Брак сum manu и sine manu :сравнительная характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:19, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ понятия и правовых отношений брака и семьи Сине Ману в Древнем Риме.
Задачи:
1. дать понятие и рассмотреть виды, а также порядок заключения брака;
2. рассмотреть личные и имущественные отношения супругов;
3. рассмотреть личные и имущественные отношения родителей и детей в древнеримской семье;

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …3
Глава I Становление гражданского права
§ 1.1история гражданского права ……………………………………..4
§ 1.2 история развития гражданского права в России ……………….6
§ 1.3 источники гражданского права …………………………………7
Глава II характеристика гражданского права в 18 веке.
§ 2.1 гражданское право в первой четверти 18 в…………………....9
§ 2.2 право собственности……………………………………………15
§ 2.3 семейное право………………………………………………….17
§ 2.4 наследственное право …………………………………………..19
§ 2.5 обязательственное право………………………………………..20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………..22
Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . ……….23

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 240.28 Кб (Скачать файл)

В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинялась  власти мужа, который мог продать  ее в кабалу, наложить любое взыскание  – вплоть до лишения жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишалась правоспособности в области имущесвенных отношений. Все, что жене принадлежало до брака, становилось собственностью мужа. Это бесправное положение жены юридически уравнивалось только тем, что она являлась наследницей мужа на равных правах с его детьми.

Кроме того, обычаи значительно  смягчали бесправное положение жены. Традиции обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав суждения совета, состоявшего, как думают, из членов ее старой семьи. Наконец, почет, связанный с общественным положением мужа, распространялся и на жену.

Совершенно иначе были построены отношения мужа и жены в браке sine manu, так как он не менял  юридического положения, в котором  находилась жена до вступления в брак. Она по-прежнему являлась агнаткой своих старых агнатов. Имущество  в таком браке управлялось  раздельно в своих частях как  мужем, так и женой. Жена могла  вступить с мужем в любую имущественную  сделку. Воспрещались лишь дарения  между супругами. Издержки общей  семейной жизни, содержание детей и  т. п. лежали на муже. Но уже со времен появления брака sine manu вошло в  обычай давать мужу особое приданое – dos, в целях облегчения ему бремени  семейных расходов.

Основания прекращения  брака.

Кроме смерти одного из супругов римский брак прекращался:

1) в случае обращения  одного из супругов в рабство;

2) с утратой одним из  супругов римского гражданства;

3) с изменением семейного  положения, устанавливающего недопустимую  степень родства между супругами.  Например, при усыновлении отцом  невесты ее мужа;

4) по воле мужа или  его домовладыки в браке cum manu;

5) по воле одного из  супругов в браке sine manu.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность договора  нексум?

2. Охарактеризуйте виды  древнеримского права?

Вопросы для подготовки к  семинару

1. Общая характеристика  законов XII таблиц.

2. Правовой статус рабов  по законам XII таблиц.

3. Обязательственное право  по законам XII таблиц.

4. Семейное право по  законам XII таблиц.

Список рекомендуемой  литературы

1. Всеобщая история государства  и права / Под ред. К. И.  Батыра. – М., 2005.

2. Графский В. Г. Всеобщая  история права и государства:  Учебник для вузов. – М., 2000.

3. История государства  и права зарубежных стран в  2-х ч. / Под ред. Н. А. Крашенинниковой  и О. А. Жидкова. – М., 2005.

4. Федоров К. Г., Лисневский  Э. В. История государства и  права за-рубежных стран: Учебное  пособие. В 2-х ч. – Ростов-н/Д, 1994.

5. Хрестоматия по всеобщей  истории государства и права  / Под ред. З. М. Черниловского.  – М., 1994.

6. Черниловский З. М.  Всеобщая история государства  и права. – М., 2003.

7. Черниловский З. М.  Лекции по римскому частному  праву. – М., 1991.

ТЕМА VI. Салическая правда // § 6.1. Общая характеристика Салической правды

Салическая правда (составленная в правление Хлодвига в конце V – начале VI вв.) является уникальным документом из эпохи франкского общества. Она дает возможность частично представить  социальную структуру народа, его  правовые воззрения. В таком юридическом  источнике можно почерпнуть сведения не только о материальной стороне  жизни, но и о мыслях людей, создавших  этот судебник.

По форме изложения  Салическая правда не свод законов  и не кодекс, а фиксированный перечень правовых обычаев. Наибольшее число  статей посвящено преступлениям  против личности и имущества. Создается  впечатление, что среди франков  имелось немало убийц, грабителей, воров, похитителей скота и других домашних животных.

Специальные разделы определяют наказания за кражу свиней, лошадей, собак, рабов, за поджоги, ломку изгороди.

Хотя Салическая правда была написана на поздней латыни, она  не испытала сколь-нибудь заметного  влияния римского права.

Кроме Салической правды, у  германцев существовали и другие «варварские законы» (Рипуарская, Аллеманская, Баварская и др.). В этих правовых источниках имеются отсылки к  закону франков.

В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-экономические  и политические процессы становления  классового общества, государства и  права, нет еще однозначного понятия  собственности.

К движимым вещам применялся термин «свой» (suus) в отличие от термина  «чужой» (alienus). Движимое имущество у  франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца.

Большинство предписаний  Салической правды посвящено охране права собственности на различные  движимые вещи. В ней совсеми подробностями  разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также, овец, коз, собак, голубей, пчел и пр.

Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве германцев, скот, являлся неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить  с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как  средством обмена, эквивалентом денежных расчетов. Два-три солида стоила у  франков корова «здоровая, зрячая, рогатая».

По-иному закрепляет Салическая правда право на землю, которой владела  семья, различая приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса.

Здесь многократно упоминается  огороженный участок, при этом предусматривается  значительный штраф за поджог и разру-шение  изгороди.

Жилищу, территории двора, приусадебному  участку как семейной собственности  в Салической правде придается особое значение. Сюда приходит кредитор, чтобы  истребовать долг у должника, чтобы  вызвать ответчика в суд.

О переходе пахотного участка  земли (аллода) в частное владение свидетельствует различное отношение  в Салической правде к пахотной земле, а также к лугам, пастбищам, лесам, которые остаются еще в общинной собственности. Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного  поля без разрешения хозяина, предусматривая наказания за проезд по чужому полю в 3 сол., за запашку чужого поля в 15 сол., за посев на чужом поле в 45 сол.

Если же посторонний человек  вступал на выделенный участок общинного  луга, это не считалось правонарушением. Более того, если он скосил траву, то терял лишь сено в пользу владельца  луга.

В Салической правде ничего не говорится о купле-продаже  земли. Институт наследования земли  только зарождался. Земля передавалась по наследству мужским потомкам умершего. В титуле «Об аллодах» даже не ставился вопрос, кому передавался пахотный участок земли, если у умершего не было сыновей. Судя по всему, он становился выморочным имуществом или переходил  роду.

О существовании у франков  общинной собственности на землю  свидетельствуют и другие титулы Салической правды, в частности «О переселенцах». Переселиться на территорию общины «чужаку» можно было только при согласии всех членов общины. Если хотя бы один из них высказывал протест, переселенец должен был покинуть общину. Характерно, что граф, исполняющий  решения общинного суда о выселении  «чужака», должен был явиться не в дом переселенца, а на участок  общинной земли, который им был обработан.

Но Салическая правда знала  и исключение из этого общего правила. Если в течение года и одного дня  ни один из членов общины не высказывал протест против поселения «чужака», его землевладение начинало охраняться правом.

Салическая правда, по существу, санкционировала присвоение общинной земли приближенными короля, так  как запрещала высказывать протест  против переселенца, если на то была специальная  королевская грамота. Протестующий против королевского распоряжения присуждался  к штрафу в 200 солидов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БРАК. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ       

Брак(matrimonium) – «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» (Модестин). 
      Как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права (публичного и частного), как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписаниям морального и религиозного характера. 
       Правильный брак– союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества; этот брак заключался в специальных, признанных законами формах, этот брак рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для супругов. Неправильный бракили вообще брачный союз – союз между партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.); этот брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в соответствии с предписаниями цивильного права. 
       Брак характеризовался:  
      – взаимностью: в него вступают два партнера, причем безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака; 
      – состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров; 
      – согласием партнера; 
      – наличием половой связи между партнерами в браке; 
      – стремлением партеров заключить именно брачный союз; 
      – постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйство, живут вместе и т. п. 
      Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза, переводило отношения мужчины и женщины в другое качество либо служило основанием для признания брака недействительным. 
       Виды римского брака:  
      – matrimonium justum – законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii; 
      – matrimonium juris gentium – брак между лицами, не имеющими jus conubii. 
       Виды законного римского брака:  
      –  cum manu mariti– брак с властью мужа, в силу которой жена (uxor) поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа; 
      –  sine manu mariti– брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом дав-ностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею (Законы XII Таблиц). 
      Cum manu и sine manu mariti различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т. д.), так и по существу (содержание имущественных и личных отношений супругов).

29. УСЛОВИЯ И ФОРМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА. БРАЧНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ        

Способы заключения брака cum manu:  
      – confarreatio – религиозный свадебный обряд; 
      – coemptio – путем покупки жены; 
      – признание брака по истечении давности пребывания жены в доме супруга в течение 1 года без каких-либо претензий со стороны ее родственников.Способы заключения брака sine manu: 
      – увод жены в дом мужа, который рождал все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера; 
      – usus – совершение неформального брака путем простого соглашения, за которым должно было необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias. Заключению брака обязательно должно было предшествовать обручение.Обручение и брачная церемония могли следовать одно за другим непосредственно по времени, но могли быть и отдалены друг от друга даже несколькими годами. Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражают намерение заключить между ними брак и обмениваются подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение может быть совершено и представителями будущих супругов – их родителями, опекунами и т. д. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялись специальными письменными документами (в более раннее время – присутствием свидетелей-гостей). Обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязательства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием к заключению других браков партнерами. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение, теряла право на возвращение сделанных ею подарков. Условия заключения брака: 
      – достижение брачного возраста (для мужчин – 14, для женщин – 12 лет); 
      – согласие paterfamilias для жениха и невесты, если они состояли под patria potestas. При вступлении в брак семейно самостоятельных лиц жених ни в чьем разрешении не нуждался, а невеста должна была получить согласие опекуна; 
      – согласие вступающих в брак; 
      – отсутствие близких степеней родства (по прямой линии и не ближе 5 (6) степени по боковой) или свойства; 
      – если ни одно из лиц, вступающих в брак, не состояло в другом браке; 
      – ius conubii – право вступать в полноценный, признанный законом брак. 
       Брачные препятствия:  
      – недостижение брачного возраста; 
      – отсутствие согласия paterfamilias или вступающих в брак; 
      – наличие отношений родства или свойства; 
      – душевная болезнь; 
      – отсутствие jus conubii; 
      – если партнеры являлись субъектами разного права (римлянин и женщина другого гражданства, перегрины и т. п.); 
      – несоответствующий социальный уровень лиц, вступающих в брак. Например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть; 
      – религиозные различия возможных партнеров: правовой брак мог быть заключен только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры.

30. ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ      

Действительный  брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов. Внутри римского брака существовало неравенство супругов,которое выражалось в том, что на жену приходились преимущественно требования обязательного характера, а мужу предоставлялись значительные права в отношении жены. 
       Личные отношения супруговпо римскому семейному праву различались в зависимости от формы заключения брака:– в браке cum manuжена следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки. Правосубъектность жены полностью поглощалась правосубъектностью мужа. От мужа зависела сама судьба жены, в отношении которой ему принадлежало jus vitae ас necis. Муж мог продать ее в кабалу, рабство, вправе был наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни. Обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу. Жена не могла жить одна, она была обязана следовать месту жительства своего мужа. Муж имел право заставить жену жить в своем доме, прибегнув для этого или к насильственным действиям, или к помощи властей. Муж мог истребовать покинувшую дом жену при помощи такого же иска как обеспечивающего возврат имущества, оказавшегося в чужом незаконном владении. Требование о возврате жены могло быть предъявлено даже к ее родителям, поскольку выход замуж сопровождался разрывом агнатских связей женщины с ее кровными родственниками и возникновением агнатско-|го родства между нею и семьей мужа; 
      – брак sine manuне менял юридического положения жены. Она остается во власти отца, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она остается лицом своего права. Кровные родственные связи с ее прежней семьей не порывались, как не возникало и агнатского родства между женой и семьей мужа. Мужу никакая власть над женой не принадлежала: супруги в личном отношении считались юридически равными объектами. Муж не был вправе обязать жену, покинувшую его дом, вернуться против ее воли. Однако муж окончательно решал ряд вопросов семейной жизни. 
       Независимо от формы бракажена обязывалась к домашним работам, к поддержанию дома в состоянии, отвечающем сословному положению семьи (т. е. невыполнение этих требований делало причину развода уважительной и влекущей для нее штрафные последствия). 
      Супруги (в том числе муж) обязаны были поддерживать нормальные отношения в семье как личного, так и сексуального свойства. Наличие половой связи между партнерами в браке было обязательно. Отказ в выполнении супружеского долга, прелюбодеяние жены (измена мужа трактовалась римским правом ограничительно – наравне с двоеженством) также считались основаниями для требования о прекращении брака. Прелюбодеяние жены могло караться домашней саморасправой, на которую имели право муж и отец жены (но только второй имел право полностью безнаказанно убить нарушительницу супружеских устоев). 
       Идеал римской жены:pia – благочестивая и верная, pudica – стыдливая, скромная, lanifica – прядущая шерсть и domiseda – домоседка.

Информация о работе Брак сum manu и sine manu :сравнительная характеристика