Виды норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Нормой общество представляет общее правило поведения, действующее непрерывно
во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества
случаев. С процессом общественного регулирования поведения людей связано
формирование и развитие социальных норм.
В социальных нормах общество видит социально-волевые, исторически сложившиеся
или целенаправленно установленные масштабы поведения, регулирующие поведение
людей в обществе и их жизнь.
Социальные нормы образуют единую систему, и в своей системе они обеспечивают
всестороннее и глубокое воздействие на жизнь общества, на все ее сферы. Эти
нормы рассчитаны на то, чтобы направлять поведение людей в будущем, то есть в
заранее не зафиксированных случаях.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ.........................3
2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОЙ НОРМЫ..........4
3. СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ.................9
· Понятие структуры нормы права................9
· Внешнее выражение структуры нормы права в тексте нормативных
юридических актов......................10
· Структура логической нормы..................12
· Структура нормы-предписания..................14
4. ВИДЫ ГИПОТЕЗ, ДИСПОЗИЦИЙ, САНКЦИЙ..........16
· Виды гипотез........................16
· Виды диспозиций.......................17
· Виды санкций..........................18
5. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА..............21
6. ФОРМЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМ ПРАВА В ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКАХ.........................28
· Прямой способ изложения....................28
· Отсылочный способ изложения.................29
· Бланкетный способ изложения..................29
· Абстрактный способ изложения................30
· Казуальный способ изложения..................30
· Ссылочный способ изложения...................31
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................32
8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик 2.docx

— 80.27 Кб (Скачать файл)

исчерпывалось бы одной группой норм. Даже в уголовном праве — системе

запрещающих норм необходимым компонентом являются обязывающие нормы общей

части, а нормы о необходимой обороне и крайней необходимости —

управомочивающие. (Нельзя сказать, что запрещающие нормы «обязывают не

совершать», они запрещают совершать.)

Специфика запрещающих норм состоит в том, что они формулируются как

полудиспозиции, т.е. прямо не устанавливают правил позитивного поведения, что

характерно для обязывающих и управомочивающих норм. Они указывают лишь на

запрещаемые действия, которые нельзя совершать, и тем самым — диктуют правила

поведения. Поэтому в запрещающих нормах нет прямо выраженных диспозиций.

Статьи уголовного кодекса, содержащие уголовно наказуемые деяния,

представляют собой гипотезы,

Которые слились с диспозициями. Но если их брать вместе с положениями общей

части, то характер диспозиций-запретов вырисовывается полностью. Особенности

уголовного закона сводятся к тому, что запрет в нем словесно не

сформулирован, но он в силу своей общеизвестности логически предполагается.

Например, уголовное наказание за хищение собственности означает запрещаемое

действие. Как должен вести себя субъект, какие ему следует избирать

установки, каким образом сориентировать себя в общественной практике — он

должен решить сам.

Анализируя социальную природу норм права, приходим к выводу о ведущем

значении дозволений, так как они предполагают установление государством

обязываний и запретов. Это значит, что все эти способы регулирования

составляют единую систему, причем изменения в одной из норм права обязательно

влекут корректировку других.

В социальном плане доминирующий элемент правовой нормы состоит в том. что она

что-либо предписывает, запрещает или разрешает. Если предписывающая

определенное поведение норма одновременно что-то запрещает или разрешает,

решающим, наиболее существенным в ней все же является то, что она

предписывает. Этот доминирующий элемент правовой нормы всегда можно

определить. Можно выделить два смысла «разрешения»: в рамках обязывающих или

запрещающих норм и содержащееся в управомочивающей норме.

Очевидна условность деления норм права на указанные виды. В процессе их

реализации действующие субъекты всегда соотносятся друг с другом как носители

прав и обязанностей. Без такой связи нормы права неосуществимы. Однако это

деление имеет и политический, и правовой смысл. Оно дает возможность

выяснить, на чем сделан акцент в поведенческой направленности нормы. Отсюда

реальность существования обязывающих, запрещающих и управомочивающих норм.

Нельзя переходить объективных границ этого разграничения.

В административном праве доминируют обязывающие нормы, в гражданском,

семейном, трудовом, земельном и ряде других регулятивных отраслей —

управомочивающие, в уголовном — запрещающие. Большинство норм уголовно-

исполнительного законодательства — обязывающие, однако немало и запрещающих;

большую часть (права осужденных) составляют управомочивающие нормы.

Для обязывающих и запрещающих норм характерна тесная взаимосвязь, переход

одних в другие. Правомочия юридических лиц по гражданскому праву — это в то

же время и обязанности их руководителей по административному праву. Нередко

обязывание и управомочивание, запрещение и управомочивание как формы

регулирования сливаются в одной и той же норме.

Для примера сошлемся на норму, содержащуюся в ст. 77 У П К РФ, которая

устанавливает, что в исключительных случаях  лица, впервые осужденные к

лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания

назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть решением

начальника тюрьмы или следственного изолятора оставлены с их письменного

согласия в тюрьме или в следственном изоляторе для работы по хозяйственному

обслуживанию.

Представляется, что в данной статье содержится две диспозиции, причем первая

словесно отсутствует, но логически выражена через оборот «в исключительных

случаях». Следовательно, она может быть сформулирована таким образом:

«Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе для работы по

хозяйственному обслуживанию запрещается». Вторая диспозиция —

управомочивающая, но не обязывающая, так как в исключительных случаях и при

наличии согласия осужденных они могут быть оставлены для работы по

хозяйственному обслуживанию.

В законодательстве, в различных его отраслях довольно часто наблюдается

употребление таких смысловых оборотов: «как правило, не разрешается», «как

правило, может быть разрешено», «в исключительных случаях», «как правило,

должно быть ...» и т.д.

Подобные технические приемы позволяют охватить нормами права разнообразные

отклонения от общих правил, которые порой невозможно заранее предвидеть во

всех деталях. Тем самым расширяются границы правового воздействия,

обеспечивается его гибкость в различных ситуациях.

И все же такое соединение форм регулирования следует отнести скорее к

недостаткам, чем к положительным свойствам форм правовых норм. Здесь

открываются широкие возможности для их свободного толкования специальными

субъектами, исполняющими нормы, так как смысловое содержание подобных

оборотов крайне неопределенно. Какой случай считать исключительным, а какой

нет — неизвестно. Однако не следует в этих технических приемах видеть промах

законодателя. Компетентные органы сознательно идут на их использование в

законодательной практике, так как рассчитывают на юридическую квалификацию,

на достаточно высокий уровень общей и правовой культуры тех, кто

непосредственно причастен к реализации соответствующих норм. Иначе говоря,

право не может постоянно оставаться в одних и тех же очерченных, традиционных

формах выражения своих норм. Эти формы необходимо обогащать.

Обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы в свою очередь могут быть

классифицированы и по другим различным основаниям. Так, например, запреты

подразделяют: по сферам общественной жизни — социально-экономические,

политические, личные; по функциональному назначению — запреты в широком и

узком смысле; по характеру и объему правового материала — информативные и

элементарные; по степени определенности — абсолютные и относительные и т.д.

Праву свойственна особая разновидность норм, исходящих от государственных

органов, но наделенных силой рекомендательных норм. Ученые по-разному

оценивают их природу. Одни определенно считают их нормами права (Л.С. Явич,

П.Е. Недбайло), другие столь же категорично относят их к «промежуточной

стадии», определенному этапу в создании нормы (Н.Г. Александров и др.).

Наконец, есть и более сдержанные суждения, исключающие крайности в оценке

рекомендательных норм. Так, А. В. Мицкевич считает, что в рекомендациях, как

правило, сочетается метод общественного регулирования с правовыми формами

воздействия государства на общественные отношения. Такие рекомендации

одновременно устанавливают юридические обязанности по отношению, например, к

органам местного самоуправления о соблюдении предоставляемых прав. Это и

позволяет считать рекомендательные нормы нормами правовыми,

управомочивающими, в конечном счете обеспеченными правовыми санкциями.

5.     По степени активизации социально полезной деятельности

субъектов права нормы права условно можно делить на обычные и поощрительные. В

принципе все они «поощряют» такую деятельность, но выделение поощрительных норм

целесообразно потому, что они чаще всего специально направлены на

стимулирование правомерной деятельности, такой, которую субъекты юридически не

обязаны совершать. Это — правовая благоприятная реакция на правомерное деяние,

превосходящее обычные требования поведения (женщина, имеющая пятерых и более

детей, имеет право на пенсию при достижении 50-летнего возраста).

Поощрительные нормы имеют четко выраженную элементную структуру, причем

диспозицией является поощрение, т.е. предоставление различных материальных,

духовных благ.

Поощрительные нормы — это разновидность управомочивающих либо обязывающих

норм. Диапазон их действия в праве все более расширяется, причем поощрения

нередко предусматриваются и за обычное исполнение обязанностей. Это побуждает

ряд ученых усматривать в поощрениях не особые поощрительные нормы права, а

лишь «поощрительные санкции» к действующим нормам. Этот термин является

метафорой, отходом от обычного понимания санкции в юридическом смысле,

перенесением в право общесоциологического понимания санкции как ответной

реакции на чье-либо действие, что заслуживает внимания.

Поощрительные нормы следует считать нормами права, но выступающие не как

правила поведения, а как государственный призыв к определенному поведению.

При наступлении соответствующих условий у компетентного органа возникает не

только право на применение поощрения, но иногда и обязанность поощрять.

6.     По способам установления правил поведения нормы права делятся

на категорические   и диспозитивные. Первая формулирует определенное правило

поведения, исключает какой-либо выбор, хотя может устанавливать как запрет,

обязывание, так и дозволение; вторая предоставляет субъектам самим определять

конкретное содержание своих  прав и обязанностей и устанавливает правило на

случай, если субъекты не воспользовались своим правомочием. Например, ч. 1 ст.

223 ГК РФ определяет, что  право собственности у приобретателя  вещи по договору

возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или

договором.

7.     По техническим приемам установления правила поведения нормы

права делятся на определенные, бланкетные и отсылочные.

Определенные — непосредственно содержат описание правила поведения в статье,

в которой она излагается. Бланкетные — делают отсылку в самом общем виде к

нормативно-правовому акту в целом или к его части. Отсылочные — содержат

ссылку на правило поведения, содержащееся в конкретных статьях данного

нормативно-правового акта.

8.     По непосредственному предмету воздействия правовые нормы

можно классифицировать на социально-технические и социальные.

Социально-технические — регулируют использование человеком технических

средств, сил природы (правила эксплуатации технических средств, технологические

режимы, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т.д.).

Будучи утвержденными компетентными органами, они становятся юридически

обязательными и тем самым выступают регуляторами отношений между людьми. Их

значение в эпоху научно-технической революции и возрастания роли права в

укреплении связи науки с производством все более возрастает. Социальные —

регулируют общественные отношения, субъектами которых являются люди, их

коллективы, общественные организации и т.п.

9.     Классификацию  норм права можно проводить  и по признакам,

свойственным гипотезе, диспозиции, санкции.

                      5. Формы изложения норм права                     

                          в правовых источниках                         

Если обратиться к статьям нормативно-правовых актов (законам, актам

исполнительной власти) , то при анализе мы не всегда обнаружим все 3 элемента

правовой нормы. Так, в статьях Конституции содержится, как правило, только

гипотеза и диспозиция, санкция же отсутствует. В ряде статей уголовного

закона гипотеза и санкция излагаются в полном объеме, а диспозиция

формулируется лишь в общем виде. Это говорит о том, что норма права и статья

нормативно-правового акта не совпадают.

Фактически элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) могут

располагаться в различных статьях одного и того же нормативно-правового акта.

А иногда и в статьях различных нормативно-правовых актов. Это обусловлено

тем, что нормы имеют неодинаковые формы, способы своего выражения, но при

этом они сохраняют свою логическую структуру.  Ведь норма права - это единое,

общеобязательное правило поведения, которое исходит от государства и

находится под его защитой.

Что такое статья нормативно-правового акта? Это форма выражения, способ

изложения правовой нормы. Существуют следующие основные способы изложения

правовых норм в статьях нормативно-правовых актов:

                         Прямой способ изложения.                        

Суть этого способа состоит в том, что в статье нормативно-правового акта

излагаются все 3 элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция).

Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи

нормативно-правового акта. Можно найти множество примеров такого построения

нормативного материала, когда бы оно идеально соответствовало 3-х членной

структуре нормы права. В действующих нормативно-правовых актах такое

совпадение бывает не всегда. Главное состоит в том, чтобы лица, применяющие

норму права, смогли бы обнаружить в статьях нормативно-правового акта или

актов все структурные элементы , так как только при их наличии норма может

обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений.

Информация о работе Виды норм права