Брак сum manu и sine manu :сравнительная характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:19, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ понятия и правовых отношений брака и семьи Сине Ману в Древнем Риме.
Задачи:
1. дать понятие и рассмотреть виды, а также порядок заключения брака;
2. рассмотреть личные и имущественные отношения супругов;
3. рассмотреть личные и имущественные отношения родителей и детей в древнеримской семье;

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …3
Глава I Становление гражданского права
§ 1.1история гражданского права ……………………………………..4
§ 1.2 история развития гражданского права в России ……………….6
§ 1.3 источники гражданского права …………………………………7
Глава II характеристика гражданского права в 18 веке.
§ 2.1 гражданское право в первой четверти 18 в…………………....9
§ 2.2 право собственности……………………………………………15
§ 2.3 семейное право………………………………………………….17
§ 2.4 наследственное право …………………………………………..19
§ 2.5 обязательственное право………………………………………..20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………..22
Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . ……….23

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 240.28 Кб (Скачать файл)

31. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ       

Имущественные отношения супруговпо римскому праву различались в зависимости от формы заключения брака: 
      – при заключении брака в форме cum manuвсе имущество жены и ее рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, он имел право виндикации (истребования из чужого незаконного владения) на любое принадлежащее жене имущество как полноправный собственник даже в отношении ее прежней семьи. Все возможные приобретения в это имущество (как до, так и после брака) переходили мужу. Он имел полное право по распоряжению имуществами жены, при том что родственники ее не могли в это вмешиваться. Известным вознаграждением жене за такое лишение ее собственнических прав было предоставление ей прав на наследование в качестве агна-тической родственницы; 
      – при заключении брака sine manuв семье действовал принцип раздельности имуществ супругов. Управление и распоряжение доходами с имущества жены принадлежало мужу, но отчуждать эти имущества муж не имел права без специального разрешения супруги либо ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Но жена не могла (как не обладающая jus commerii) самостоятельно распоряжаться этими имущест-вами в хозяйственном отношении. Супругам запрещались при этой форме заключения брака взаимные дарения, кроме как на восстановление нарушенного строения, для отправления мужем почетной должности. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имуществ по уголовным преступлениям. 
      Независимо от формы заключения брака на особом правовом положении находились две категории брачных имуществ: 
      –  приданое(dos) – материальный дар супругу со стороны семьи жены для возмещения его расходов в браке по содержанию супруги. Приданое – имущество жены, но право собственности на него принадлежало мужу. Плоды поступали в его свободную собственность, земельные участки он не мог ни продать, ни заложить. Движимые вещи отчуждались с согласия жены, кроме заменимых и скоропортящихся, отчуждаемых мужем самостоятельно. Муж нес ответственность за сохранность приданого. Передача приданого составляла особый обрядовый акт либо оформлялась особым документом отдельно от событий заключения брака. Приданое не могло быть заменено другим, даже большей стоимости или ценности, не могло изменять своего статуса. Документ о передаче приданого должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака. Приданое воспрещалось отчуждать в течение брака. При разводе судьба приданого зависела от признания той или другой стороны виновной, в этом; 
      –  брачные дары(dos propter nupdas) представляли как бы «антиприданое», это был подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Основное условие для признания брачного дара в качестве такового – поднесение его строго до заключения брака, но не в связи с обручением (дары по поводу обручения имели специальное положение, при незаключении брака или при его прекращении они не возвращались).

32. СПОСОБЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ БРАКА      

Брак, заключенный  по всем требованиям права, мог быть прекращен только по правовым основаниям. 
       Способы прекращения брака:  
      – смерть одного из супругов; 
      – утрата одним из супругов гражданского правового статуса в связи с утратой свободы, изменением сословного положения или изменением гражданства (capitis deminutio). По возвращении из плена брак восстанавливался; 
      – развод – заявление об отказе от брачного союза. Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов(divortium), так и по одностороннему заявлениюотказа от брачной жизни (repudium). Свобода развода– одно из начал римского брачного права. И, несмотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи, а также на противоречие разводов учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать имущественных последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом. 
      Оформить развод можно было только в отношении ранее действительного и прошлого брака, нельзя было требовать развода в отношении неправового брачного союза либо еще не оформленного должным образом. 
      Процедура развода зависела от того, в какой форме брак был заключен, – confarreatio(брак, заключенный путем религиозного свадебного обряда),ooemptio(брак, заключенный путем покупки жены) или usus(неформальный брак), но в любом случае она выражала отказ одного из супругов от продолжения брака и претензию его на личную и имущественную самостоятельность. 
      Развод со стороны мужа мог происходить в форме diffarreatio(обрядовое расторжение брака) и remanoipatio(обряд, противоположный манци-пации, покупке жены). 
      Расторжение брака сопровождалось выяснением причин развода, и виновная сторона несла имущественные санкции в виде потери своего добрачного имущества или штрафов. 
      Развод по обоюдному согласию супругов был запрещен Юстинианом. 
       Односторонние заявления о разводебыли допущены в случае, если другой супруг: 
      – нарушил верность; 
      – покушался на жизнь первого супруга; 
      – допустил какое-то другое виновное действие. Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине. 
      Односторонний развод без уважительной причины наказывался штрафом. Закон 18 г. до н. э.,не затрагивая принципа свободы развода, установил правило, чтобы о расторжении брака объявлялось в присутствии 7 свидетелей (обычно с вручением разводного письма, т. е. в письменной форме). 
      Были также установлены имущественные санкциив случае заявления о разводе без основательной причины. Если поведение жены послужило поводом к разводу, приданое (dos) оставалось у мужа, если виновен последний, предбрачный дар сохранялся за женой. Мужу было разрешено произвести удержания необходимых издержек, отделить издержки излишние и на содержание остающихся при нем детей по 1/6, но не свыше 1/2, если иное не было предусмотрено договором о приданом. 
      Какого-либо основательного выяснения причин развода судом или другим органом не было. Фактически брак мог быть расторгнут при отсутствии причин. Возможность вмешательства государства в брачные отношения с целью принудительного их сохранения римское право не предусматривало.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Брак — это  союз мужа и жены, общность  всей жизни, единение божественного и человеческого права" (Д.23.2.1). "Союз мужа и жены, основанный на совместной жизни" (Инст. 1.9.1). 
В таком понимании брака являются преобладающими нравственный долг и совместное проживание. Римское право различало два вида брака:  
• брак с властью мужа (cum manu mariti); 
• брак без власти мужа (sine manu). 
Брак "сине ману" следовало возобновлять ежегодно. Если жена в течение года прожила в доме мужа, то она автоматически 
попадала под власть мужа. Поэтому, чтобы избежать этого, она 
должна была не менее трех ночей в году проводить вне дома — 
давность таким образом прерывалась. 
Виды брака различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т. д.), так и по существу (разный объем правоспособности жены) 
От брака "сине ману" следует отличать конкубинат. Конкубинат в Древнем Риме — это дозволенное законом постоянное сожительствомужчины и женщины 
условия для вступления в брак. Одни из этих условий были обязательны для всех лиц, вступающих в брак, другие условия применялись только к определенным группам граждан 
Условиями для вступления в брак были: 
согласие лиц, вступающих в брак, а также согласие домовладыки жениха и домовладыки невесты, если они были подвластными лицами. Если домовладыка безосновательно отказывал в браке, то его можно было принудить через магистрат; 
достижение брачного возраста: для мужчин— 14 лет, а для женщин — 12 лет; 
вступавшие в брак не должны состоять в другом непрекращенном браке; 
каждый из брачующихся должен иметь право вступать в законный брак (поэтому, например, римлянин не мог заключить брак с чужеземкой). В дальнейшем, когда права римского гражданства были предоставлены и чужеземцам, данное условие отпало. Не допускались браки вольноотпущенников с лицами сенаторского сословия; 
лица, вступавшие в брак, не должны были состоять между собой в родстве или свойстве. Препятствием было как агнатическое, так и когнатическое родство. 
запрещались также браки между опекуном и подопечной, между правителем провинции и жительницами той провинции, а также между виновным в прелюбодеянии и его соучастником.

3. Заключению брака  часто предшествовало обручение.  Сначала оно производилось домовладыками,  затем в нем стали участвовать лично жених и невеста. В классическую эпоху для заключения брака не требовалось каких-либо формальностей — он заключался простым соглашением. По при лом. если присутствовала сословная разница, составлялся договор. 
Существовало три способа заключения брака.  
• торжественный религиозный ритуал при участии жрецов и К)свидетелей, сопровождаемый жертвоприношением (в древнейшее время). Такой способ заключения брака был привилегией патрициев и назывался"конферрацией":  
мнимая покупка мужем своей будущей жены у ее отца по правилам,установленным для приобретения ценных вещей ("манципацияневесты"). Этот способ заключения брака считается плебейским. Данный способ называется "коемпция" и в I в. н.э. превращается в фикцию и затем исчезает; 
брак "сине ману", то есть без власти мужа, заключался без всякихформальностей. Данный вид брака развился из древней формы заключения брака под названием узус. Он состоял в применении к области брачных отношений давностных сроков.

4. Брак прекращался  со смертью супруга, разводом  или утратой свободы одним  из супругов. В классическую эпоху развод был свободным идопускался как по обоюдному согласию супругов, так и поодностороннему заявлению о расторжении брака. Судебных формальностей расторжение брака не требовало, однако объявление о разводе было необходимо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брак.


Семья образуется посредством  брака. Классический юрист Модестин определял брак как "союз мужчины  и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого  права." Это идеалистическая трактовка  брака не соответствовала реальному  положению вещей: даже в классический период женщина была далеко не равноправным товарищем мужа. По мнению О. Омельченко, в этом общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно- семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований "человеческого  права" брачный союз подчиняется  установлениям гражданского права, как проявление требований "божественного  права" брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям  морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву.

Вплоть до Юстиниана  римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римский брак между  лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат- дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины  и женщины, однако не отвечающее требованиям  законного брака. Конкубина не разделяла  социального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под  его patria potestas. Вопреки тому, что в  целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую  эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.

В доюстиниановом праве  различали два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении  детей, и прекращавшегося в разном порядке.

Первым видом  был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала  либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был  подвластным лицом. Вступление в  такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в  брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид  брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был  под властью отца, и становилась  агнаткой семьи мужа.

Второй вид брака- sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке  либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал  особым намерением основать римскую  семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически  подпадала под его власть- по давности. Законом XII таблиц было определено, что  женщина, не желавшая установления над  собой власти мужа фактом давностного  с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать  годичное давностное владение ею. По мнению профессора Е. Флейшица, невозможно дать точный ответ на вопрос, когда и  как стал прокладывать себе дорогу свободный брак, когда и как  была пробита эта первая и чрезвычайно  важная по последствиям брешь в грозном  здании власти paterfamilias. Нет сомнений в том, что было время, когда manus и  брак совпадали.

Создавая различный  строй отношений между мужем  и женой, брак cum manu и брак sine manu резко  отличались друг от друга порядком заключения и прекращения. Заключение брака cum manu требовало соблюдения определенных обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Понятно, что и процедура прекращения браков sine manu и cum manu было была различна. Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной из сторон. Развод при браке cum manu мог произойти лишь по инициативе мужа.

Основные начала брака sine manu оказали негативное воздействие  на жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных  отношений и злоупотреблением свободы  развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность  за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные  ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в  возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в  браке и не имевших детей. Эти  и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как  свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.

Неоднозначное правовое происхождение института брака  в целом определило сложность  его юридической конструкции  в римском праве. Брак характеризуется:

1. Взаимностью: в  него вступают два партнера, причем, как мы выяснили,

безусловное равенство  сторон не является обязательным условием брака;

Информация о работе Брак сum manu и sine manu :сравнительная характеристика