Внутренние функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной курсовой работы можно определить следующим образом: внутренние функции государства не могут оставаться неизменными в силу постоянного изменения экономической, общественно – политической и иных сторон общественной жизни. Поэтому необходимо постоянно исследовать и обобщать накопленный опыт государственного управления для того, чтобы осуществлять внутренние функции государства в соответствии с изменяющимися условиями.
Целью данной курсовой работы является исследование внутренних функций государства на примере Республики Казахстан.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………4
1 Понятие функций государства ……………………………………………6
2 Понятие внутренних функций государства ……………………………..11
3 Содержание внутренних функций государства на примере
Республики Казахстан ………………………………………………………15
3.1 Экономическая функции государства. Функция налогообложения…15
3.2 Функция защиты прав и свобод граждан, обеспечения
законности и правопорядка. Социальная функция ……………………….18
3.3 Экологическая функция государства. Функция культуры, науки .…..22
Заключение ……………………………………………………………………25
Список использованных источников …………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

внутренние функции государства.docx

— 81.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

2 Понятие внутренних функций  государства

В научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по разным критериям.

По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние – деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.

Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.

Деление функций государства на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны - в сферах экономики, политики, культуры и других - зависит, а не редко и в значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств и так далее. Здесь, например, вообще различать внешние и внутренние функции государства просто невозможно.

Поскольку целью представленной курсовой работы является исследование именно внутренних функций государства, то перейдем непосредственно к рассмотрению содержания внутренних функций государства.

Среди внутренних функций государства различаются функции основные и неосновные.

Основные функции – это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

Основным функциям государства присущ ряд общих черт. Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др., с другой стороны, экономическая, социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др.

Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры основная функция носит комплексный, собирательный характер, требует системного анализа. Она воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни. Приведем примеры:

Обеспечение общественного порядка, безопасности, прав и свобод граждан, в том числе:

  • борьба с преступностью;
  • учет и регистрация населения;
  • предотвращение различных катастроф;
  • меры для ликвидации последствий стихийных бедствий.
  • Установление и охрана общих правил социальной жизни: экономических, политических и других социальных отношений (гражданское законодательство, трудовое законодательство и т. д.).
  • Валютно-финансовое регулирование (особо выделяется эмиссия — выпуск денег).
  • Бюджетное регулирование, сбор налогов, пошлин; распределение доходов и расходов в бюджете.

Неосновные функции можно подразделить на традиционные (исторически сложившиеся) и «новые», возникшие в XX веке. Традиционные функции выполняют не все государства. Они неодинаковы, каждое государство имеет свои исторически сложившиеся функции. В РК к традиционным функциям можно отнести:

  • управление транспортом и связью;
  • управление образованием и здравоохранением;
  • зашита неполноценных лиц и помощь им;
  • управление средствами массовой информации.

Иногда некоторые традиционные функции становятся избыточными, и государство отказывается их выполнять. В число «новых» функций входят следующие.

  • Государственное предпринимательство. Государство непосредственно занимается производством в оборонной сфере и в других сферах, где оно от имени общества должно осуществлять контроль за производством. Данная функция была основной в социалистических странах, там государство было и собственником, и предпринимателем.
  • Влияние на экономические процессы для поддержания стабильного развития народного хозяйства. Государство осуществляет данную функцию как экономическими, так и административными мерами.
  • Социальные услуги. Под влиянием борьбы трудящихся государство занимается социальным обеспечением, то есть выплачивает различные пенсии, пособия многодетным семьям, по безработице, жилищное пособие малоимущим и т. д.

Сообразно с этим основные функции государства охватывают, группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.

Необходимо помнить, что термин «неосновные функции» условный. Его употребление правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.

В процессе исторического развития государства в его внутренних функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие – углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи – возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому внутренние функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства.

 

 

 

 

 

 

 

3 Содержание внутренних  функций государства на примере  Республики Казахстан

3.1 Экономическая функции государства. Функция налогообложения.

 

Экономическая функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

В ней наиболее полно проявляется современная роль государства в области хозяйствования. В основе экономической функции лежит жизненно необходимая реальная рыночная реформа, призванная коренным образом трансформировать экономический механизм Республики Казахстан.

В 1990 г. Казахстан занимал 53-е место в мире, а среди бывших союзных республик 3 место  после Российской Федерации и Украины. То есть по экономической мощи Казахстан был сравним с такими государствами мира, как Греция, Норвегия, Венгрия, Сирия и др. Распад СССР, нарушивший традиционные хозяйственные связи, отработанную систему взаимных поставок, показавший неконкурентоспособность многих казахстанских товаров, особенно товаров народного потребления, либерализации внешней торговли привели к падению производства, остановке многих предприятий, безработице, снижению жизненного уровня населения. Ежегодное падение производства в среднем на 15-20% значительно ухудшило экономические показатели Казахстана на мировой арене.

Экономические и социальные проблемы усугубляются еще и тем, что Казахстан предстает экологически уязвимой страной, что является прямым наследием прошлых лет. В сельском хозяйстве, на объектах промышленности, энергетики и транспорта слабо развита государственная система охраны окружающей среды, расширяются зоны экологического бедствия (к ним уже отнесены Приаралье, часть района вокруг бывшего Семипалатинского ядерного полигона).

Главной внутренней функцией Республики Казахстан на тот момент для выхода из создавшегося положения –дальнейшее продолжение работы по осуществлению реформ в направлении рыночной экономики.

В середине 1994 г. правительство Республики приняло «Программу действий правительства по углублению  реформ и выводу из экономического кризиса» сроком до 1996 г. Затем эта программа была продолжена на последующий период в виде Среднесрочной программы экономических реформ в Казахстане на 1996-1998 гг. и Программы Правительства до 2000 г.

Основная мысль во всех этих документах – переход к рынку и становление Казахстана как суверенного государства.

Ныне экономическая функция охватывает такие направления государственной деятельности, как

структурная перестройка казахстанской экономики, при которой будет производиться только продукция, жизненно необходимая человеку, государству, мировому рынку;

  преимущественная поддержка стратегических, высококонкурентных на мировом рынке и социально значимых для Казахстана производств;

  демонополизация производства;

  реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства;

целенаправленная инвестиционная политика;

отстаивание интересов казахстанских компаний на внутреннем и мировом рынке;

  реформа экономического механизма аграрного сектора и прежде всего обеспечение права частной собственности на землю;

  постепенное снижение темпов  инфляции и торможение роста  цен; приостановка спада производства;

формирование современной системы расчетов и начало глубокой реформы Центрального банка и т.д.

Вторая функция обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет его структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей.

Главными средствами перераспределении доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

В новых условиях развития РК в силу возрастания роли, значительного расширения объема и усложнения содержания данная функция, будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета, за счет всех видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, основанных на всех формах собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с граждан и т.п., а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.

 

 

 

 

 

 

3.2 Функция защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. Социальная функция

Переход Республики Казахстан от тоталитаризма к демократическому правовому государству возвел в ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

Под общественным порядком понимается система общественных отношений, регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.)

Конституция РК (ст. 1), признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Тем самым охрана и развитие разносторонних прав и свобод граждан должны составлять смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти. К сожалению, это конституционное требование пока еще должным образом не выполняется.

В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений.

Информация о работе Внутренние функции государства