Цели и содержание методов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Поставленная цель определила следующие задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности.
2. Исследовать принцип действия нетарифных методов регулирования ВЭД.
3. Проанализировать использование методов нетарифного регулирования в РФ.
4. Сделать выводы по проведенному исследованию.

Содержание

Введение....................................................................................................... 3

1. Цели и задачи введения нетарифных мер........................................... 5

1.1 Классификация мер нетарифного регулирования.............................. 6

2.Принцип действия нетарифных методов регулирования ВЭД ....................11

2.1 Особенности применения нетарифных методов ...............................11

2.2 Нетарифное регулирование на межгосударственном уровне.......... 14

3 . Использование методов нетарифного регулирования в РФ .........................17

3.1 Демпинг как финансовый метод......................................................... 17

3.2 Примеры демпинга.............................................................................. 20

3.3 Антидемпинговые меры...................................................................... 22

Заключение................................................................................................. 25

Литература ……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Измайлова 1.docx

— 85.23 Кб (Скачать файл)

· реагирования на дискриминационную торговую политику других государств.

Механизм действия квот подобен импортному тарифу: внутренние цены поднимаются выше мировых, предложение импортных товаров ограничивается. Однако, квоты имеют два важных отличия от тарифа:

1) квоты абсолютно нивелируют  любое воздействие иностранной  конкуренции на внутренние цены. Если мировые цены снижаются, то при тарифе импорт будет  постепенно возрастать, а внутренние  цены снижаться вслед за мировыми. При наличии квоты импорт не  может быть увеличен. Поэтому  разрыв между внутренними и  мировыми ценами возрастает, увеличивая  прибыли от импорта (в том числе  и монопольные).

Вместе с тем, более жесткое регулирование величины импорта с помощью квоты несколько облегчает процесс краткосрочного урегулирования платежного баланса, а относительно эластичный импорт при тарифе усложняет этот процесс;

2) квоты, количественно ограничивающие  импорт, полностью изолируют внутренний  рынок от проникновения новых  иностранных товаров - если установленная  квота исчерпана, то их нельзя  даже подарить. В сочетании с  изоляцией внутренних цен от  мировых это обеспечивает абсолютную  защиту внутреннего рынка от  иностранной конкуренции, что оказывает  на экономику весьма противоречивое  воздействие.

В настоящее время квоты используются несколько чаще, чем тарифы, в основном по двум причинам:

1) тарифные ставки регламентируются  международными торговыми соглашениями. За редким исключением, правительства  не могут самостоятельно повышать  тарифы и вынуждены прибегать  к более строгим импортным квотам в целях защиты конкурирующих с импортом отраслей экономики;

2) нуждающиеся в защите отрасли  также предпочитают квоты на  импорт, так как добиться специальных  лицензионных привилегий легче, чем введения тарифа, которое  связано с изменением структуры  доходов государственного бюджета.

Импортные квоты наиболее привлекательны в условиях свободной конкуренции, при которой последствия квотирования аналогичны тарифу на импорт.

Чистые потери благосостояния при квотировании окажутся выше, чем при тарифе на импорт, в двух случаях:

1) если квота провоцирует монопольную  власть отечественного производителя  или зарубежной фирмы импортера  продукции;

2) если импортные лицензии размещаются  неэффективно.

Способы размещения импортных лицензий:

1) открытый аукцион: государство  предоставляет лицензию компании, предложившей за нее наивысшую  цену.

2) система явных предпочтений: без каких-либо предвари тельных заявок и переговоров правительство предоставляет импортные лицензии наиболее авторитетным фирмам.

3) "затратный метод": выдача  лицензий фирмам, имеющим большее  количество производственных мощностей  и других ресурсов, что ведет  к их неэффективному использованию  в виде избыточных инвестиций  в неиспользуемое оборудование  в расчете на получение большего  количества лицензий.

"Добровольные" ограничения экспорта означают, что страна-экспортер обязуется ограничивать экспорт в данную страну.

Основная причина их использования - выгода национальных производителей стран-импортеров, которым ограничение ввоза определенного товара в страну дает дополнительные возможности сбыта своей продукции на национальном рынке. Данный метод аналогичен импортным квотам, однако обходится стране-импортеру дороже, поскольку решения об ограничении торговли принимаются на правительственном уровне.

Демпинг означает продажу товара за границей по цене ниже, чем он продается на внутреннем рынке страны-экспортера, или ниже себестоимости данного товара. К данному методу прибегают в периоды экономических спадов, когда производитель не может полностью продать свой товар на внутреннем рынке, а сокращать производство не хочет. Использование демпинга в мировой торговле рассматривается как форма недобросовестной конкуренции и запрещено правилами ГАТТ/ВТО и национальным законодательством ряда стран.

Торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны определенных видов продукции. В основе таких санкций лежат не экономические выгоды, а политические соображения. Эмбарго наносит ущерб всем участникам международной торговли и является крайней формой нетарифных ограничений во внешней торговле.

1. Целью введения эмбарго является  не получение экономических выгод, а оказание давления на страну  для достижения определённых  политических целей. С этой точки  зрения успех эмбарго более  вероятен в том случае, если:  
1) страна, вводящая эмбарго, имеет возможность относительно безболезненно сократить объём своего экспорта;  
2) у страны, против которой вводится эмбарго, низкая эластичность спроса на импорт, то есть сильно зависит от внешней торговли;  
3) если вводимые санкции неожиданны и масштабны.

Дополнительный стимул мировая торговля получила вследствие деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) по либерализации экспортно-импортных операций и, в частности, по снижению и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров.

 

2. 2 Нетарифное регулирование на  межгосударственном уровне.

 

По мере снижения общего уровня тарифных ставок в рамках ГАТТ (теперь ВТО) объективно возрастала значимость нетарифных мер регулирования - как разрешенных к применению в определенных пределах, так и "незаконных".

Новая волна протекционизма, охватившая в 70-80-е гг. XX в. развитые страны, состояла в основном из нетарифных барьеров и ограничений как "второго эшелона" защиты национальных рынков.

Нетарифные ограничения охватывают большую группу разнородных мер. Классификационные перечни таких мер разработаны, в частности, в ВТО и ЮНКТАД в целях контроля за правовой дисциплиной в международной торговой системе, разработки соответствующих международных соглашений, содействия унификации внутреннего права в части применения нетарифных мер.

Принято различать:

1. нетарифные ограничения, специально - дополнительно к пошлинам - созданные  для регулирования доступа иностранных  товаров на национальные рынки: квотирование, лицензирование, запреты, добровольные ограничения экспорта, таможенные сборы и формальности  и т.п. Их применение регулируется, среди прочего, в торговых договорах, в других двусторонних и многосторонних  договорах;

2. нетарифные ограничения, воздействие  которых на товаропотоки является побочным, скрытым (хотя при этом может быть и сознательно используемым): технические стандарты, санитарные нормы, административные формальности, налоги, акцизные сборы, субсидии и др. Большинство нетарифных ограничений этой группы, являясь инструментами внутренней экономической политики, находятся пока за пределами международно-правового регулирования. Это фактически "третий - самый глубокий - эшелон защиты национального рынка.

По различным оценкам, нетарифные ограничения охватывают около 20-30% мировой торговли. Всего насчитывается около 600 видов таких ограничений.

Нетарифные ограничения (квоты, лицензии, запреты и т.п.) используются также и для регулирования экспорта. Происходит это, как правило, в следующих случаях:

· при квотировании и лицензировании экспорта товаров, являющихся дефицитными на национальном рынке (данное ограничение разрешено ст. XI, п. 2а ГАТТ);

· при экспорте товаров в рамках международных товарных соглашений в целях стабилизации соответствующего транснационального товарного рынка;

· при экспорте текстильных изделий и одежды в соответствии с Соглашением по текстильным изделиям и одежде, вступившим в силу в рамках ВТО с 1.1. 95 г.;

· при экспорте товаров двойного (гражданского и военного) назначения;

· при экспорте товаров стратегического значения (вооружения, военные материалы и т.п.).

Правила ВТО (ст. XX-XXI ГАТТ) допускают исключения из режима применения тарифных и нетарифных ограничений "по соображениям безопасности" страны. Именно со ссылкой на эти статьи зачастую ограничивался или запрещался экспорт из США в СССР, а затем в Россию, высокотехнологичных товаров

Средства нетарифного регулирования воздействуют на товаропотоки по трем направлениям:

1. повышают цену попавших на  национальный рынок иностранных  товаров;

2. препятствуют потреблению, сбыту  иностранных товаров на национальном  рынке;

3. количественно ограничивают или  запрещают ввоз и потребление  иностранных товаров.

Согласно ст. 1, III ГАТТ, применение любых мер регулирования, в том числе и нетарифных, должно осуществляться в соответствии с ПНБ и принципом предоставления национального режима. И хотя ст. 11 ГАТТ запрещает государствам использовать какие-либо меры регулирования помимо таможенных, - сказалась недостаточность, гибкость положений ГАТТ, множественность допустимых исключений.

В ходе Уругвайского раунда были предприняты усилия ужесточить дисциплину применения нетарифных мер и, в частности, полностью устранить использование мер "серой зоны".

Ряд статей ГАТТ, прямо посвященных количественным ограничениям, запретам и др., были в ходе МТП ГАТТ развиты в отдельных соглашениях, получивших название "Кодексов": в Соглашении по техническим барьерам в торговле, Соглашении по процедурам лицензирования импорта, Соглашении по интерпретации статьи VII ГАТТ ("Кодексе по таможенной оценке"), Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер.

С 1.1.95 г. все эти "кодексы" вошли в правовую систему ВТО и обязательны для всех государств-членов ВТО. Налицо общая тенденция:

· поставить под контроль практику применения нетарифных мер;

· детализировать правовой режим их использования;

· обозначить линию на устранение нетарифных ограничений.

В 30 - 40-е гг. XX в. в большинстве развитых стран были приняты законы, разрешавшие исполнительной власти применять прямое административное регулирование внешней торговли -- количества и номенклатуры импорта/экспорта.

Учитывая это, в ГАТТ были включены положения, касающиеся количественного регулирования (ст. XI-XIV): государства должны были отказаться от применения количественных ограничений; допускались они только в целях "обеспечения внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса" (т.е. когда налицо был платежный дисбаланс), а также при некоторых других обстоятельствах.

Наиболее распространенная форма количественных ограничений - лицензирование. Лицензия может быть индивидуальной. Это, как правило, разовое, ограниченное во времени, разрешение на импорт/экспорт товара применительно к определенному государству, регламентирующее все стороны сделки.

Генеральная лицензия - это постоянно действующее разрешение, которое предоставляет право любому лицу или фирме импортировать перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по стоимости и количеству из любой страны или только из определенных указанных в лицензии стран. Часто в генеральной лицензии перечисляются лишь товары, запрещенные к ввозу, имея в виду, что непоименованные, т. е. все остальные, товары подпадают под общий режим генеральной лицензии.

Автоматическая лицензия выдается по заявке импортера без формальностей или с упрощением их до минимума. Применение лицензирования, даже в автоматическом варианте, ухудшает условия для конкуренции иностранных товаров с национальными товарами, вызывает дополнительные расходы, сохраняет наготове карательную мощь государства, является, по сути, дискриминационным ограничением.

Еще одной формой количественных ограничений является контингентирование, т. е. ограничение импорта товара определенным количественным объемом. Обычно оно используется как глобальное или индивидуальное квотирование.

Глобальная квота устанавливает размер импорта товара в стоимостных или натуральных единицах на период времени без распределения долей по странам. Экономическая функция глобального квотирования - защита интересов национальных монополий, удерживание внутренних цен от понижений. Внешнеэкономическая функция - воздействие на экспортирующую страну.

При индивидуальной квоте общий размер квоты распределяется по странам либо пропорционально их доле в импорте за предыдущий период, либо на основе двусторонних соглашений. Очевидна дискриминационная направленность этого вида нетарифных ограничений.

В настоящее время в международной торговой системе распространяется применение так называемых тарифных контингентов, в рамках которых ввоз определенного количества товаров осуществляется по сниженным ставкам таможенных пошлин или беспошлинно. Товары, ввозимые сверх тарифного контингента, облагаются обычными пошлинами.

Непосредственное отношение к количественному регулированию импорта имеют соглашения о добровольных ограничениях экспорта.Это соглашения между экспортирующей и импортирующей странами, заключенные по инициативе импортирующей стороны, на основе которых экспортирующая сторона берет на себя обязательство ограничить вывоз определенных товаров.

Информация о работе Цели и содержание методов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности