Виды норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Нормой общество представляет общее правило поведения, действующее непрерывно
во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества
случаев. С процессом общественного регулирования поведения людей связано
формирование и развитие социальных норм.
В социальных нормах общество видит социально-волевые, исторически сложившиеся
или целенаправленно установленные масштабы поведения, регулирующие поведение
людей в обществе и их жизнь.
Социальные нормы образуют единую систему, и в своей системе они обеспечивают
всестороннее и глубокое воздействие на жизнь общества, на все ее сферы. Эти
нормы рассчитаны на то, чтобы направлять поведение людей в будущем, то есть в
заранее не зафиксированных случаях.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ.........................3
2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОЙ НОРМЫ..........4
3. СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ.................9
· Понятие структуры нормы права................9
· Внешнее выражение структуры нормы права в тексте нормативных
юридических актов......................10
· Структура логической нормы..................12
· Структура нормы-предписания..................14
4. ВИДЫ ГИПОТЕЗ, ДИСПОЗИЦИЙ, САНКЦИЙ..........16
· Виды гипотез........................16
· Виды диспозиций.......................17
· Виды санкций..........................18
5. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА..............21
6. ФОРМЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМ ПРАВА В ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКАХ.........................28
· Прямой способ изложения....................28
· Отсылочный способ изложения.................29
· Бланкетный способ изложения..................29
· Абстрактный способ изложения................30
· Казуальный способ изложения..................30
· Ссылочный способ изложения...................31
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................32
8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик 2.docx

— 80.27 Кб (Скачать файл)

Глубокое, разностороннее влияние на структуру нормы права оказывает выделение

правоохранительных правовых предписаний. Изучение истории законодательства

показывает, что развитие правовых систем неизбежно выражается в обособлении

предписаний, регламентирующих юридические санкции. Такого обособления требует

дифференциация мер государственно-принудительного воздействия, необходимость

нормативно закрепления разнообразных фактических условий объективных и

субъективных.

Выделение правоохранительных предписаний только отражается на структуре

регулятивных норм состава которых «выводятся» указания на государственно-

принудительные меры обеспечения), но и влечет за собой формирование

самостоятельных правоохранительных институтов, а следовательно, влияет на

структуру права более высоких уровней. Существенное воздействие на структуру

права оказывает и обособление общих правовых предписаний, в которых

закрепляются правые понятия, принципы, правовое положение субъектов, общие

условия совершения тех или иных юридических действий и т. д.

Будучи составной частью более широкой проблемы вопрос о структуре юридической

нормы имеет свое вполне самостоятельное значение. Здесь (как и при

характеристике видов юридических норм) перед нами микроструктура права. В ней

в отличие от макроструктуры - подразделения права на отрасли и институты

(система права) - не столь  зримо и рельефно обнаруживаются  социально-

политические особенности правового регулирования. В то же время в структуре

нормы и видах норм проявляются те специфические функции, которые выполняют

юридические нормы как первичное звено структуры права, — обеспечение

конкретизированного, детального, точного и определенного нормативного

регулирования общественных отношений. А отсюда в рассматриваемых вопросах

большее значение приобретают юридико-техническая сторона, конструктивные

моменты организации содержания нормы, т. е. то, что относится к догме права.

Структуре нормы права свойственна своя типовая схема (модель) связи образующих

ее элементов. Главное в этой типовой схеме - нормативное построение

интеллектуально-волевого и юридического содержания государственной воли. Это

нормативное построение состоит в том, что содержание нормы не только выражается

при помощи таких категорий, как права и обязанности, но и имеет характер общего

правила, особенно в одновременно существующих нормах-предписаниях и логических

нормах.

Норма-предписание воплощает государственное веление в виде цельного

нормативного положения, посвященного конкретному вопросу правового

регулирования. Логическая же норма характеризует бытие и связь конкретных

предписаний, их государственно-принудительное, нормативно-регулирующее

качества.

Внутреннее строение, связь элементов, образующих структуру нормы, отличаются

инвариантностью, жесткостью, «неразрушимостью». Причем эти элементы

(гипотеза, диспозиция, санкция) объединены не на началах иерархической

зависимости, как это характерно в основном для связи элементов внутри

отраслей и институтов права, а на началах синтетической зависимости при

которой отсутствие хотя бы одного из необходимых элементов приводит к

разрушению данной целостности - юридической нормы.

     Внешнее выражение структуры нормы права в тексте нормативных юридических актов.

С внешней стороны (т. е. со стороны внешней формы) нормы-предписания и

логические нормы получают языково-логическое, словесно-документальное

изложение в тексте нормативного юридического акта: его статьях и иных

структурных подразделениях акта.

Главное, что здесь необходимо отметить, это различия между нормой права и

статьей нормативного акта. Однако соотношение между нормой и статьей во

многом зависит от того, рассматривается ли это соотношение применительно к

логической норме или же к нормепредписанию.

     Логическая норма, призванная выразить в основном связи между

специализированными нормативными предписаниями, их

государственно-принудительное, нормативно-регулирующее качества, в большинстве

случаев содержится в нескольких статьях нормативного акта или даже в статьях

разных нормативных актов. Усиливающийся процесс специализации права приводит к

тому, что элементы логических норм все более рассредоточиваются по многим

статьям нормативных актов.

     Норма-предписание, как, правило, соответствует первичной структурной части

текста нормативного акта (статье, пункту, абзацу статьи, конкретной

фразе текста). Дробление нормы-предписания, распределение ее содержания между

разными статьями, пунктами статьи и т. д. вообще невозможно. Норма-предписание

- это цельное, логически  завершенное и формально закрепленное

государственно-властное веление. По своему словесно-логическому построению она

представляет собой не расчленяемое единство по формуле «если-то».

Практика законодательства показывает, что выделение части нормы-предписания

возможно только путем самостоятельного ее формулирования в виде особого

общего правила  (при этом качество самостоятельного правила сохраняет и

«усеченная» норма).

Однако при характеристике соотношения нормы-предписания и статьи важно отметить,

что полного совпадения здесь тоже нет. Норма-предписание -это правило, веление,

нормативно-властное суждение, тогда как статья представляет собой лишь

подразделение текста нормативного юридического акта. Следовательно, в данном

случае возможно говорить только о соответствии нормы права н

статьи или иной части текста акта, а не об их тождестве.

Чем выше уровень специализации права, тем более упрощаются правовые

предписания, каждое из которых становится самостоятельным нормативным

обобщением, посвященным отдельной операции в процессе правового

регулирования. При этом нередко статья нормативного акта содержит несколько

тесно взаимосвязанных правовых предписаний. Например, ст. 110 Кодекса о браке

и семье включает по меньшей мере четыре предписания: предписание-принцип

(«тайна  усыновления охраняется  законом»), управомочивающую норму («для

обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя может быть изменено

место рождения усыновленного ребенка...»), запрещающую норму («воспрещается

без согласия усыновителей... сообщать какие-либо сведения об

усыновлении...»), правоохранительную норму-предписание («лица, разгласившие

тайну усыновления против  браке и семье включает по меньшей мере четыре

предписания: предписание-принцип («тайна усыновления охраняется законом»),

управомочивающую норму («для обеспечения тайны усыновления по просьбе

усыновителя может быть изменено место рождения усыновленного ребенка...»),

запрещающую норму («воспрещается без согласия усыновителей... сообщать какие-

либо сведения об  усыновлении...»), правоохранительную норму-предписание

(«лица, разгласившие тайну  усыновления против воли усыновителя, могут быть

привлечены к ответственности в установленном законом порядке»).

                       Структура логической нормы.                      

Эта структура выражается в жесткой, инвариантной связи таких элементов,

которые в своем единстве обеспечивают государственно-властное регулирование

общественных отношений. Набор элементов логической нормы таков, что он

позволяет ей быть «автономным», относительно обособленным регулятором,

аккумулирующим все то, что необходимо для юридического опосредования

общественных отношений.

В соответствии с этим логическая норма включает в свой состав три основных

элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

а) гипотеза - указание конкретных фактических жизненных обстоятельств

(события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические  составы), при

которых данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) - это

элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует

руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические

обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и

обязанности. Возьмем в качестве примера норму гражданского права, изложенную в

статье 284 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая определяет

обязанность наймодатедя по содержанию сданного внаем имущества. Гипотезой в

данной норме является сдача внаем имущества. При таком условии у одного лица

(наймодателя) возникает обязанность содержать сданное внаем имущество, а  у

другого (нанимателя) - право требовать исполнения этой обязанности.

б) диспозиция - «сердцевина» нормы права, т.е. указание на правило

(правила) поведения, которым  должны подчиняться субъекты, если  они оказались

причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Диспозиция раскрывает само

правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. В

приведенном выше примере диспозиция предписывает что наймодатель обязан

производить за свой счет капитальный ремонт сданного внаем имущества, если иное

не предусмотрено законом или договором, а наниматель в случае неисполнения

наймодатепем этой обязанности имеет право либо произвести капитальный ремонт и

взыскать с наймодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы

либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением.

в) санкция - вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не

выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершение рекомендуемых

действий. Поэтому назначение санкции — побудить субъектов действовать в

соответствии с предписаниями нормы права.

Санкция называет поощрительные или карательные меры (позитивные или

негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив,

нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Иногда в статье закона

формируется только часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в

других статьях или в ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость

различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в одной

статье нормативного акта, например уголовно-правовые, специализируются на

выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права.

Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней

отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому

законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или

дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду

всю связь элементов нормы, с тем чтобы юридически грамотно выстроить свои

поступки.

                       Структура нормы-предписания.                      

Это-структура первичных частиц правовой материи, находящих прямое выражение в

тексте нормативного акта.

Нормы-предписания как клеточки единого организма выполняют внутри него

различные задачи, разные операции. Поэтому трехчленная схема, имеющая

существенное значение для, характеристики логических норм, не соответствует

структуре реальных норм-предписаний. Структурное построение норм-предписаний

отражает главное, что свойственно первичному звену нормативной системы -

обеспечение конкретизированного, детального, точного и определенного

нормирования поведения людей.

С учетом специализации права для юридической нормы-предписания характерно

структурное типическое построение, выражающее жесткий закон организации ее

содержания и состоящее из двух основных элементов:

     а) гипотезы - части нормы, указывающей на те условия, т. е. фактические

обстоятельства, при наступлении или не наступлении которых норма вступает в

действие;

     б) диспозиции или санкции - части нормы, указывающей на те юридические

последствия, которые наступают при наличии предусмотренных нормами условий. В

регулятивных (правоустановительных) нормах эта часть нормы называется

диспозицией; она образует содержание самого правила поведения, указывает на

права и обязанности, которыми наделяются участники регулируемого отношения. В

охранительных нормах рассматриваемая часть носит название санкции; она

указывает на государственно-принудительные меры, применяемые к правонарушителю.

Элементы нормы-предписания условно можно расположить по схеме: «если-то».

Указанные две части нормы-предписания являются ее обязательными элементами.

Правовое веление непременно должно содержать указания на его суть, т.е. на

юридические последствия, и на условия их наступления. Следовательно, норм-

предписаний без гипотез существовать не может. В любых, самых

специализированных правовых предписаниях так или иначе указывается на

условия, при которых они действуют. Иными словами, любое правовое предписание

можно изложить по формуле: «если - то». ,

Важно обратить внимание на то, что регулятивные нормы-предписания неизбежно,

по неумолимой логике юридического регулирования, внутренне, а иногда и

текстуально связаны, функционируют в единстве с охранительными предписаниями,

которые их обеспечивают, охраняют. Так что в конечном итоге регулятивные и

охранительные нормы-предписания выражаются в виде логических норм, где есть

Информация о работе Виды норм права