Торгово-экономические отношения россии и стран снг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – описать торгово-экономические взаимоотношения Российской Федерации и стран, входящих в СНГ.
Задачи работы состоят в раскрытии следующих пунктов:
Структура курсовой работы состоит из следующих разделов.
В первом разделе рассматриваются вопросы истории возникновения СНГ, развития экономического сотрудничества между бывшими социалистическими республиками, сводившиеся к поддержанию унаследованных от СССР хозяйственных связей; возникновения интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Содержание

Введение 3
Глава 1История России и СНГ…………………………………………………...5
1.1 История создания СНГ………………………………………………………5
1.2 История создания взаимоотношений СНГ с Россией 9
Глава 2 Торгово-экономичекие связи России и СНГ……………………….11
2.1 Динамика торгово-экономических связей между Россией и СНГ 11
2.2 Проблемы и перспективы взаимоотношений России и СНГ в торгово-экономической сфере 18
Глава 3 Формы экономический отношений …………………………………….26
Заключение 29
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

таможка.docx

— 52.55 Кб (Скачать файл)

- Недостаточное  обеспечение участников межрегионального  сотрудничества нормативно-правовой  информацией;

- Отсутствие  данных о текущей конъюнктуре  рынков и ценах;

- Отсутствие  либо ненадежность систем кредитования  и страхования внешнеторговых  операций стран-участниц СНГ.

Развитие  Содружества в последние годы свидетельствует о том, что никто  не отказывается от сотрудничества в  целом и, как осторожно надеются многие экономисты, тенденция к экономическому объединению стран СНГ в единое экономическое пространство в конце концов возобладает над процессами «разбегания». При этом необходимо отметить, что кризис переживает не Содружество само по себе, а доминирующий подход к организации экономического взаимодействия между входящими в него странами.

Возможные пути улучшения экономического взаимоотношения  России и СНГ будут рассмотрены  ниже.

В новой  модели интеграции необходимо учитывать  главенствующую роль предпринимательских  структур в развитии экономических  отношений в рамках СНГ. При этом экономическая политика государств, институциональные и правовые аспекты  сотрудничества должны существенно  поменяться. В первую очередь они  должны способствовать созданию взаимовыгодных условий для взаимодействия экономических  субъектов, входящих в Содружество.

Целесообразно поставить приоритетные интеграционные задачи, решение которых должно обеспечить продвижение на пути формирования общего рынка, и первой таковой задачей  является создание благоприятного климата  для развития товарно-экономических  связей в пределах Содружества. Здесь  имеется в виду программа взаимосогласованных  мер, которая бы учитывала процессы, развертывающиеся в экономиках стран-участниц Содружества, с их одновременной  интеграцией в систему мировой  экономики, а также между собой  в межрегиональные союзы. Реализация этих мер зависит от степени согласованности  интересов партнеров. Есть основания думать, что сегодня они совпадают во многих экономических областях, особенно в агропромышленном, транспортном, топливно-энергетическом, комплексах, а также в создании режима свободной торговли, развитии производственной кооперации, финансово-банковском секторе.

Свободному  перемещению товаров и услуг  может помочь ускорение реализации соглашения о создании зоны свободной  торговли. Необходимо максимально быстрее  устранить разнообразные технические  барьеры и другие ограничения, которые  мешают развитию взаимных торговых связей, договориться о базовых принципах  координации внешнеторговой политики и защиты внутреннего рынка. Для  создания приоритетных условий и  заинтересованности в экономических  связях требуется установка порядка  взимания косвенных налогов, в том  числе сокращения, а затем и  отмены НДС, и акцизов на экспортируемые внутри СНГ товары и услуги, обеспечение  полной отмены таможенных пошлин, налогов  и сборов, имеющих эквивалентное  действие, и каких-либо количественных ограничений во взаимной торговле .

Для формирования общего торгово-экономического пространства крайне важно согласование взаимосвязанных  направлений реформирования экономики. Такую работу смогли бы провести экономические  ведомства стран СНГ при содействии Межгосударственного экономического комитета Экономического союза. В частности, это касается прогнозов и программ экономического развития и взаимных хозяйственных связей на среднесрочную перспективу. Также полезно было бы договориться и о разработке совместного прогноза, в особенности в рамках таможенного союза, что значительно помогло бы проводить взаимосогласованные изменения в структуре национальных экономик, облегчить поиск взаимовыгодных вариантов развития специализации и кооперации производства. Результатом такой работы должны были бы стать межгосударственные программы, подготовленные на уровне предприятий и финансово-промышленных групп.

Актуальной  задачей является устранение противоречий в действующих в странах СНГ  нормативно-правовых положениях, устанавливающих  режим совместной экономической  деятельности. В национальных инвестиционных программах необходимо предусмотрение мер по поддержке и стимулированию проектов, направленных на обеспечение взаимодействия предпринимателей из стран СНГ. Не менее важно решение вопросов создания общих фондов страхования инвестиций, поддержки как крупных проектов, так и малого бизнеса.

Интеграционным  связям в СНГ сильно препятствуют взаимные неплатежи государств и  предприятий, существующий преимущественно  бартерный характер торговли. Потому необходима разработка действенного механизма  платежно-расчетных отношений между  субъектами экономической деятельности, основанной на привлечении потенциала коммерческих банков, использовании  вексельной системы, долговых обязательств, реструктуризации задолженности предприятий .

Крайне  необходим механизм погашения долгов стран Содружества в имущественной  форме путем их обмена на находящиеся  в государственной собственности  акции предприятий, представляющих взаимный интерес. Важны согласованное  установление официальных курсов валют, их поддержка, единообразные условия  их конвертации. Целесообразны взаимная конвертируемость национальных валют, прежде всего в пределах таможенного  союза, поэтапный переход к совместному  регулированию их курсов, что заметно  облегчит введение во взаимных расчетах многостороннего клиринга.

Крупным резервом сотрудничества являются экономические  связи между регионами стран-участниц СНГ, поэтому необходимы адекватные права территориальных образований  в организации торговых, производственных, инвестиционных и других отношений  на региональном уровне. Являются целесообразными  меры по государственной поддержке  межрегионального и приграничного  сотрудничества, созданию благоприятных  организационно-правовых, финансово-экономических, внешнеторговых и других условий  для развития прямых связей между  регионами стран СНГ .

В предстоящий  период экономическое сотрудничество России со странами СНГ будет развиваться  на основе одобренной главами государств СНГ Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и утвержденного ими Плана  основных мероприятий по её реализации. Концепцией определено, что экономическое  сотрудничество сегодня является приоритетом  СНГ, необходимы комплексные действия в данной сфере и выработка  Стратегии экономического развития СНГ.

В настоящее  время осуществляется разработка проекта  Стратегии экономического развития СНГ. Работа ведется в рамках межгосударственной Рабочей и экспертной групп государств-участников СНГ, возглавляемых представителями  украинской стороны. Планируется завершить  работу над Стратегией уже в этом году. Это должен быть системный, комплексный  документ, направленный на успешное достижение целей экономического сотрудничества стран СНГ на долгосрочную перспективу, до 2020 г.

Основной  целью в среднесрочной перспективе  является формирование в рамках интеграционных объединений элементов общего (единого) экономического пространства, что, в  свою очередь, предполагает создание более  благоприятных условий (справедливой конкурентной среды) для деятельности российского бизнеса на этом направлении. Одним из основных вопросов правового  обеспечения интеграционных процессов  в СНГ, помимо формирования нормативной  правовой базы таможенного союза, является завершение формирования зоны свободной  торговли и дальнейшее её совершенствование  согласно принципам, правилам и нормам ВТО. Организация этой работы предусмотрена  одним из пунктов Плана по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной главами государств СНГ  в 2007 г.

Принятие  Конвенции по межтерриториальному  сотрудничеству и создание Конгресса  местных и региональных властей  СНГ позволит обеспечить урегулирование юридических вопросов, возникающих  в государственно-правовой практике межтерриториального сотрудничества, обоснованное разграничение полномочий между федеральными и региональными  органами представительной и исполнительной власти

Интеграционные  процессы в СНГ определяются «разноформатным и разноскоростным» характером, а также множеством интеграционных группировок. Необходимо усиление экономической интеграции, неизбежно приводящей при наличии заинтересованности и политической воли к созданию единого экономического пространства. Первые шаги для этого сделаны. Главами четверки - Белоруссии, Казахстана, Украины и России - подписано соглашение, согласно которому предполагается объединение таможенных территорий, на которых будут функционировать единые экономические механизмы, обеспечивающие свободное передвижение товаров, услуг, капитала и т.д. Будет проводиться единая внешнеторговая, налоговая, денежная, кредитная и валютно-финансовая политика и т.д. Вместе с тем, каждая страна имеет право сама определять степень своего участия в формировании единого экономического пространства. Россия является ядром в экономической интеграции Содружества, и в связи с этим ей необходимо совершенствовать систему своего участия и управления интеграцией . К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций. С этой целью предстоит :

- продолжать  работу по совершенствованию  нормативной правовой базы сотрудничества, дальнейшей либерализации взаимной  торговли, завершению формирования  таможенного союза России, Белоруссии  и Казахстана и элементов единого  экономического пространства;

- предложить  странам Содружества эффективные  антикризисные программы, а возможно  и антикризисные кредиты, направленные  на минимизацию последствий влияния  кризиса на реальный сектор  экономики, финансовую и банковскую  сферы; 

- активизировать  участие российских предпринимателей  в приватизационных процессах  в странах СНГ, в том числе  в Украине, Белоруссии (промышленные  и сельскохозяйственные предприятия), Казахстане (главным образом, организации  банковской сферы), и с этой  целью обеспечить отечественному  бизнесу всестороннюю поддержку;

- сформировать  более активную экономическую  повестку двусторонних отношений,  в том числе заседаний межправительственных  комиссий со странами СНГ (поддержка  реализуемых и намечаемых проектов  с участием российского бизнеса,  создание выгодных условий для  участия российского бизнеса  в процессах приватизации и  конкурсах по государственным  закупкам и др.);

- эффективно  использовать как важное конкурентное  преимущество транспортный и  транзитный потенциал Содружества  Независимых Государств, обусловленный  во многом выгодным географическим  положением. Речь идет о развитии  системы трубопроводного транспорта  для расширения рынка сбыта  энергоносителей, о создании международных  транспортных коридоров для приближения  регионов, в первую очередь приграничных, к международным рынкам сырья,  товаров и услуг;

- приступить  к разработке и реализации  крупных инвестиционных проектов  в области энергетики, в том  числе атомной, транспорта, исследований  космоса, нацеленных на реализацию  конкурентных преимуществ России  и государств-участников СНГ.  Обозначить лидирующую роль России  в их финансировании.

В заключение можно сказать следующее. Задачи России и заинтересованных стран-участников СНГ в настоящее время состоят  в отработке наиболее эффективных  организационно-правовых и экономических механизмов реальной региональной интеграции, которая бы функционировала на равноправных и взаимовыгодных основаниях. Основной задачей реформирования внешнеэкономических связей России со странами Содружества должно стать формирование организационно-экономических основ нового интеграционного объединения и необходимых механизмов многостороннего сотрудничества .

 

Глава 3 Формы экономических отношений

К основным формам относят: мировая торговля; международный  рынок капиталов; международная  миграция рабочей силы; мировая валютная система.

Традиционной  и наиболее развитой формой международных  экономических отношений является мировая торговля. На долю торговли приходится около 80 % всего объема международных  экономических отношений.

Для любой  страны роль международную торговлю трудно переоценить. В современных  условиях активное участие страны в  международной торговле связано  со значительными преимуществами: оно  позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться  к мировым достижениям науки  и техники, в более сжатые сроки  осуществить структурную перестройку  своей экономики, а также более  полно и разнообразно удовлетворять  потребности населения.

Различают следующие формы экономических  отношений между Россией и  СНГ:

1) международный  рынок капиталов и инвестиций;

2) научно-техническое  содружество;

3) миграция  рабочей силы;

4) валютная  система.

Большинство авторов исходят из того, что международный  рынок капиталов − это рынок, на котором субъекты рынков разных стран ведут торговлю активами . Передвижение капиталов здесь осуществляется как в краткосрочной, так и в долгосрочной форме. Фактически это несколько взаимосвязанных рынков:

− валюты;

− акций;

− облигаций;

− ссудных  капиталов.

Все сделки между субъектами рынков различных  стран можно представить как  три типа обменов:

− Товарами (Т) и услугами (У) на товары и услуги − Т.У. Т.У.

− Товаров  и услуг на активы (А) − Т.У. А.

− Активов  на активы − А. А.

Каждая  из этих обменных операций приносит различный  набор выгод от торговли и может  служить иллюстрацией движения капитала. Тем не менее, если иметь в виду международный рынок капиталов, непосредственный смысл имеет лишь третий вид обменов − активов  на активы. Основная цель, ради чего страны обмениваются активами, состоит в  том, что инвесторы из этих стран  предпочитают обеспечивать постоянный средний доход из года в год, а  не колеблющийся во времени .

Научно-техническое содружество  между Россией и СНГ позволяет  произвести расширение фронта и повышение  уровня специализации научных исследований. Данное содружество обуславливается  тем, потому что  все более глубокое проникновение в закономерности развития природы, человека и общества, привели к тому, что ни одна страна не в состоянии обеспечить полномасштабность исследований по всему спектру научных проблем.

Информация о работе Торгово-экономические отношения россии и стран снг