этом всякое отступление  от принципа коллегиальности рассматривалось как преступление.

В эвакуации  продолжали свою деятельность Президиум  Верховного Совета и Совет Народных Комиссаров БССР. Президиум Верховного Совета БССР продолжал осуществлять функции государственной власти республики. Летом 1942 г. закончились полномочия депутатов Верховного Совета БССР, избранных в 1938 г., и Президиум Верховного Совета БССР продолжил их полномочия до проведения новых выборов. Продолжили свою работу в эвакуации Совет Народных Комиссаров БССР, а также органы прокуратуры. Прокурорский надзор за деятельностью партизанских товарищеских судов и судов командирской чести осуществляли командования партизанских формирований, партийных и советских органов, если они сами не выступали в качестве судебного органа.

Местные органы государственной власти, суда, прокуратуры БССР в послевоенный период

После победоносного  окончания Великой Отечественной  войны перед белорусским народом  и государственными органами возникла необходимость в разрешении многих вопросов. Началась деятельность по реорганизации органов следствия, прокуратуры и суда по направлению их деятельности в условиях мирного времени. Нормы процессуального права, установленные указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», были отменены. В июле 1947 г. Верховным Советом БССР был принят закон «Об изменении и дополнении текста Конституции БССР».

Как и в довоенный  период согласно Конституции 1937 г. в  округах, районах, городах, селах, местечках, деревнях, поселках местными органами государственной власти являлись Советы депутатов трудящихся. Как и прежде они осуществляли руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории, устанавливали местный бюджет, руководили деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивали охрану государственного порядка, содействовали усилению обороноспособности страны, обеспечивали соблюдение законов и охрану прав граждан. Организационно-массовая работа местных Советов депутатов трудящихся находилась под руководством Президиума Верховного Совета БССР.

В послевоенный период система судебных органов  Беларуси была возобновлена в том  же виде, в котором она существовала до войны. Судебная система БССР включала в себя суды, которые действовали  на территории участка, областные суды и Верховный Суд Белорусской ССР.

В конце 1940- начале 1950-х годов в существующую систему  вносятся определённые изменения. В  соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. в областных  судах появились президиумы в  составе председателя суда, его заместителей и двух членов суда. Президиумы рассматривали уголовные и гражданские дела в порядке надзора по протесту прокурора области и председателя областного суда на приговоры и решения народных судов, которые вступили в законную силу, и кассационные постановления судебных коллегий областного суда. Таким образом, областные суды стали функционировать и в качестве судебной надзорной инстанции.

В 1956 году областные  суды получили право осуществлять функции  судебного управления и контроля за деятельностью народных судов, поскольку были ликвидированы управления Министерства юстиции при областных Советах депутатов.

Высшим судебным органом в БССР по прежнему являлся  Верховный Суд, избираемый Верховным  Советом БССР сроком на пять лет. В  его состав входили постоянные члены и народные заседатели. В марте 1952 г., например, Верховный Суд БССР был избран в составе 21 постоянного члена и 125 народных заседателей. Структурными звеньями Верховного Суда являлись судебные коллегии: судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам и другие.

В послевоенный период компетенция Верховного Суда БССР расширяется. В 1948 г. при Верховном  Суде возникла коллегия по дисциплинарным делам.

В 1954 г. начинает действовать Президиум Верховного Суда БССР в составе председателя суда, его заместителей и двух членов суда. Президиум рассматривал в порядке надзора уголовные и гражданские дела по протестам Генерального прокурора СССР и прокурора БССР, председателей Верховного Суда СССР и Верховного Суда БССР и их заместителей на приговоры и решения народных судов, которые вступили в законную силу, и кассационные постановления судебных коллегий Верховного Суда БССР.

В 1953 г. к компетенции  Верховного Суда были отнесены уголовные  дела о наиболее тяжких государственных преступлениях, которые раньше были подсудны военному трибуналу.

С 1954 г. Верховный  Суд БССР, также как и Верховный  Суд СССР, приступил к пересмотру дел о контрреволюционных преступлениях, рассмотренных в 30-е годы, и к  реабилитации жертв репрессий. В первой половине 1954 г. было пересмотрено только несколько десятков дел. Основная работа по реабилитации невинно осуждённых в 30-е годы граждан, была проведена Верховным Судом в 1955-1961 гг. Было рассмотрено свыше 50 000 дел в отношении к 110 000 человек. Значительную часть работы по реабилитации жертв репрессий на территории республики в 1955-1961 гг. осуществили военно-судебные органы – Военная коллегия Верховного Суда СССР, военный трибунал и прокуратура Белорусского военного округа.

Информация о работе Государственно – правовая политика в БССР во второй половине 1940 – первой половине 1970-х гг