Государственное управление в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: на основе всестрононнего анализа современного государственного управления РФ выявить специфику и тенденции развития административно-политического управления, а также раскрыть наиболее общие критерии эффективности государственного управления РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 6
РАЗДЕЛ 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ АДМИНИСТРАТИВНО- ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
РАЗДЕЛ 3. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсач 2012.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 
ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время  Российская Федерация столкнулась  с рядом серьезных проблем экономического, политического, социального и культурного характера. Проблемы эти имеют в своей основе множество причин, среди которых одна из важнейших - несовершенство системы государственного управления, существующей на сегодняшний день. Таким образом, для перехода на новый уровень развития России необходимо реформировать, усовершенствовать свой государственный административный аппарат.

Актуальность  темы определяется сложностью и противоречивостью современного периода становления российской государственности, кризисными проявлениями во всех сферах российской действительности, обострением политической борьбы за влияние на институты власти и контроль за деятельностью правительственных структур. Многочисленные недостатки современной системы государственного управления хорошо известны не только специалистам, но и всем тем, кто сталкивается с работой бюрократического аппарата по долгу службы и в повседневной жизни. Именно поэтому реформирование государственного аппарата России представляет собой один из важнейших пунктов программы обновления российской системы управления.

Общедемократические принципы управления позволяют создать наиболее эффективную систему государственного управления, адекватно реагирующую  на происходящие в обществе изменения. Проблема эффективности государственного управления сегодня, по праву, может быть названа важнейшей составляющей понимания современного государства. Она охватывает большинство частных проблем реализации государственного управления, служит основой для определения форм и методов управленческой деятельности, отражает закономерности, отношения и взаимосвязи, объективно существующие и имеющие особое значения для его организации и функционирования.

Становление новой российской системы государственного управления проходило в условиях быстрого изменения политических, социально-экономических устоев общества, что привело к радикальному изменению системы управления, резкому отказу от старых методов управления. Проведение реформ на основе западных общественных ценностей, таких как приватизация, конкуренция, либерализация цен, без учета российской специфики, истории российского государства привело к конфликту внутри общества, потере социальной стабильности, что неизбежно отразилось на эффективности проводимых преобразований. Реформа государственного управления может быть признана эффективной только в том случае, если она принимается большинством населения и поддерживается им.

Выбор темы исследования обусловлен сложностью и многоплановостью понятия системы государственного управления.

Степень научной  разработанности. В книге Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации прослеживается и анализируется исторический опыт разделения властей и механизм государственного управления в России. Уделяется внимание особенностям системы государственного управления в Российской Федерации.

Вопросы сущность понятия  и основные задачи Государственного управления в административно-политической сфере РФ раскрываются в работах Атаманчука Г.В. Теория государственного управления, материалах научных конференций Административное право: теория и практика. Укрепление государств и динамика социально-экономического развития. 

В книге Бачило И.Л. раскрываются проблемы развития исполнительной власти в Российской Федерации. Для написания работы также использовались интернет ресурсы правительства и президента РФ, а также нормативно-правовые акты и документы и др, которые помогли уточнить некоторые факты и детали.

Эффективность административной реформы в России зависит от множества различных факторов. Важное значение в этом плане отводится организации системы исполнительной власти и ее функционирования как единого механизма со всей полнотой реализации функций на различных уровнях.

Объектом исследования является государственное управление в административно-политической сфере РФ.

Предмет исследования: тенденции государственного управления в административно-политической сфере РФ.

Гипотеза. Автор исходит из научного предположения о том, что специфика государственного управления в административно-политической сфере России последних лет характеризуется двумя основными тенденциями:

- стремление сохранить  демократический режим при постепенном  отстранении значительной части  населения от политического управления

- борьба с правовым  нигилизмом населения и стремление вовлечь профессиональные круги в процесс принятия политико-управленческих решений.

Цель исследования: на основе всестрононнего  анализа современного государственного управления РФ выявить специфику и тенденции развития административно-политического управления, а также раскрыть наиболее общие критерии эффективности государственного управления РФ.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать исторический опыт разделения властей и механизм государственного управления;
  • охарактеризовать ветви власти, ее признаки и функции, уделив особое внимание исполнительной власти;
  • дать характеристику понятия исполнительно-распорядительной деятельности;
  • проанализировать особенности системы государственного управления в Российской Федерации;
  • раскрыть наиболее общие критерии оценки эффективности государственного управления РФ;
  • на основе предложенных критериев оценки эффективности государственного управления в РФ предложить прогноз направления дальнейшего развития государственного управления в РФ.

 

Методологическую  основу исследования составили принципы познания социальных явлений в их историческом развитии и во взаимосвязи, взаимообусловленности, с точки зрения теории и практики, истории и современности. Исследование осуществлялось на основе использования таких методов научного познания как: исторический, сравнительно-правовой и системный.

 

 

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В соответствии со ст. 1 Конституции  РФ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Указанная норма имеет основополагающее значение. В ней устанавливаются  форма государственной власти в  Российской Федерации и, соответственно, режим политической, экономической и иной свободы личности в обществе. Однако понять содержание этой статьи можно, лишь имея четкое представление о том, что такое государство, из каких компонентов оно состоит и в каких формах может проявлять и проявляет свою власть.

В самом общем и  популярном понимании государство представляет собой аппарат управления делами общества и защиты прав личности от произвола со стороны других лиц, органов и организаций. Современное государство имеет сложную структуру и включает: 1) представительные (законодательные) органы власти; 2) главу государства - президента; 3) правительство, министерства и иные органы управления; 4) правоохранительные органы: суд, прокуратуру, полицию; 5) армию и разведку; 6) исправительно-трудовые учреждения для лиц, отбывающих наказание1.

Государственные органы тем или иным образом взаимосвязаны  и организованы в единое целое. Способы  организации государства и понимаются как его форма. При этом в форме  государства выделяют три основные стороны: форму правления, форму  государственного устройства и политический режим.

Форма правления характеризуется  способами образования высших органов  государственной власти, порядком распределения  между ними полномочий. Различают  две основные формы правления: монархию и республику. При монархии высшая власть в государстве принадлежит одному лицу - монарху, унаследовавшему престол или избранному пожизненно. При республиканской форме правления высшую государственную власть осуществляет выборный орган (парламент, сенат), избранный населением на определенный срок, как правило, в ходе прямых и тайных выборов. Имеются государства, в которых высшая власть одновременно принадлежит и монарху, и представительному органу власти, избранному населением. Такие государства называются ограниченной или конституционной монархией.

Форма государственного устройства понимается как способ распределения  государственной власти между ее центральными органами и органами власти отдельных территорий страны. Выделяются две формы государственного устройства: унитарная и федеративная.

Способы осуществления государственной власти по отношению к гражданам, их объединениям, формы и методы участия населения в делах государства охватываются понятием политического режима. Многовековая история государства знает два вида такого режима: демократический и авторитарный. Для демократического режима характерны широкое участие населения в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, широкий спектр политических свобод граждан, режим законности, охрана прав и законных интересов граждан и др. 2

В противоположность  демократии авторитарные режимы - неограниченная монархия, фашизм - характеризуются  бесправным положением граждан, их отстранением от государственной деятельности, как  правило, наличием единоличной власти. В странах с таким режимом чаще всего царят произвол и беззаконие, самые грубые формы нарушения прав человека.

Конституционное закрепление  Российской Федерации как федеративной демократической республики означает следующее:3

1. В стране действует  республиканская форма правления. Все граждане России имеют право участвовать в формировании законодательной власти Российской Федерации - Федерального Собрания, а также избирать главу государства - Президента Российской Федерации. Республиканская форма правления предоставляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия, наиболее полного и последовательного отстаивания интересов большинства россиян высшими органами власти, сформированными самим населением.

2. Российское государство  представляет собой федерацию.  Представительные (законодательные) органы субъекта Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно-правовой деятельности, принимают законы и иные нормативно-правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации и Правительство.

В таком многонациональном  государстве, как Россия, федеративная форма государственного устройства является наиболее оправданной, ибо федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой нации и народности.

3. Российская Федерация  - демократическое государство. Россиянам предоставляются все известные современной политико-правовой практике формы участия населения в делах государства и формировании его органов, свобода слова, митингов, шествий и демонстраций и иные политические права. В стране принимаются меры к реальному осуществлению каждым гражданином предоставленных ему прав и укреплению законности и правопорядка.4

 

С момента окончания  советской эпохи и преобразования социалистической плановой экономики  в рыночную, государственный аппарат  нашей страны находится в состоянии реформирования. Глубокая трансформация основ государственности, формы правления и государственного устройства, изменение основных характеристик политического режима повлекло перестройку всего государственного механизма. Следствием этого стало: формирование новой системы законодательной власти, проведение судебной и административной реформ, основной целью которых стала с одной стороны – ломка прежнего механизма, с другой – коренная модернизация государственного аппарата, повышения эффективности государственной власти в целом.

Для каждого государства  проблема государственного управления является одной из самых актуальных. Главная задача реформирования государственного аппарата современной России заключается  в совершенствовании системы  органов управления, форм и методов их деятельности. Изменение структуры органов исполнительной власти как правило ведет к изменению функций государственного регулирования, форм и порядка реализации государственных полномочий, принципов функционирования государственного аппарата.

Система органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровне за период с 1992 по 2008 г. изменялась неоднократно. Указы Президента РФ об изменении их структуры издавались с периодичностью один раз в 2 года.

В субъектах РФ помимо перестройки регионального компонента механизма государственного управления, менялись принципы и формы взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, менялся объем и содержание государственных полномочий и предметов ведения. В последнее время, с принятием Концепции административной реформы, в решение задач государственного управления все активнее включаются институты гражданского общества.

На протяжении 90-х годов  изменения системы и структуры  органов исполнительной власти в  основном носили спонтанный характер, и были направлены на решение текущих вопросов. Развитие системы государственного управления первоначально сводилось к провозглашению децентрализации как основного средства повышения эффективности государственной власти и главного принципа регулирования социально-экономических отношений. Проявления суверенитета субъектов Российской Федерации приветствовалась во всех формах и на всех уровнях, что в конечном счете привело к возникновению вполне реальной угрозы сепаратизма и распада федеративного государства.

Информация о работе Государственное управление в РФ