Государственное управление и самоуправление: соотношение, формы, тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Общественные преобразования, произошедшие в России за последние годы, обострили интерес к осмыслению природы государства, его институтов и способов управления. Актуальность этих вопросов приобретает особую значимость в условиях переходного периода, когда еще окончательно не сформирован механизм реализации государством своих функций, не отработана схема взаимодействия между обществом и властными институтами, отсутствует реальная основа для консолидации политических партий и движении.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие государственного управления
1.1 Особенности государственно-управляющих воздействий
1.2 Правовое регулирование государственного управления: предмет и метод, формы и структура
1.3 Системные характеристики государственного управления
1.4 Принципы государственного управления: понятие, аспекты, основания системы
1.5 Объекты государственного управления: понятие, виды, организация, закономерности, управленческие возможности
Глава 2. Местное самоуправление как подсистема государственного управления
2.1 Самоуправление в России
2.2 Сущность и формы местного самоуправления в Российской Федерации
Глава 3. Взаимодействие государственного и муниципального управления. Административная реформа
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ГУ и самоуправление соотношение.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)
 
 

  ГУ и самоуправление: соотношение,

  формы, тенденции  развития

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

Введение

Глава 1. Понятие  государственного управления

1.1 Особенности  государственно-управляющих воздействий

1.2 Правовое регулирование  государственного управления: предмет и метод, формы и структура

1.3 Системные  характеристики государственного  управления

1.4 Принципы государственного  управления: понятие, аспекты, основания  системы

1.5 Объекты государственного  управления: понятие, виды, организация,  закономерности, управленческие возможности

Глава 2. Местное  самоуправление как подсистема государственного управления

2.1 Самоуправление  в России 

2.2 Сущность и  формы местного самоуправления  в Российской Федерации

Глава 3. Взаимодействие государственного и муниципального управления. Административная реформа

Заключение

Список литературы 

 

      Введение 

     Общественные  преобразования, произошедшие в России за последние годы, обострили интерес  к осмыслению природы государства, его институтов и способов управления. Актуальность этих вопросов приобретает особую значимость в условиях переходного периода, когда еще окончательно не сформирован механизм реализации государством своих функций, не отработана схема взаимодействия между обществом и властными институтами, отсутствует реальная основа для консолидации политических партий и движении.

     Административное  право занимает особое место в  системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым  и важным инструментом управления социальными  процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

     Естественную  трудность составили отсутствие в российской практике отлаженной и  эффективной системы взаимодействия государственных и муниципальных органов и недостатки действующей в России модели муниципального права. 

 

      Глава 1. Понятие государственного управления

     1.1 Особенности государственно-управляющих  воздействий

     Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственное управление выступает социальность - наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.

     Свойства  государственного управления:

     в государственном управлении его управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею;

     распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества, даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики;

     объективно, системно, организовано.

     Субъектом государственного управления выступает  государство как политико-правовая организация общества, совокупность всех граждан и жителей страны. Государственное управление - это управление в масштабе общества, призванное законодательно  создавать, закреплять, поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой деятельности.

     Государственное управление как сложное социальное явление многоэлементно и многомерно. Государственное управление субъективно, и объективно, наполнено необходимым содержанием (цели и функции) и имеет целесообразные формы (структура и процесс).

     Государственное управление существует, чтобы познавать потребности и интересы управляемых объектов, оценивать и структурировать их, совершать действия по их практическому удовлетворению.

     Цепь  социального механизма формирования и реализации государственного управления:

     ПОТРЕБНОСТИ - ИНТЕРЕСЫ - ЦЕЛИ - РЕШЕНИЕ (воля) - ДЕЙСТВИЯ – РЕЗУЛЬТАТЫ.

     В прямых связях выделяют управляющие  воздействия и те элементы государственного управления, которые связаны с их формированием и реализацией.1

     1.2 Правовое регулирование  государственного  управления: предмет и метод, формы и структура

     Правовое  регулирование государственного управления - это деятельность государства по организации государственных органов  и установлению правил их функционирования. Его предназначением является упорядочение целепологания, функций, организационных структур и управленческой деятельности государственных органов.

     Предмет правового регулирования:

     1. Отношения между государством  и обществом, благодаря которым  формируется государственно-управляющее  воздействие.

     2. Отношения внутри государства, между его органами по поводу распределения предметов их ведения и государственной власти, необходимой для управления ими (полномочий), т.е. правовой статус государственных органов вообще и в сфере управления в частности.

     3. Волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-управленческие процессы - либо по причине профессионального несения государственной службы, либо обращающихся в государственные органы при решении каких-либо своих проблем.

     Метод правового регулирования – совокупность юридических приемов, средств, способов воздействия социальных управляющих систем, входящих в государственный аппарат, на социально-правовую сферу в целом и на составляющие ее элементы.

     Способы правового регулирования:

     позитивное  обязывание - возложение на лиц прямой обязанности совершать определенные положительные действия;

     запрещение - возложение на лиц обязанности  воздерживаться от совершения действий определенного рода ;

     дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия.

     Формы правового регулирования должны быть согласованы как по своему характеру, так и по содержанию; должны создавать в совокупности систему правового регулирования государственного управления:

     Конституция государства - нормативный правовой акт высшей юридической силы.

     Законы, определяющие как статусные положения, так и юридический порядок  ведения тех или иных дел.

     Указы и распоряжения Президента.

     Подзаконные правовые нормативные акты - нормативно юридические акты компетентных органов:

     а) общие федеральные (постановление Правительства);

     б) общие субъектов федерации (акты глав правительств (администраций) субъектов федерации);

     в) ведомственные (министерство, комитет, служба, и т.д.);

     г) местные, в том числе и органов  местного самоуправления (уставы городов и районов, уставы местного самоуправления);

     д) локальные (внутриорганизационные) - издаются государственными органами и органами местного самоуправления в целях упорядочение своей внутренней управленческой жизнедеятельности (регламенты, положения, должностные инструкции).2

     Структура правового регулирования должна быть такой, чтобы каждому из элементов  государственного управления была придана  та правовая форма, которая соответствует  его сущности и предназначению и  обеспечивает его эффективную реализацию:

     а) законодательное регулирование;

     б) нормативное определение ряда элементов  государственного управления посредством  органов районного и городского государственного управления и местного самоуправления;

     в) внутриподсистемное нормативное регулирование  управленческих процессов, осуществляемое органами исполнительной власти общей и специальной компетенции;

     г) самоуправленческое регулирование  в рамках небольших территорий, где  можно непосредственно выразить волю населения;

     д) правоохранительное регулирование управленческих процессов, идущее по линии контрольных и правоохранительных органов, призванное гарантировать и защищать права и свободы людей, установленные принципы и институты в государственном управлении. 

     1.3 Системные характеристики  государственного  управления 

     Для государственного управления системное  представление его компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет  принципиальное теоретическое и  методологическое значение.

     Особенности накладываются характером взаимосвязей между субъектом и объектами  государственного управления, из-за чего система субъектно-объектных зависимостей характеризуется в широком и узком смысле слова.

     В широком смысле: субъект управления (государство как управляющая  подсистема) - взаимодействия (подсистема прямых и обратных связей) - общественная система (подсистема компонентов общества, подверженных государственному управлению).

     В узком смысле система субъектно-объектных  зависимостей включает в себя: субъект  управления - воздействия - управляемые  объекты, где преимущество находится на стороне субъекта управления.

     Система субъектно-объектных зависимостей обуславливает и предполагает присутствие  трех элементов: субъекта управления или  его отдельного управляющего компонента (государственного органа, должностного лица, участника управления); создаваемого и реализуемого им управляющего воздействия; объектов воздействия в виде, главным образом, деятельности организаций, учреждений, предприятии, отдельных граждан (в том числе и входящих в состав субъекта управления).

     Социальный  механизм формирования и реализации государственного управления – это совокупность и логическая взаимосвязь социальных элементов, процессов и закономерностей, посредством которых субъект государственного управления (его компоненты) принимает потребности, интересы и цели общества в управляющих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих решениях и действиях и практически приводит их в жизнь, опираясь на государственную власть. Он может быть выражен через следующую цепь: “потребности - интересы - цели - решения - действия - результаты”.

     Существование, развитие, содержание и формы, направления  и смысл совершенствования государственного управления определяются объективными потребностями общества. Общественные потребности в управлении проявляют  себя прежде всего как управленческие интересы людей, их коллективов, общностей, в целом общества.

     Объективные потребности в управлении, выраженные через управленческие интересы, порождают  и обуславливают управленческие цели. Цели управления закрепляются в  управленческих решениях - социальных актах, в которых в логической форме выражены действия управляющих звеньев, необходимые для достижения поставленных целей.

     Чтобы решения практически осуществлялись, нужны конкретные действия по практической реализации соответствующих решений.

Информация о работе Государственное управление и самоуправление: соотношение, формы, тенденции развития