Формирование и оценка конкурентоспособности компании реализующей строительные услуги в г. Владивосток

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы обосновать и разработать кон-цептуальные основы организационно-экономической стратегии формирования конкурентных преимуществ торговых предприятий с уче-том специфики переходного периода. В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и реализованы следующие задачи:
Изучить аспекты формирования и оценки конкурентоспособности предприятия
Изучить методы оценки конкурентоспособности торгового пред-приятия
Дать полную характеристику торгового предприятия
Рассмотреть стратегическое планирование и экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия

Содержание

Введение…………………………………………………….………..……..…3
Глава 1. Методические аспекты формирования и оценки конкурентоспособ-ности…………………………………………………………………..….….....5
1.1 Конкурентные признаки торгового предприятия……………..……..…..5
1.2 Методы оценки конкурентоспособности торгового предприятия...…..12
Глава 2. Характеристика конкурентоспособности предприятия ООО «Mavi»……………………………………………………………….…………25
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……….25
2.2 Анализ основных показателей конкурентоспособности компании…....27
2.3 Оценка конкурентного положения предприятия на рынке строительных материалов г. Владивосток………………….………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………….39
Список литературы…………………………………………………….………41

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование и оценка конкурентоспособности компании реализующей строительные услуги в г.Владивос.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………….………..……..…3

Глава 1. Методические аспекты формирования и оценки конкурентоспособности…………………………………………………………………..….….....5

1.1 Конкурентные признаки торгового предприятия……………..……..…..5

1.2 Методы оценки конкурентоспособности торгового предприятия...…..12

 

Глава 2. Характеристика конкурентоспособности предприятия ООО «Mavi»……………………………………………………………….…………25

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……….25

2.2 Анализ основных показателей конкурентоспособности компании…....27

2.3 Оценка конкурентного положения предприятия на рынке строительных материалов г. Владивосток………………….………………………………..31

Заключение…………………………………………………………………….39

Список литературы…………………………………………………….………41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения процесса формирования конкурентоспособности предприятий в новых российских условиях. Изменения, происходящие в России и в мире, требуют новых подходов к управлению предприятиями в конкурентной среде.

В изменившихся условиях традиционные методы управления предприятиями перестают давать результаты. Необходимы новые практические действия, нацеленные на прорывные методы формирования конкурентоспособности, которые, в свою очередь, требуют своего теоретического обоснования.

Изученность проблемы.

Теория конкуренции  развивается на протяжении последних  двух столетий. Целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы появились еще в середине XVIII века в рамках классической политической экономии. В рамках этих начальных представлений основное внимание было уделено ценовой конкуренции.

Теория конкуренции  была обобщена Адамом Смитом.

Определенный вклад  в развитие теории конкуренции внесли Д. Рикардо, Дж. Кейнс, И. Шумпетер, Ф.А. Хайек, М. Портер и др.

Новое звучание теория конкуренции  приобрела в последние два  десятилетия именно благодаря М. Портеру, который сформировал современное понимание конкурентного преимущества. Что касается российских исследований и публикаций, то они, как правило, носят общепостановочный характер и их количество ограничено. Тем не менее, в последние годы в разработке теории конкуренции сложилась отечественная школа экономистов.

Исследование проблем  стратегического развития предприятий, создания и поддержания их конкурентного статуса и представляет собой самостоятельное научное направление. В последние годы были опубликованы исследования российских ученых, в которых эти проблемы рассматриваются с учетом особенностей экономики переходного периода и предлагаются научно обоснованные рекомендации для их решения.

Цель работы заключается в том, чтобы обосновать и разработать концептуальные основы организационно-экономической стратегии формирования конкурентных преимуществ торговых предприятий с учетом специфики переходного периода. В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и реализованы следующие задачи:

    • Изучить аспекты формирования и оценки конкурентоспособности предприятия
    • Изучить методы оценки конкурентоспособности торгового предприятия
    • Дать полную характеристику торгового предприятия
    • Рассмотреть стратегическое планирование и экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия

Объектом исследования является стратегия повышения конкурентоспособности предприятия оптово-розничной торговли.

Предметом исследования выступает совокупность экономических  и управленческих отношений, возникающих  в процессе выработки и реализации стратегии повышения конкурентоспособности торгового предприятия.

Теоретической и методологической базой исследования служат положения и выводы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых по проблемам рыночной экономики, стратегического менеджмента и управления качеством продукции и конкурентоспособностью фирм. Были использованы законодательные и нормативные документы, а также результаты проведенных при участии автора научно-исследовательских и консультационных работ. В процессе исследования применялись методы экономического, исторического и логического анализа, системного подхода, экспертных оценок, моделирования.

 

 

 

Глава 1. Методические аспекты формирования и оценки конкурентоспособности

1.1 Конкурентные признаки торгового предприятия

В условиях рынка удовлетворенность  конкретного потребителя совокупностью предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособность. [16, c.44]

Как было доказано многими  экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов (например, в Японии ресурсы используются в целом в три раза эффективнее, чем в России), повышение качества товаров и уровня жизни населения.  Поэтому конкуренция – очень сложное понятие.

Конкуренция – это цивилизованная и легализованная форма борьбы субъектов рынка, за наилучшие условия производства и сбыта своей продукции, с целью получения прибыли.

Понятие конкурентоспособность  предприятия очень многогранно  и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия.

Конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от конкурентоспособности товара.

Конкурентоспособность предприятия – это способность  осуществлять прибыльную хозяйственную  деятельность в условиях жесткой  конкуренции.

Так же конкурентоспособность предприятия  предполагает его способность осуществлять эффективный экономический контакт с потребителями, поставщиками и конкурентами.

Взаимодействие с потребителями  осуществляется через куплю–продажу  товара, с поставщиками–через куплю–продажу ресурсов, необходимых для производства, взаимодействие с партнерами–через торговлю услугами, наконец, взаимодействие с конкурентами–через систему организационных мер, текущих и перспективных, реализующих активность фирмы в конкурентной среде. Конкурентоспособность предприятия проявляется в каждый момент, в каждом эпизоде её деятельности.

Конкурентоспособность предприятия можно охарактеризовать как его потенциальное качество, которое включает: [16, c.50]

1. Способность предприятия  получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения.

Другими словами, предприятие  должно быть способно своевременно, объективно и точно оценивать потребительский  спрос как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее.

Такая оценка возможна только на базе научной модели целевой потребительской группы, учитывающей её экономические, социально–культурные и психологические факторы, разработанной методами современной социологии и маркетинга.

2. Способность организовывать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по отношению цена–качество.

Говоря о результатах, имеется ввиду не только потребительские  качества выпускаемого товара, но и его маркетинговые качества (цена, гарантии, послепродажное обслуживание и т.д.). [30, c.74]

3.Способность проводить  эффективную текущую маркетинговую  политику.

4. Способность изыскивать  и создавать условия для снижения  затрат на обеспечение факторами производства–капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией на единицу продаваемой продукции.

5. Способность к созданию  и удержанию технологического  производства над другими членами  отраслевого сообщества, что требует  своевременного обновления применяемых технологий. Это может относиться к производству, сбыту, управлению.

6. Способность планировать,  организовывать и проводить эффективную  стратегию в сферах производства  и маркетинга на основе инноваций.

7. Создание и развитие  высокого кадрового потенциала, как на исполнительском, так и на управленческом уровнях. [30, c.75]

Качество исполнительского персонала проявляется в его  способности эффективно использовать существующие на предприятии производственные технологии и готовности к освоению более перспективных технологий.

Качество специалистов проявляется в их способности  ставить и решать функциональные задачи, увязывая их со стратегическими  целями предприятия, способные обеспечить ему ключевые компетенции  в технических, технологических, дизайнерских и др. областях для усиления рыночных позиций предприятия.

Качество управленческого  персонала проявляется в его  способности обнаруживать и эффективно использовать рыночные возможности для защиты и развития конкурентных позиций предприятия на отраслевых рынках в тактическом и стратегическом планах.

Реализация перечисленных  качеств на продолжительном временном  интервале создаёт предприятию реальные преимущества над конкурентами в виде роста его рыночной стоимости, укрепления его торговых марок, наращивание дополнительной устойчивости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды, включая атаки конкурентов.

Всё вместе это расширяет  возможности предприятия и снижает  его удельные затраты на финансовом, сырьевом  других рынках, что отражается на цене продукции и приносимой ею прибыли. Таким образом, отношение конкурентоспособности предприятия и конкуренции на рынке можно характеризовать как отношение «потенциал и его использование». [8, c.77]

При этом реализация условий 1–3 способствует повышению доходов предприятия за счёт лучшего, чем у конкурентов, понимания запросов потребителей и умения удовлетворять их.

Свойство 4 способствует снижению удельных расходов на выпуск продукции, а все вместе свойства 1–4 обеспечивают текущую экономическую эффективность предприятия и характеризуют адаптивность его поведения, способность приспосабливаться к текущим требованиям внешней среды.

Свойства 1,5,6 позволяют планировать и реализовывать технологические, товарные и маркетинговые стратегии, создающие основу конкурентоспособности товаров предприятия в будущем. [8, c.78]

Эти свойства составляют инновационный потенциал предприятия  и позволяет выявлять тенденции и прогнозировать состояние внешней среды в будущем, создают стратегические условия для успешной адаптации к ним.

Свойство 7 является необходимым  условием, чтобы создавать, удерживать и реализовывать потенциальные преимущества 1–6 на продолжительных временных интервалах, превращая конкурентоспособность в данный момент, на данном отраслевом рынке и с данным товаром в долговременную, стратегическую устойчивость компании.

Следует отметить связь  между свойствами 1–4 и 5–6: хотя последние  и не являются следствием свойств 1–4, но без успешной реализации 1–4 они  не возникнуть, ни удержаться не могут.

Причина этого вполне естественна - для того, чтобы создать преимущество над конкурентами в будущем, инвестировать в стратегические планы необходимо уже в настоящем, а для этого предприятие должно располагать инвестиционными возможностями.

Одним из составляющих конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность товара.

Конкурентоспособность товара – это способность товара в наибольшей степени удовлетворять определенные потребности покупателей и быть обменом на деньги в условиях конкуренции.

Для того чтобы товар был приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Существуют следующие основные параметры, характеризующие конкурентоспособность товара. [17, c.11]

Технические параметры наиболее жесткие. По ним судят о назначении товара, его принадлежности к определенному классу (виду). Они включают:

    • параметры назначения — свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять;
    • эргономические параметры, характеризующие, соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения различных операций (трудовых, отдыха);
    • конструктивные параметры, отражающие конструктивно технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность, ремонтопригодность и т. п.);
    • эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара (цвет, мода, стиль).

Информация о работе Формирование и оценка конкурентоспособности компании реализующей строительные услуги в г. Владивосток