Торгово-экономические отношения России и Белоруссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение состояние и перспективы развития торгово-экономических отношений Российской Федерации и Республики Белоруссии.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности экономического развития Республики Белоруссии.
2. Рассмотреть характеристику договорно-правовой базы и состояние внешнеэкономических связей России и Республики Белоруссии.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая женя.docx

— 72.13 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Актуальность  темы. В настоящее время среди стран СНГ Белоруссия занимает лидирующие позиции в участии в торгово-экономических отношениях Российской Федерации. По белорусским транспортным путям осуществляется почти 2/3 экспорта России в страны ЕС. По территории соседнего государства проходят занимающие значительные по протяженности площади магистральные газо - и нефтепроводы. Среди российских военных объектов, расположенных в Белоруссии – радиолокационная станция «Волга», следящая за ракетными пусками в Европе, и радиотехнический центр, обеспечивающий связь штаба ВМФ РФ с подлодками в Атлантике - основы системы обеспечения оборонно-стратегической безопасности России на западном направлении. Через Белоруссию лежит кратчайший сухопутный путь, связывающий Калининградский анклав с Россией. 

Целью исследования является изучение состояние и перспективы развития торгово-экономических  отношений Российской Федерации и Республики Белоруссии.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть  особенности экономического развития Республики Белоруссии.

2. Рассмотреть  характеристику договорно-правовой базы  и состояние внешнеэкономических связей России и Республики Белоруссии.

3. Рассмотреть  состояние внешнеэкономических  связей России и Белоруссии.

4. Рассмотреть направление развитие торгово-экономических отношений России и Республики Белоруссии.

Объектом исследования является экономика России и Ирана.

Предметом исследования являются торгово-экономические  отношения России и Ирана.

Период исследования составляет 2010-2012 гг.

Теоретическую основу работы составляет тексты статей, аналитическая информация по статистике торговли между Россией и Республикой Белоруссии в 2012 года.

Методологическую основу исследования составляет метод сопоставления.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей четыре вопроса, заключения, списка используемых источников. Общий объем курсовой работы составляет 33 страниц печатного текста.

 

  1. Особенности экономического развития Белоруссии

 

Национальная  экономика Беларуси имеет сложную  функциональную и территориально-производственную структуру, включающую межотраслевые  и отраслевые звенья, регионы, комплексы, предприятия и организации. На этапе  перехода к рыночным отношениям и  под влиянием научно-технического прогресса  отмечается возникновение новых  структур - концернов, финансово-промышленных групп, холдинговых компаний, свободных  экономических зон, технопарков  и др.

Выделяют  следующие основные отрасли экономики: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт  и связь, торговлю и общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство  и бытовое обслуживание населения, образование, здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, культуру и искусство, науку и научное  обслуживание, финансы, кредит, страхование, управление и пр. На этапе перехода к рынку появляются новые отраслевые подразделения - финансовое посредничество, операции с недвижимым имуществом, коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, информационно-вычислительное обслуживание и др.

В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. прогнозируется обеспечить рост объемов реализации услуг населению  в 3,4 - 3,7 раза по сравнению с 2000 г., а их удельный вес в ВВП довести в 2020 г. до 50 - 52 % реализации услуг населению [4.1].

В национальной экономике Беларуси на рубеже XXI в. образуются и функционируют новые интеграционные структуры - хозяйственные комплексы, хозяйственный комплекс определяется как сложная межотраслевая система, которая отличается высоким уровнем интеграции между составляющими ее элементами (предприятиями, организациями и т.д.) но потокам производимых товаров, энергии и информации и в силу этого обладает высокой энергетической экономичностью и повышенной устойчивостью по отношению к внешним факторам. Экономическая сущность комплекса проявляется в том, что его эффективность выше, чем суммарная эффективность составляющих компонентов, что является результатом взаимосвязи мощностей, наличия устойчивых связей и более высокого уровня управляемости.

Из 18 основных торговых партнеров Беларуси из стран  вне СНГ 14 государств входят в ЕС, на долю которого в целом в 2004 г. приходилось 70,1 % общего объема внешнеторгового оборота со странами вне СНГ, в том числе 74,4 % экспорта и 64,2 % импорта [4.1].

Торговля  со странами ЕС не только служит для  Беларуси надежным источником поступления  твердой валюты, но и позволяет  привлечь новейшие инновации и технологии, инвестиционные ресурсы, необходимые  для модернизации и переоснащения  белорусских предприятий.

Следует отметить, что в последние годы, несмотря на значительные политические затруднения, торговля с Евросоюзом развивается достаточно устойчиво. Увеличивается положительное сальдо торгового баланса за счет роста  экспорта белорусских товаров в  страны ЕС. Беларуси удалось добиться некоторого смягчения антидемпинговых  санкций ЕС в отношении ряда своих  товаров.Особый интерес для расширения внешнеэкономических связей Беларуси представляют страны Африки, которые расположены гораздо ближе, чем Австралия и Океания, Южная и Северная Америка. Из африканских стран наибольший товарооборот приходится на Египет и Марокко.

Совершенствование внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами, не входящими  в СНГ, должно быть направлено на наращивание  экспорта наукоемкой, высокотехнологичной  продукции с низкой материало- и энергоемкостью, а также на расширение сферы услуг. В связи с этим важнейшим направлением внешнеэкономической деятельности является привлечение иностранных инвестиций, прежде всего прямых, в перспективные высокотехнологичные экспорт ориентированные и импортозамещающие производства. Важную роль призваны сыграть свободные экономические зоны, созданные в Минске и других областных центрах, а также еврорегионы «Буг», «Неман», «Озерный край» и «Беловежская Пуща», позволяющие осуществлять приграничное сотрудничество соседних стран в различных сферах [3.2].

Интеграция  Беларуси в систему мирохозяйственных  связей будет способствовать ее вступлению во Всемирную торговую организацию, но не любой ценой, а с учетом интересов  национальной экономики. Это позволит развивать внешнеторговые отношения  с другими странами на долговременной стабильной основе, отстаивать и защищать национальные интересы в торгово-экономических  отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях.

Характерной чертой экономической политики Беларуси в середине 90-х гг. было сочетание  жесткого стабилизационного курса  в денежно-кредитной сфере с  медленными темпами рыночных преобразований в других областях. В Беларуси, в  отличие от России и ряда других стран СНГ, не ставилась задача создания широкого слоя собственников. В промышленности предполагалась эволюционная структурная  перестройка, а изменение отношений  собственности было отодвинуто на второй план.

Важным  фактором изменения экономического положения Беларуси явилось расширение связей с Россией и другими  партнерами по СНГ.

Важную  роль для национальной экономики  играет иностранный капитал. Иностранные  инвестиции на территории Республики Беларусь могут осуществляться в  формах:

- долевого  участия в предприятиях, создаваемых  совместно с белорусскими юридическими  и физическими лицами;

- создание  предприятий, полностью принадлежащих  иностранным инвесторам;

-  приобретения  предприятий, зданий, сооружений, акций  и других ценных бумаг;

- приобретения  прав пользования землёй, другими  природными ресурсами, а также  иных имущественных прав;

- в любых других формах хозяйственной и иной деятельности, не противоречащих законодательству, действующему на территории Республики Беларусь[3.2].

Иностранная предпринимательская деятельность, связанная с созданием предприятия, регулируется следующими нормативными актами: Законом «Об иностранных инвестициях», Законом «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», Законом «О предприятиях» и Законом «Об акционерных обществах». Для открытия предприятия с иностранным капиталом необходимо пройти государственную регистрацию в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь или ином государственном органе, обладающем соответствующими полномочиями (например, банки регистрируются в Национальном банке) [3.1].

В последнее  время получила развитие новая форма  привлечения иностранных инвестиций ѕ свободные экономические зоны (СЭЗ). Основой их создания и развития являются «Концепция организации свободных (специальных) экономических зон на территории Республики Беларусь» и Указ Президента Республики Беларусь «О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь». Функционирование СЭЗ связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Для них характерно наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом производственной и хозяйственной деятельности, существующим в Беларуси. Одна из крупнейших свободных экономических зон в республике создана в ее столице — г. Минске и располагается на территории промышленного узла Шабаны. В 2012 году происходило оздоровление экономики после кризисных явлений 2011 года. Реформы, начатые в 2011 году, значительно уменьшили дисбалансы в экономике Республики Беларусь и заложили предпосылки ее дальнейшего устойчивого развития.

В 2012 году экономика Беларуси вошла в состояние  сбалансированного развития, характеризующиеся  существенным снижением уровня инфляции, стабилизацией и предсказуемостью обменного курса рубля, положительным  сальдо внешней торговли товарами и  услугами, улучшением состояния платежного баланса и другими позитивными  изменениями. Благоприятно сказалось  и вступление Беларуси в Единое экономическое  пространство.

По итогам 11 месяцев 2012 года обеспечен умеренный  экономический рост на уровне 2,0 % и достигнута основная цель внешней сбалансированности – рост экономики за счет внешнего спроса. Умеренная динамика экономического роста обусловлена реализацией комплекса мер по сжатию внутреннего спроса с целью ликвидации сформировавшихся ранее макроэкономических диспропорций [3.1].

Экономический рост, в прошлом году достигнут при опережающей динамике производительности труда (в январе-октябре 2012 г. 102,2 % и 104,3 % соответственно).

Значительные  успехи достигнуты на внешнеторговом контуре. На протяжении 2011 года во внешней торговле сохранялся опережающий рост экспорта товаров и услуг над импортом (темп роста экспорта 116,2 %, импорта – 104 %).

Сальдо  внешней торговли товарами и услугами по итогам 10 месяцев 2012 года сложилось на положительном уровне и составило 3,6 млрд. долларов США или 7,3 % к ВВП (минус 2,1 % к ВВП за аналогичный период прошлого года).

Существенным  улучшением характеризуется состояние  платежного баланса. Счет текущих операций платежного баланса за 9 месяцев 2012 года составил «минус» 0,3 % к ВВП против «минус» 9,4 % к ВВП за 9 месяцев 2011 года. Общий баланс платежного баланса улучшен по сравнению с соответствующим периодом 2011 года на 0,8 млрд. долларов США [4.1].

Произошло дальнейшее наращивание золотовалютных резервов, которые на 1 декабря 2011 г. составили 8,2 млрд. долларов США и увеличились по сравнению с началом года на 0,3 млрд. долларов США. Накопленные резервы обеспечивают 2,0 месяца импорта. Следствием жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики стало сокращение уровня инфляции со 104 % за 11 месяцев 2010 года до 20,1 % за аналогичный период 2012 года (то есть в среднем ежемесячно по 1,7 %).

При этом определенное влияние на рост инфляции в 2012 году оказала необходимость  сближения цен на продовольственные  товары с уровнем в Российской Федерации, повышение тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги для населения, повышение  ставок акцизов на алкогольную продукцию  и табачные изделия.

По мере уменьшения инфляции постепенно снижалась  ставка рефинансирования, которая с  начала 2012 года снижена на 15 процентных пунктов и с 12 сентября 2012 года составляет 30 % годовых. Необходимо также отметить, что реформы, проводимые в Беларуси, отмечены и признаны ведущими международными рейтинговыми агентствами [4.1].

По последним  отчетам данных международных организаций  Республика Беларусь улучшила свое положение  в таких рейтингах как Ведение бизнеса – с 60 до 58 места из 185 исследуемых государств (согласно отчету Всемирного банка и Международной финансовой корпорацией (IFC) «Ведение бизнеса – 2013») [4.1].

Из выше написанного мы можем сделать  вывод о том что. Одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики Республики Беларусь является Европейский союз, что обусловлено совокупностью экономических, исторических, политических и культурных факторов. Беларусь вошла в первую десятку (третье место) ведущих стран-реформаторов, которые достигли значительного улучшения в плане ведения бизнеса с 2005 года. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2012 году характеризуется относительно стабильным функционированием экономики и ростом большинства макроэкономических показателей по сравнению с прошлым годом этому способствует благоприятная обстановка в сфере договорно-правовой базы в торгово-экономических отношениях России и Белоруссии.

Информация о работе Торгово-экономические отношения России и Белоруссии