Государственно – правовая политика в БССР во второй половине 1940 – первой половине 1970-х гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 22:20, контрольная работа

Краткое описание

22 июня 1941 г. начался новый трагический период в истории белорусского народа. Гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Белорусская держава одна из первых советских республик приняла на себя удар гитлеровской армии. Уже в середине июля 1941 года немецкая армия оккупировала Прибалтику, Беларусь, значительную часть Украины.

Содержание

1. Вопрос 1. Реорганизация структуры и компетенция высших органов власти и управления БССР.…………………3
2. Вопрос 2. БССР – субъект или объект международного права? Взгляд на эту проблему В.Е. Снапковского ……11
Вопрос 3. Общие направления развития республиканского законодательства. Кодификация права БССР (представить в виде таблицы с указанием названия отрасли законодательства, причин кодификации, даты принятия кодекса, характеристики нововведений).....................................12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

Моя контрольная.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Собранные данные свидетельствуют о том, что в период с 1953 по 1961 гг. на территории республики Верховным Судом СССР И БССР, Военной коллегией Верховного Суда СССР, военным трибуналом Белорусского военного округа, президиумами областных судов было реабилитировано 100 522 человека – 17% граждан, репрессированных на протяжении 20-40-х гг. В основном были пересмотрены дела 1937-1938 гг.

 

В послевоенный период по-прежнему продолжают свою деятельность такие высшие органы как Прокуратура  БССР, которая принимает активное участие в судебной системе Белорусской ССР, а также Комитет народного контроля БССР и др.

Местные органы государственной власти, суда, прокуратуры БССР по конституции 1978 года

В Белорусской  ССР изменения, происшедшие в  экономической, социальной и политической жизни республики после Конституции 1937 г., наличие большого количества нормативно-правовых актов, принятие Конституции СССР 1977 г. обусловили принятие новой Конституции БССР. 14 апреля 1978 г. девятая сессия Верховного Совета БССР девятого созыва приняла новую Конституцию БССР. Конституция 1978 г. состояла из 19 глав и 10 разделов. Конституция содержала основы общественного строя и политики БССР, в ней говорилось о политической и экономической системе, о социалистической собственности на средства производства в двух формах, о защите социалистического отечества, о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция закрепила систему и принципы действия Советов народных депутатов (с 1936 г. - Советы депутатов трудящихся), определила избирательную систему, правовой статус народного депутата. Высшими органами власти БССР, по Конституции, являлись Верховный Совет, Президиум Верховного Совета, Совет Министров БССР.

Органами государственной  власти в областях, районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являлись соответствующие Советы народных депутатов. Местные Советы народных депутатов решали все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводили в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководили деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвовали в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносили по ним свои предложения. Советы руководили на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждали планы экономического и социального развития, местный бюджет и отчеты об их выполнении; осуществляли руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивали соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействовали укреплению обороноспособности страны.

Работу областных, Минского городского, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов организовывали их президиумы, возглавляемые председателями Советов, а в городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советах - председатели этих Советов.

Вышестоящие местные  Советы народных депутатов имели  право отменять акты нижестоящих Советов народных депутатов в случае несоответствия этих актов законодательству.

Согласно конституции  местные Советы народных депутатов  осуществляли свою деятельность в тесной связи с органами общественного  территориального самоуправления, общественными организациями и трудовыми коллективами, выносили наиболее важные вопросы местного значения на обсуждение граждан или ставили их на референдумы, вовлекали граждан в работу постоянных комиссий и других подотчетных Советам органов, направляли работу местных добровольных обществ и развивали общественную самодеятельность населения.

Исполнительными и распорядительными органами областных, Минского городского, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов являются избираемые ими исполнительные комитеты.

Исполнительные  комитеты не реже одного раза в год  отчитывались перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан. Данные комитеты обеспечивали выполнение решений Советов и вышестоящих государственных органов, а также наказов избирателей; руководили подчиненными им органами управления.

Отделы и  управления исполнительных комитетов  образовывались областными, Минским  городским, районными, городскими, районными  в городах Советами народных депутатов и подчинялись в своей деятельности как Советам и их исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления.

Перечень отделов  и управлений исполнительных комитетов  местных Советов народных депутатов и порядок их образования устанавливались законодательством Союза ССР и Белорусской ССР.

В Конституцию 1978 г. включались государственный план экономического и социального развития и государственный бюджет БССР. Впервые  в Конституции обозначалась собственность профсоюзных и общественных организаций. В восьмом разделе шла речь о порядке формирования судебных органов, об осуществлении правосудия только судом, о прокурорском надзоре.

Судебная система  состояла из Верховного Суда Белорусской  ССР, областных судов, Минского городского суда и районных (городских) народных судов. Организация и порядок деятельности судов Белорусской ССР определялись законами Союза ССР и Белорусской ССР.

Народные судьи  районных (городских) народных судов  избирались соответствующими областными, Минским городским Советами народных депутатов. Судьи областных, Минского городского судов и Верховного Суда Белорусской ССР избирались Верховным Советом Белорусской ССР. Судьи всех судов избирались сроком на десять лет, народные заседатели - сроком на пять лет. Судьи и народные заседатели отчитывались перед избравшими их органами или избирателями и могли быть ими отозваны в установленном законом порядке.

Верховный Суд  Белорусской ССР являлся высшим судебным органом Белорусской ССР  и осуществлял надзор за судебной деятельностью судов Белорусской ССР. В структуру Верховного Суда входили: председатель, его заместители, члены, народные заседатели.

Рассмотрение  гражданских и уголовных дел  во всех судах осуществлялось коллегиально; в суде первой инстанции - с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользовались всеми правами судьи. Неприкосновенность судей и народных заседателей, а также иные гарантии их независимости устанавливались Законом о статусе судей в СССР и другими законодательными актами Союза ССР и Белорусской ССР.

Правосудие  в Белорусской ССР осуществлялось на началах равенства граждан  перед законом и судом.

Судопроизводство  в Белорусской ССР велось на белорусском  или русском языках или на языке  большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивалось право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.

Согласно Конституции, никто не мог быть признан виновным в совершении преступления, а также  подвергнут уголовному наказанию иначе  как по приговору суда и в соответствии с законом.

Для оказания юридической  помощи гражданам и организациям действовали коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывалась бесплатно. Организация и порядок деятельности адвокатуры определялся законодательством Союза ССР и Белорусской ССР.

 

 

 

2.   БССР – субъект или объект международного права? Взгляд на эту проблему В.Е. Снапковского.

После потепления международных отношений в середине 50-х годов БССР стала более  активно участвовать в международных  отношениях. В 50-е годы БССР была участницей 54 международных конференций и договоров, а в 80-е годы только договоров было подписано более 180, что наглядно показывает о возрастании политической активности БССР на международной арене. Члены делегаций БССР в ООН выдвигались на различные руководящие посты в ООН, что подтверждает признание БССР на международной арене. БССР являлась членом специализированных учреждений ООН (ЮНЕСКО, МАГАТЭ, МСЭ (Международный союз электросвязи), МОТ (Международная организация труда), ИАКО – Международная организация гражданской авиации) и т.д.).

БССР имела обширную практику международной деятельности, которая осуществлялась в виде непосредственных переговоров с иностранными государствами, участия в многосторонних переговоров, участия в модификации и развитии международного права в ходе дипломатических консультаций.

В 50-70 гг. произошло значительное расширение международных связей БССР в таких областях как просвещение, наука, культура, экономика. Проходил обмен делегациями, проводились вечера дружбы, организовывались международные художественные выставки и научные конференции, обучались иностранные студенты в вузах. В экономической сфере БССР сотрудничала более чем со 100 странами.

БССР являлась равноправным участником международных отношений  и субъектом международного права. Формально БССР была самостоятельна в международном общении, но республика всегда действовала в рамках единой политико-идеологической линии СССР, намеченной ЦК КПСС. Дипломатические сношения с иностранными государствами осуществлялись через посольства СССР.

Подводя итог, можно с  полной уверенностью сказать, что БССР получила реальную возможность внешнеполитической деятельности лишь в соответствии с Законом от 1 февраля 1944 г., хотя право выступать на международной арене она имела как суверенное государство и в соответствии с Манифестом от 1 января 1919 г. и Конституцией 1919 г., т.е. со дня своего образования.

 

3.   Общие направления развития республиканского законодательства. Кодификация права БССР (представить в виде таблицы с указанием названия отрасли законодательства, причин кодификации, даты принятия кодекса, характеристики нововведений).

В рассматриваемый  период времени до 1978 г. продолжала действовать Конституция БССР 1937 г. со значительными изменениями, внесенными в нее после принятия.

Эти изменения  коснулись и высших органов государственной  власти. Так, в связи с расширением  контрольно-надзорной и распорядительной деятельности Верховного Совета в его  составе увеличивается число  постоянных комиссий: в 1955 г. - 4, в 1957 г. - 8, в 1960 г. - 9, в 1963 г. - 12, в 1965 - 15, в 1975 г. - 16. В связи с необходимостью удешевления и сокращения государственного аппарата в 1952 г. были упразднены некоторые отделы Президиума Верховного Совета и Приемная Председателя Президиума.

Верховный Совет  БССР пятого созыва (1959-1962 гг.) принял 60 законов, среди которых Закон о судоустройстве БССР (1959 г.), Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (1960 г.) и др. Верховный Совет БССР седьмого созыва (1967-1970 гг.) принял 56 законов, среди которых Кодекс о браке и семье БССР (1969 г.), Закон о здравоохранении и Земельный кодекс (1970 г.), др.

Высшим исполнительным органом являлся Совет Министров  БССР, состав которого формировался заново на каждой первой сессии Верховного Совета БССР нового созыва. Число членов Совета Министров постоянно увеличивалось (с 35 до 50 человек) и только в связи с принятым Законом от 23 мая 1957 г. о создании одного административно-экономического района на территории БССР, в результате которого было упразднено девять министерств, состав Совета Министров уменьшился. Однако с восстановлением отраслевого принципа управления промышленностью в 1965 г. численный состав Совета Министров вновь стал возрастать: в 1967 г. - 44, в 1971 - 48, в 1975 - 50 человек. Председателями Совета Министров БССР, сменяя друг друга, были: Пономаренко П.К., Клещев А.Е., Мазуров К.Т., Авхимович Н.Е., Киселев Т.Я.

После принятия новой Конституции БССР 1978 г. в  качестве постоянного структурного звена Совета Министров действует  Президиум, в составе Председателя Совета Министров, первых заместителей и заместителей Председателя, а также других членов Правительства в соответствии с Законом о Совете Министров БССР.

Число министерств, государственных комитетов, комиссии и управлений как структурных  звеньев Совета Министров неизменно возрастало: только в 1966 – 1974 гг. были созданы 3 союзно-республиканских министерства (лесного хозяйства, заготовок и юстиции); одно новое республиканское Министерство строительства и автомобильных дорог; на основе Главного управления бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства было создано два республиканских министерства (коммунального хозяйства и бытового обслуживания); Комитет по физической культуре и спорту. В последующие годы вносились изменения в структуру аппарата Совета Министров.

Высшим судебным органом в БССР являлся Верховный  Суд, избираемый Верховным Советом  БССР сроком на 5, а по Конституции  БССР 1978 г. - на 10 лет (ст. 151). В его  состав входили постоянные члены  и народные заседатели. Так, на второй сессии Верховного Совета БССР третьего созыва в марте 1952 г. был избран Верховный Суд республики в составе 21 постоянного члена и 125 народных заседателей, а в 1972 г. - 23 постоянных членов и 118 народных заседателей.

Структурными  звеньями Верховного Суда БССР были судебные коллегии (судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам и другие).

Компетенция Верховного Суда неоднократно изменялась, то расширялась, то вновь сужалась. В 1960 г. было ликвидировано  Министерство юстиции БССР и Верховный  Суд должен был выполнять функции по управлению областными и народными судами и государственными нотариальными конторами, т.е. была значительно расширена его компетенция. В 1970 г. в связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции БССР функции по управлению судебными органами были изъяты из ведения Верховного Суда, что позволило высшему судебному органу республики сосредоточить все внимание на выполнении своих прямых функций по осуществлению правосудия в БССР.

Информация о работе Государственно – правовая политика в БССР во второй половине 1940 – первой половине 1970-х гг