Внутренние функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 04:31, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы о государстве, рассматриваемые в «Теории государства и права», его понятие, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется тем, что названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев общества. Рожденное противоречивым обществом государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет потребности общества, служит его интересам.
Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства – характеристики именно того, что и как государство «делает».

Содержание

Введение……………………………………………………… 3 стр.
Глава 1. Функции государства.
1.1. Понятие и признаки функций государства…………………5 стр.
1.2 Классификация функций государства………………………9 стр.
1.3 Глобальные проблемы и функции государства…………….10 стр.
1.4. Эволюция функций государства……………………………11 стр.
Глава 2.Основные внутренние функции
2.1. Экономическая функция……………………………………12 стр.
2.2. Социальная функция………………………………………..14 стр.
2.3. Функция развития культуры, науки и образования………16 стр.
2.4. Экологическая функция………………………………….....17 стр.
2.5. Функция налогообложения и взимания налогов…………..19 стр.
2.6. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности,
правопорядка……………………………………………………..22 стр.
Заключение………………………………..…………………..…..24 стр.
Список использованной литературы.………………………........25 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Внутренние функции государства.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутренние  функции государства

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа-2008

 

 

 

Содержание

       Введение……………………………………………………… 3 стр.

     

 Глава 1. Функции государства.

 

1.1. Понятие и признаки функций государства…………………5 стр.

   

1.2 Классификация функций государства………………………9 стр.

      

1.3 Глобальные проблемы и функции государства…………….10 стр.

          

1.4. Эволюция функций  государства……………………………11 стр.

 

Глава 2.Основные внутренние функции

 

2.1. Экономическая функция……………………………………12 стр.

 

2.2. Социальная функция………………………………………..14 стр.

 

2.3. Функция развития культуры, науки и образования………16 стр.

 

2.4. Экологическая функция………………………………….....17 стр.

 

2.5. Функция налогообложения и взимания налогов…………..19 стр.

 

2.6. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности,

правопорядка……………………………………………………..22 стр.

 

 

Заключение………………………………..…………………..…..24 стр.

Список использованной литературы.………………………........25 стр.

 

 

 

 

                                                       Введение

 

 

    Вопросы о  государстве, рассматриваемые в  «Теории государства и права»,

его понятие, сущности и роли в обществе  с давних  пор относятся к числу

основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это  объясняется тем, что названные вопросы  прямо  и  непосредственно  затрагивают  интересы различных слоев общества.  Рожденное  противоречивым  обществом  государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его  деятельность  и социальная роль. Как форма  организации  общества,  призванная  обеспечивать его  целостность  и   управляемость,   государство   выполняет   потребности общества, служит его интересам.[1]

     

    Теория  государства   для  описания,   объяснения   и   прогнозирования деятельной стороны государства  использует  понятие  функции  государства  – характеристики именно того, что и как государство «делает».[2]

    

   Функции  государства  –  это  направления  деятельности,  но  не  сама деятельность.[3] В функциях государства  выражаются  его  сущность,  цели  и задачи. Функции государства сложное по своему содержанию явление.[4]

 

   В рамках  курсовой  работы  будут  рассмотрены   понятие  и  эволюция, классификации и содержание, а  также методы  осуществления  внутренних функций государства.

           Функции государства представляют  собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи  государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.[5]


1. Теория государства  и права: Учебник для вузов  /  Под  ред.проф.  В.М.

      Корельского  и проф. В.Д. Перевалова – М.: ИНФРА-М, 2000.

  2. Венгерова А.Б.  Теория государства  и  права   Учебник  для  юридических

      вузов  – М.: Юриспруденция, 1999.

3. Комаров С.А.,  Малько  А.В.  Теория  государства и права.  Учебно  –

      методическое  пособие. Краткий учебник для  вузов. – М.: ИНФРА-М,   1999.

4. Проблемы теории  государства и права. Учебное  пособие. / Под ред.  М.Н.

      Марченко  – М.: Проспект, 1999.

5. Общая   теория   государства   и права. Академический  курс в 2-х томах.  Отв.ред.проф. М. Н. Марченко. Т.1,  Теория государства. М.Изд. Зерцало,1998г., с.198

 

   Главная задача этой работы в том, чтобы составить представление о том, что есть функции современного государства в их многообразии и развитии.

 

   Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

 

   Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его с точки зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным, с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

 

   На современном этапе развития Российского государства объективной реальностью стало обострение социальных проблем. В период экономических реформ и социально-политических преобразований произошло резкое ограничение деятельности государства в социальной сфере, что поставило большую часть населения на грань выживания. И это несмотря на то, что Конституция РФ 1993 года в статье 7 провозгласила Россию социальным государством. В связи с этим в ряду актуальных общетеоретических проблем, имеющих важное научно-практическое значение, существенное место принадлежит социальной функции государства.  
  

   Осуществление этой функции обеспечивает достойное существование и развитие каждого человека, создает условия для самореализации личности. Этим определяется ее особое положение в системе внутренних функций государства. В настоящее время социальная функция наполнилась новым содержанием, что связано с движением России к социальному правовому государству. Социальный принцип государственности актуален как для мирового, так и для российского политического развития. Практика большинства демократических стран (Германия, Франция, Дания) показывает, что у государства есть реальные возможности обеспечить достойный уровень жизни своим гражданам в рамках функционирования социального государства.

 

 

В своей работе я постарался раскрыть данную тему, базируясь на различной правовой литературе, переложив  некоторые аспекты этого вопроса  на российскую действительность.

 

 

Глава 1.

                 

1.1   Понятие  и признаки функций государства

 

 Функциями   государства   называют   основные,   социально    значимые направления   его   деятельности,   выражающие   сущность   государства    и соответствующие главным  задачам  определенного  исторического  этапа  разкивития  общества,  а   также   механизм   государственного   воздействия   напроисходящие в нем процессы.[1]

 

   Профессор Марченко  добавляет: “которые (функции) определяются  также стоящими перед ним (государством) на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением”.[2]

 

     В  функциях государства выражается  его сущность, его  предназначение  и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется  в первую очередь его назначением  и  направлением  деятельности,  которую  оно осуществляет. Предназначение  государства,  проявляющееся  в  его  функциях, есть объективная необходимость выполнения  общественно  полезной,  социально обусловленной деятельности.[3]

   

  Каждая из  функций государства имеет определенное  содержание,  которое показывает,  что  делает  государство,  чем  занимаются  его  органы,  какие вопросы  они  решают.  Содержание  функций  не  остается  неизменным  -  оно меняется вместе с  изменениями,  происходящими  в  обществе.  На  содержание функций  современных  государств  оказывают  влияние  национальные факторы, научно-технический прогресс, процессы информатизации и др.

Научное познание государства  любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.

1. Клименко А.В., Румынина В.В.  Теория государства  и  права:  Учеб.пособиедля студентов учреждений сред.проф.образования – М.: Высшая школа, 2000,  с.99.


2.  Теория государства  и права. Курс лекций под  редакцией профессора М.Н. Марченко. 1996. Стр. 80)

3. Клименко С.В., Чичерин  А.Л. Основы  государства  и  права  –  М.:  Теис,

1996, стр. 5.

 

В этих определениях выделены наиболее существенные признаки функций  государства.

1. Функции государства  непосредственно выражают и предметно  конкретизируют его классовую  и общечеловеческую сущность. Их  содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.

2. В функциях государства  воплощается и раскрывается его  активная служебная роль как  важнейшей части надстройки по  отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.

3. Функции государства  возникают и развиваются сообразно  его историческим задачам и  целям. Государство выполняет  свое социальное назначение посредством  осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.

Так, в условиях, войны  или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом  стоят задачи защиты страны от нападения  извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада, а тем более экономического кризиса, когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первом плане в силу самих объективных обстоятельств оказываются экономические функции.

4. В функциях государств  различных исторических типов  проявляются и объективируются  присущие им особенности и  закономерности развития, динамика  социально-экономических, политических  и духовных преобразований в жизни общества.

Раньше широко допускалось  отождествление функций государства  как основных направлений деятельности государства с самой его деятельностью.

Наиболее ярко это  прослеживалось, например, в работах  Г.Кельзена при рассмотрении деятельности государства как “чисто юридического феномена”, сугубо юридического лица и как своеобразной корпорации. Государство, пишет в связи с этим Г.Кельзен в своей широко известной работе “Общая теория права и государства”, если рассматривать его “чисто правовой феномен, как юридическое лицо”, есть не что иное, как корпорация. Его черты и особенности в полной мере охватываются общим понятием корпорации.

“Вопрос, однако, заключается  в том, как государство - корпорация отличается от других корпораций”.

Отвечая на него, автор приходит к выводу о том, что основное различие между ним и другими корпорациями заключается в “нормативном порядке”, который сам устанавливается государственной корпорацией. С юридической точки зрения “проблема государства - корпорации по своему существу есть проблема национального правового порядка”

В связи с тем что  государство выполняет множество  функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная  классификация.

Рассмотрим некоторые  основания (критерии) такой классификации.

Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни  — внутренней или внешней —  осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических — они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства — это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.

Среди внутренних и внешних  функций государства различаются  функции основные и неосновные.

Основные функции —  это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

Основным функциям государства  присущ ряд общих черт. Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется  классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др., с другой стороны, экономическая, социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др.

Во-вторых, в отличие  от многочисленных государственных  функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого  органами 
(например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность. дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

Информация о работе Внутренние функции государства