Нормы права: понятие, виды и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 20:53, реферат

Краткое описание

Государство в современном мире является мощным субъектом перераспределения валового внутреннего продукта. Отличие государства как экономического субъекта от прочих экономических субъектов состоит в регулирующей функции и возможностях воздействия на экономическую систему с целью упорядочивания действий и производителей, и потребителей. При помощи сугубо экономических рычагов государство способно изменить поведение всех экономических субъектов, причем в предсказуемом направлении. В данной работе мной будет рассмотрено каким образом государственное регулирование влияет на развитие рыночной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 4
2. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
2.1 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
3. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 11
3.1 МЕТОДЫ КОСВЕННОГО И ПРЯМОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 12
3.2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 15
4. ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА 16
4.1 ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по экономике.docx

— 53.86 Кб (Скачать файл)

  Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский  государственный архитектурно-строительный университет

 

                                                    Кафедра  политологии и правоведения

 

Дисциплина: Право

 

 

Реферат

НОРМЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ,ВИДЫ,СТРУКТУРА

 

 

 Выполнил(а):

    студент группы 2-ЗК-2

  Плисун В.В.

        Проверил:

Старова Ю.А.

         

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1.  ПОНЯТИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 4

2. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6

2.1 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 7

3. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 11

3.1 МЕТОДЫ КОСВЕННОГО И ПРЯМОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 12

3.2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 15

4. ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА 16

4.1 ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение  экономической роли государства  – одна из важных частей экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством.

Современное рыночное хозяйство невозможно представить  без государственного вмешательства. Проблема государственного вмешательства  в экономику является, по моему  мнению, основной для любого государства. В рыночном хозяйстве государству  приходится постоянно корректировать глубину влияния. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не должно отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики. В данной работе основной целью для меня являются функции и степени влияния государства на экономику страны не только в теоретическом аспекте, но и на практическом примере бюджетного регулирования рыночной экономики нашей страны.

Как мне кажется, основная задача государства состоит  в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния  на рыночную экономику. Только сильное  правовое государство может стать  гарантом эффективной рыночной экономики. Сильное государство – это  не такое государство, которое раздаёт  налево и направо многочисленные льготы, а то, которое использует политическую власть для создания условий  для честной конкурентной борьбы.

Государство в современном мире является мощным субъектом перераспределения валового внутреннего продукта. Отличие государства  как экономического субъекта от прочих экономических субъектов состоит  в регулирующей функции и возможностях воздействия на экономическую систему  с целью упорядочивания действий и производителей, и потребителей. При помощи сугубо экономических рычагов государство способно изменить поведение всех экономических субъектов, причем в предсказуемом направлении. В данной работе мной будет рассмотрено каким образом государственное регулирование влияет на развитие рыночной экономики.

1.  Понятие рыночной экономики

Рыночная экономика - экономическая  система, в которой роль основного  регулятора экономических отношений  играет рынок. В этой системе распределение  ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему  цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг  и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.[1]

Неотъемлемыми предпосылками  рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая  свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая  самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.

Будучи общей экономической  системой, рыночная экономика развивается  по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает  общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и  механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общие закономерности реализуются  в разнообразных страновых моделях рыночной экономики.

Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Данной системе присуща способность  автоматически увязывать частные и общественные интересы. Это придает ей необходимую гибкость и динамизм.

Развитие рыночной экономики  сталкивается с рядом противоречий. К основным из них относится неспособность  рыночных механизмов удовлетворять Многие потенциальные общественные потребности, возникающие в ходе развития общества, циклический характер экономического развития, усиление социально-экономической дифференциации, рост монополистических тенденций и др. Рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных благах: в услугах здравоохранения, образования, культуры, связи, охране окружающей среды и др. На индивидуально-частных рыночных началах не могут быть созданы и функционировать многие элементы производственной и социальной инфраструктуры: автомобильные и железнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др. Разрешению или, по крайней мере, смягчению таких противоречий служит государственное экономическое и социальное регулирование. На это в индустриально развитых странах направлена государственная социальная, инновационная, антимонопольная и другие формы политики.[4]

Современная рыночная экономика - социально ориентированная экономика. Государство не только дополняет  и корректирует действие рынка, но и  является важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную направленность развития рыночной экономики.

С позиции истории бизнеса: Рыночная экономика — экономическая система, направляемая и регулируемая механизмом стихийных рыночных транзакций в адекватной институциональной среде и господстве соответствующих институтов.

2. Место государства в рыночной экономике

 

Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. Даже свободная конкуренция  не могла обойтись без государства, которое брало на себя ответственность  за организацию денежного обращения, обеспечение правовой основы рыночной экономики. Необходимость в деятельности государства вызывалась потребностями  развития самой рыночной экономики, обнаруживающей и плюсы, и минусы своего функционирования. Так, доходы в рыночной экономике распределяются только по результатам конкуренции; отсюда высокие и низкие доходы, банкротства. Но это распределение  не затрагивает занятых в фундаментальной науке, в управлении. Оно не распространяется на тех, кто еще не работает (дети), и тех, кто уже не работает (старики, инвалиды). Кроме того, рыночный механизм не обеспечивает работой всех, кто может и хочет работать. Стратегические прорывы в науке, технологии, структурные преобразования в экономике не могут быть осуществлены без участия государства, как не могут быть решены без него и региональные проблемы. Негативные последствия рыночного механизма (монополизм, инфляция и др.) также требуют вмешательства государства. Следовательно, рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. Степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. Но общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции. На этапе перехода к рынку роль государства более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во–первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его регулирующие возможности недостаточно высоки, что обуславливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Во–вторых, переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процессы перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования. 
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе "кейнсианской революции", которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.[2] Государство должно постоянно контролировать результаты регулирования и своевременно принимать меры для погашения негативных последствий. Основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.

Государственное регулирование  является неотъемлемым элементом функционирования экономики. Оно представляет собой прямое или косвенное воздействие государственных органов управления на экономические процессы в обществе с целью достижения макроэкономической сбалансированности и обеспечения нормального функционирования экономики в целом. Государственное регулирование следует рассматривать как систему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными органами и общественными организациями.

В условиях современной рыночной экономики государство выполняет  внутренне важные для народного  хозяйства функции стимулирования развития производства и роста благосостояния, повышения качества жизни населения. Для этого государство должно обеспечивать не только все необходимые  условия для нормального функционирования рыночной конкуренции, защищать законные права граждан и предприятий, но и помогать им в адаптации к  изменениям рыночной конъюнктуры, создавать  благоприятные возможности для  развития производственной деятельности, финансируя часть расходов на общезначимые мероприятия с большим внешним  эффектом. Это, прежде всего, расходы  на научные исследования, образование, здравоохранение, развитие информационной и транспортной инфраструктуры, стимулирование инновационной активности.

Важнейшей функцией государства является решение социальных проблем, в том  числе таких, как регулирование  трудовых отношений, проведение государственной  политики в области заработной платы, регулирование цен на социально  значимые товары и услуги, содействие трудоустройству незанятого населения, переподготовка кадров в соответствии с требованиями рынка труда и  т.п. В полной мере роль государства  в регулировании экономики должна проявляться и в том, что государство  является социальным партнером, стоящим  выше интересов отдельных кланов и групп. В качестве социального  партнера государство призвано обеспечить согласование общенациональных интересов  и частных интересов предпринимательских  структур, разрешение социальных конфликтов, сотрудничество с предпринимателями  по вопросам выработки экономической  стратегии и политики экономических  реформ. Еще одной важной проблемой  является упорядочение и повышение  эффективности управления государственной  собственностью. Вопрос о роли государственного сектора в развитии современной  экономики неоднозначен.[1]

Не подлежит сомнению значимость государственных  инвестиций для создания и развития в развитых странах наукоемких отраслей экономики. Авиакосмическая промышленность, ядерная энергетика, транспортная и  информационная инфраструктура и другие капиталоемкие отрасли, являющиеся сегодня основными генераторами экономического роста, создавались и длительное время непосредственно управлялись государством. Во многих странах они до сих пор находятся в госсобственности, что гарантирует им экономическую устойчивость и оказывает стабилизирующее влияние на всю экономику без ущерба для ее эффективности.

Каковы же основные функции государства  в трансформационный для экономики  период? На основе рассмотренных методических положений можно сформулировать следующие четыре основные направления государственного регулирования экономики:

1. Создание среды для равной  и добросовестной конкуренции.  Государство должно создать необходимые  экономические, правовые и социальные  условия, разработать и внедрить правила для эффективного функционирования конкуренции, а также контролировать выполнение этих правил, не подрывая права монопольной собственности и свободы хозяйственной деятельности; Государство должно сформировать институциональную систему взаимодействия различных собственников. Это означает, прежде всего, признание общих правил поведения субъектов хозяйствования, создание государственных и негосударственных структур (институтов), обеспечивающих нормальное функционирование всех сфер и субъектов, участвующих в процессе рыночного взаимодействия, договорных форм кооперации субъектов рынка.

2. Обеспечение общеэкономической  стабильности. В системе рыночного  хозяйства возможны нарушения  стабильности функционирования, конъюнктурные  колебания, возникновение отраслевых  диспропорций. В этих ситуациях  задача государства состоит в  том, чтобы осуществлять выравнивание  долгосрочных циклических, кратко- и среднесрочных конъюнктурных  колебаний.

3. Усиление социальной ориентации  экономической политики. В современном  обществе необходимо выработать  и реализовать: новые подходы  к оплате труда, предусматривающие  ее опережающий рост по сравнению  с ростом производства и сокращение  разрыва в оплате труда работников  различных отраслей производства, выполняющих сходные функции;  поэтапное повышение оплаты труда  работников бюджетной сферы; обеспечение  повышения уровня занятости населения  на основе совершенствования  отраслевой и профессионально-квалификационной  структуры работающих, применения  эффективных механизмов содействия  в трудоустройстве высвобождаемым  работникам и безработным, поддержки  самозанятости социально уязвимых групп населения; создание правовых и организационных условий для развития индивидуальной предпринимательской деятельности, повышения экономической активности малых и средних предприятий; предусмотрение своевременной индексации оплаты труда и пенсий по мере их инфляционного обесценивания, переход к исчислению минимальной оплаты труда исходя из прожиточного минимума; обеспечение обязательности выполнения установленных законами социальных стандартов и нормативов.

Информация о работе Нормы права: понятие, виды и структура