Государственное управление и самоуправление: соотношение, формы, тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Общественные преобразования, произошедшие в России за последние годы, обострили интерес к осмыслению природы государства, его институтов и способов управления. Актуальность этих вопросов приобретает особую значимость в условиях переходного периода, когда еще окончательно не сформирован механизм реализации государством своих функций, не отработана схема взаимодействия между обществом и властными институтами, отсутствует реальная основа для консолидации политических партий и движении.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие государственного управления
1.1 Особенности государственно-управляющих воздействий
1.2 Правовое регулирование государственного управления: предмет и метод, формы и структура
1.3 Системные характеристики государственного управления
1.4 Принципы государственного управления: понятие, аспекты, основания системы
1.5 Объекты государственного управления: понятие, виды, организация, закономерности, управленческие возможности
Глава 2. Местное самоуправление как подсистема государственного управления
2.1 Самоуправление в России
2.2 Сущность и формы местного самоуправления в Российской Федерации
Глава 3. Взаимодействие государственного и муниципального управления. Административная реформа
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ГУ и самоуправление соотношение.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

     Реализация  управляющих воздействий, выраженных в управленческих решениях, приводит к определенным результатам управления, которые состоят в удовлетворении общественных потребностей в государственном  управлении. 

     1.4 Принципы государственного  управления: понятие, аспекты, основания системы 

     Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение  или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов  государственного управления (системы  онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению. Отличительные свойства диалектичность и системность.

     Системные принципы государственного управления:

     принцип объективности государственного управления обусловливает необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям общественных сил;

     принцип демократизма – воспроизводит народовластие в государственном управлении, предполагает пронизывание потребностями, интересами и целями жизнедеятельности людей всех элементов государственного управления;

     принцип правовой упорядоченности государственного управления обусловливает необходимость законодательного определения основных аспектов, целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления;

     принцип законности государственного управления – установление в государственном управлении режима повсеместного и полного исполнения правовых актов;

     принцип разделения власти в государственном управлении;

     принцип федерализма государственного управления – позволяет развивать и укреплять местное управление, вовлекать в управленческие процессы значительное число граждан;

     принцип публичности государственного управления.

     Систематизация принципов связана с анализом и научной характеристикой тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые организуют группы элементов (цели, функции, структура, процесс).

     Структурные принципы подразделяются на:

     1. Структурно-целевые; 

     2. Структруно-функциональные;

     3. Структурно-организационные; 

     4. Структурно-процессуальные.

     Специализированные  принципы: принципы госслужбы, принципы работы с управленческим персоналом, принципы информационного обеспечения государственного управления и т.д. 
 
 
 

     1.5 Объекты государственного  управления: понятие,  виды, организация,  закономерности, управленческие  возможности 

     Управляемые объекты государственного управления - деятельность людей по производству материальных и духовных продуктов и социальных условий жизни на которых воздействуют субъекты управления.

     Уровни  управляемых объектов.

     I. В компонентно-структурном отношении:

     человек в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и общественной деятельности, целостной социально-продуктивной активности;

     коллективы  и объединения людей;

     общество  в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие  в нем вследствие общественной активности людей и их объединений.

     II. В зависимости от социальных  функций объекты государственного  управления делятся на виды:

     экономические - соединение рабочей силы и средств  производства;

     социальные - потребление материальных и социальных продуктов и одновременное историческое воссоздание человека ;

     духовные - выработка идей, взглядов, освоение их сознанием;

     политические  и т.д.

     Особенности управляемых объектов:

     Управляемые объекты пользуются приоритетом  перед субъектами государственного управления, т.к. воспроизводство материальных и духовных продуктов и социальных условий является первичным и главным для жизнедеятельности людей.

     Управляемые объекты напрямую воспринимают естественно-природные  и общественно-исторические условия  и закономерности и в соответствии с ними выстраивают технологии своей деятельности .

     Управляемые объекты нуждаются в своевременном  и возможно полном юридическом определении  порядка формирования, общественного  статуса, процедур общественной подотчетности  и контроля.

     Свойства  управляемых объектов:

     Самоактивность  управляемых объектов, то есть их способность  к самодвижению на основе внутренних (собственных) побудительных причин, оно может заключаться в преобразовании окружающих условий и взаимосвязей в соответствии с представлениями  их компонентов, в установлении с ними активного взаимодействия, ведущего к равновесию отношений, в приспособлении к складывающейся ситуации.

     Самоактивность  людей всегда отличается целенаправленным характером, ориентацией на конкретные предметы, явления, отношения, результаты.

     Адаптивность (приспособляемость) к условиям и  факторам природного и социального  бытия, свидетельствует о способностях человека в бесчисленных жизненных  проявлениях отражать природную  и общественную среду обитания и  по принципу обратной связи воспринимать ее влияние таким образом, чтобы сохранять и развивать себя.

     Самоуправление  своей жизнедеятельностью и своим  развитием. Осуществляется вследствие осознания объективной действительности, при определенном социально-психологическом  приспособлении к ней, оно есть непосредственная и ответственная реакция на насущные жизненные потребности, вытекающие из общественной ситуации, действует как статистически средняя сила, складывающаяся в процессе взаимодействия интересов, воли людей и являющаяся результатом этого взаимодействия.

     Управляемые объекты зависимы от объективных  условий и факторов общественной жизнедеятельности и воспроизводят  их в своем функционировании и  организации. 

 

      Глава 2. Местное самоуправление как подсистема государственного управления 

     2.1 Самоуправление в России 

     Самоуправление  в России предусмотрено в форме  местного самоуправления.

     Местное самоуправление есть явление демократии, форма народовластия, и его необходимо развивать с позиций обеспечения  принадлежности власти народу.

     Местное самоуправление олицетворяет собой пограничное явление между государством и обществом, соединяющее их между собой, в нем имеет место сочленение общественных форм (в организации) и властных полномочий (в юридической силе управленческих решений).

     Местное самоуправление относится к ряду управленческих явлений, призванных целенаправлять, организовывать и регулировать общественную жизнедеятельность

     Местное самоуправление является средством  реализации инициативы и практического  осуществления самодеятельности, воплощения творческой энергии и ответственности населения по месту жительства, это - одна из форм реализации прав и свобод человека и гражданина.

     В организационной структуре государственного управления местное самоуправление выступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления, компетенцией, процедурами и формами организации, материально-финансовым обеспечением, технологией деятельности персонала и другими элементами. Но только эта подсистема, которая “снизу” связана с населением - носителем и источником власти, а “сверху” - с органами государственной власти субъектов Федерации и в целом Федерации.

 

      2.2 Сущность и формы  местного самоуправления  в Российской Федерации 

     Муниципальное управление в РФ строится на основе Конституции РФ и нормативно правовых актов, регламентирующих построение структуры муниципальных органов и их компетенции, а также распределение государственных финансовых фондов и иных ресурсов между органами государственной власти и муниципального управления. “Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

     Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом  своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а  в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.3

     Основы  местного самоуправления можно определить как совокупность важнейших базовых  элементов, которые находятся в  тесном взаимодействии и развитии и  составляют фундамент местного самоуправления. К ним относятся демографическая, территориальная, экономическая, правовая и организационная основы.

     Система местного самоуправления – это совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, других организационно-правовых форм осуществления  местного самоуправления, через которые население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией России власть, решает вопросы местного значения, исходя из своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций.

     Таким образом, к элементам системы местного самоуправления относятся местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования; сходы граждан, митинги, демонстрации, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления; муниципальная служба; территориальное общественное самоуправления и т.д.

     К числу форм прямого волеизъявления граждан, позволяющих выявить общественное мнение, законодательство России относит: правотворческую инициативу граждан, обращение граждан в органы местного самоуправления, публичные слушания, опрос граждан, обращение граждан, конференция граждан.

     Население муниципального образования осуществляет местное самоуправление через выборные и другие органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации. Население муниципального образования самостоятельно в выборе структуры органов местного самоуправления.

     Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, или иная населенная территория, предусмотренная  законом, в пределах которых: осуществляется местное самоуправление; имеются муниципальная собственность; принимается местный бюджет, функционируют выборные органы местного самоуправления.

     Муниципальное образование является основным звеном местного самоуправления. Территории муниципальных образований устанавливаются субъектами Российской Федерации, с учетом исторических и иных местных традиций.

     Сегодня в России существуют различные типы муниципальных образований. Чаще всего  их делят на поселенческие или  территориальные. В первом случае муниципальное образование охватывает какой-либо населенный пункт, его часть или несколько населенных пунктов (поселение, округ, внутригородская территория). Во втором случае на территории муниципального образования могут находиться несколько других

Информация о работе Государственное управление и самоуправление: соотношение, формы, тенденции развития