Внутренние функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной курсовой работы можно определить следующим образом: внутренние функции государства не могут оставаться неизменными в силу постоянного изменения экономической, общественно – политической и иных сторон общественной жизни. Поэтому необходимо постоянно исследовать и обобщать накопленный опыт государственного управления для того, чтобы осуществлять внутренние функции государства в соответствии с изменяющимися условиями.
Целью данной курсовой работы является исследование внутренних функций государства на примере Республики Казахстан.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………4
1 Понятие функций государства ……………………………………………6
2 Понятие внутренних функций государства ……………………………..11
3 Содержание внутренних функций государства на примере
Республики Казахстан ………………………………………………………15
3.1 Экономическая функции государства. Функция налогообложения…15
3.2 Функция защиты прав и свобод граждан, обеспечения
законности и правопорядка. Социальная функция ……………………….18
3.3 Экологическая функция государства. Функция культуры, науки .…..22
Заключение ……………………………………………………………………25
Список использованных источников …………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

внутренние функции государства.docx

— 81.66 Кб (Скачать файл)

С учетом опасных тенденций в динамике роста и структуре преступности, представляющей угрозу национальной безопасности РК, главное в охране правопорядка сегодня – это обуздание преступности.

В последнее время предприняты меры по концентрации усилий государства на этом важном направлении, подготовлена программа борьбы с преступностью на ближайшие годы.

Кроме вышеперечисленных внутренних функций государства выделяют и функцию обеспечения народовластия. Теория государства и права до самого последнего времени пытается обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум.

Обладая верховенством в системе государственной организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание данной функции составляют:

1) реализация волеизъявления  народа в форме законодательства (правотворчества).

2) обеспечение государственного суверенитета.

3) официальное представительство  общества, т.е. будучи носителем политической  власти, государство представляет  собой юридическую личность, субъект  права. Вместе с тем осуществление  функции обеспечения народовластия  предполагает наличие правовых  отношений между государством  и обществом, зависимость государства  от общества, ответственность перед  ним.

4) защита конституционного  строя, которая реализуется как  специальными органами (Конституционным  судом), так и непосредственно  народом, путем осуществления права  на сопротивление любой попытке  насильственного изменения или  устранения существующего конституционного  строя.

Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении. Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Содержание этой функции многозначно: государство призвано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивать систему социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Важные стороны социальной функции государства составляют также смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы; стабилизация уровня жизни населения и более равномерное распределение бремени экономических трудностей между различными группами населения.

В Конституции РК 1993 г. впервые записано, что Казахстан - социальное государство. В ней также впервые признаны две формы собственности: государственная и частная. Это же нашло отражение в Конституции 1995 г. Конституция создает законодательную основу для развития предпринимательства, следовательно, для формирования социального слоя, обладающего частной собственностью. В то же время Конституция создает правовые предпосылки для защиты человека от государства и частных собственников, запрещая принудительный труд, использование имущества для нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, в частности, эксплуатации. В связи с этим предусматривается широкий спектр социально-экономических прав человека, позволяющих свободно трудиться в любой сфере и предоставляющих возможность получать вознаграждение за труд не ниже установленного законом минимума. Следовательно, Конституция возлагает на государство обязанность следить за установлением социальной справедливости в сфере экономических отношений и распределения.

Подходы к социальной политике существенно изменились. Суть изменений свелась к резкому увеличению государственного финансирования социальной сферы (образование, здравоохранение, социальная помощь безработным, инвалидам, многодетным, жилищное строительство и т.д.).

Были образованы фонды социального, медицинского страхования и занятости. Средства фондов образуются за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, независимо от форм собственности и видов деятельности, обязательных страховых взносов работающих граждан.

В 2015 г. закончится реформирование системы образования, а именно завершиться программа перехода на 12-летнее образование. В 1995-1996 гг. началась реорганизация системы здравоохранения. Основным направлением реформирования стало введение многоукладной медицины (государственное здравоохранение, обязательное медицинское страхование, частный сектор). Также осуществление социальной функции государства еще не отвечает предъявляемым к ней требованиям. В обстановке роста цен происходит снижение жизненного уровня населения, растет число граждан, чьи доходы меньше среднего прожиточного минимума. Устранение такого рода негативных явлений – первоочередная задача государства.

3.3 Экологическая функция государства. Функция культуры, науки

 

Непосредственно примыкает к социальной экологическая функция, которая обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность.

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

Если каждое современное государство не возьмет на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также не станет взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды существования человечества, то в самое ближайшее время неминуем общецивилизационный коллапс, глобальный кризис. Таков современный экологический императив в его государственном преломлении. Радиоактивные отходы, промышленное загрязнение водных и воздушных ресурсов, сокращение лесов – этих легких Земли, – иные неблагоприятные последствия – все это ужасающие реалии современного человеческого существования.

Объективным фактором, вызывающим необходимость в такой основной государственной функции как экологическая, является развитие научно-технической революции и ее последствия для человека. Создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что, в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема экологии вышла на передний план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества.

Основное содержание экологической функции составляют государственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды.

С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания. В Уголовном кодексе составы экологических преступлений выделены в самостоятельную 11 главу. Это связано с особой важностью благ и ценностей, охватываемых интересами защиты экологической безопасности в РК. 
              В связи с этими рассуждениями вполне логично признание экологической безопасности составной частью нашей национальной безопасности в Законе РК «О национальной безопасности РК» от 26 июня 1998 г.: «Экологическая безопасность является одним из направлений правовых отношений в области обеспечения национальной безопасности в стране. Под экологической безопасностью следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду».

Далее перейдем к рассмотрению функции развития культуры, науки и образования. Эта функция сложилась вместо ранее осуществлявшейся культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. В отличие от прежней нынешняя функция развития культуры, науки и образования зиждется на признании Конституцией РК (ст. 5) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Статьей 44 Конституции «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания», охрана интеллектуальной собственности.

Статьей 20 Конституции каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, охрана интеллектуальной собственности.

Содержание этой функции сегодня составляет государственная поддержка развития

культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т.д.;

физической культуры и спорта;

радио, телевидения и других средств массовой информации;

сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

В содержание данной функции входят также: государственная поддержка развития науки, ее естественной интеграции в новые рыночные условия; создание благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и для свободной состязательности различных школ и направлений; поддержка приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий; эффективное использование как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, развитие интеграции науки и высшего образования; меры по улучшению работы общеобразовательной школы.

Имеющиеся в осуществлении этой функции трудности и упущения, к сожалению, связаны в основном с недостаточным выделением средств на развитие культуры, науки и образования из государственного бюджета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:

Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а, следовательно, и различные его функции.

В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

В данной курсовой работке рассматривались непосредственно внутренние функции государства.

Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства.

Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что современной Республике Казахстан присущи следующие внутренние функции: экономическая, социальная функция, налогообложение, экологическая функция, функция культуры, науки; функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка, обеспечения народовластия.

Теория государства и права до самого последнего времени пытается обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия.

Подводя итог необходимо отметить, что внутренние функции государства играют определяющую роль в жизни общества, да и государства в целом.

Список используемых источников

 

  1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года
  2. Байтин М.И. Понятие и классификация функций государства // Государство и право – 2011 - № 8 – с. 13 – 19.
  3. Байтин М.И. Сущность и типы государства // Теория государства и права. Курс лекций. 2008
  4. Общая теория права / Под общ. Ред. А.С. Пиголкин. Изд. 2-е. –М.:НОРМА – ИНФРА –М, 2012.
  5. Общая теория права и государства /Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996.
  6. Общая теория государства и права М.К. Марченко М.Т-1 «Зерцало», 2009
  7. Основы государства и права Казахстана, Сапаргалиев, г. Алматы «Атамура», 2000 с. 27
  8. Сенякин И.И. Основные внутренние функции государства // Право и политика – 2004 - № 1. – с. 34 – 40.
  9. Теория государства и права / Под ред. А.Б. Венгерова-М.: Юридическая литература, 1999.
  10. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001г.
  11. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко. - М.:Зерцало, ТЕИС, 1996. - 475 с.
  12. Теория государства и права: Учебно-методический комплекс / Под редакцией д.ю.н., проф. С.Ю. Марочкина. Тюмень: Издательство ТГУ, 2000.- 216 с.
  13. Теория права и государства / Под ред. Н.А. Катаева и В. В. Лазарева. – Алматы: Китап, 2001/

Информация о работе Внутренние функции государства