Тенденции и перспективы таможенного сотрудничества в рамках СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучить различные методы для защиты внешней экономики России и стран СНГ.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
-изучить историю таможенного сотрудничества со странами СНГ;
-показать, как осуществляется таможенное регулирование в рамках СНГ;
-выявить проблемы и показать перспективы развития таможенного сотрудничества со странами СНГ.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Таможенное регулирование в рамках СНГ: история, правовые основы и содержание 5

Глава 2. Проблемы и перспективы развития таможенного сотрудничества со странами СНГ 16

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая саримовой.docx

— 51.58 Кб (Скачать файл)

Сегодня таможенное сотрудничество Федеральных Таможенных Служб (далее ФТС) России в формате СНГ строится с учетом Концепции дальнейшего развития Содружества независимых государств и Плана основных мероприятий по ее реализации, одобренных решением Совета глав государств СНГ в Душанбе 5 октября 2007 года4.

Интеграционный процесс сегодня идет практически на всех странах и континентах. В этот процесс включаются различные по уровню своего политического и экономического развития государства. И Россия в этом плане не исключение.   Страны современного мира стремятся к интеграции, которая облегчает движение товаров и капиталов, способствуя тем самым развитию экономики. Одним из элементов такой интеграции является унификация таможенных процедур и взаимное содействие в осуществлении функций таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.   Современная практика осуществления такого сотрудничества в нашей стране идет по нескольким направлениям:

  1. Международно-правовое сотрудничество в рамках СНГ, развитие экономики стран которого идет в довольно схожих по своему характеру направлениях;
  2. Международно-правовое сотрудничество со странами — членами Всемирной торговой организации (ВТО), заменившей с 1 января 1995 г. Генеральную ассамблею (соглашение) по тарифам и торговле (ГАТТ), основной принцип деятельности которой — предоставление странами-участниками друг другу режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле (что означает — предоставление одним государством другому государству таких же преференций в отношении таможенных пошлин, иных таможенных платежей и эквивалентных им по значению налогов и сборов, какие предоставлены любому другому государству-участнику ВТО);
  3. Международно-правовое сотрудничество с иными государствами5.

В то же время, несмотря на кажущееся многообразие интеграционных группировок, закономерность этапов их экономической интеграции приблизительно одинакова и выглядит следующим образом:

  1. Создание зон свободной торговли, в рамках которой государства — их участники ограничиваются отменой таможенных барьеров во взаимной торговле;
  2. Создание таможенных союзов, обязательным условием которого является отмена таможенных пошлин и всевозможных количественных ограничений во взаимной торговле стран — их участников, установление единого таможенного тарифа и проведение единой таможенной политики по отношению к третьим странам;
  3. Создание общего рынка, при котором убираются не только барьеры во взаимной торговле между государствами, но и барьеры для свободного перемещения услуг, капиталов и граждан. 
    Создание экономических союзов, для которых характерно образование единого рынка без границ и в дополнение ко всему вышеперечисленному также проведение государствами — его участниками скоординированной макроэкономической политики и создание системы коллективного регулирования социально-экономических процессов, протекающих в регионах таковых союзов;
  4. Последним этапом служит создание политических союзов, для государств-участников которых характерно проведение согласованной внешней политики, а также согласование действий в сфере безопасности, внутренних дел и юстиции.

Результаты экономического сотрудничества и интеграции в рамках государств-участников СНГ будут зависеть, в том числе и от практического использования этими государствами уже накопленного международного опыта.          Правовую основу такого сотрудничества составляет, прежде всего, утвержденный в 1993 г. Устав СНГ, который среди прочих намерений в деятельности Союза закрепил, и намерение государств создать общий рынок товаров и услуг, что невозможно сделать без участия в этом процессе таможенных органов6.        Возглавляет и направляет работу по осуществлению взаимодействия таможенных служб стран СНГ специально для этого созданный орган — Совет руководителей таможенных служб государств-участников СНГ. К компетенции этого международного органа относится создание условий для унификации таможенных правил и используемых для таможенных целей документов, координация взаимодействия таможенных служб, а также разработка единых принципов осуществления валютного контроля таможенными службами стран-участниц Содружества.    В процессе осуществления своей деятельности в целях практического взаимодействия в сфере таможенного дела Советом были подготовлены и утверждены 10 февраля 1995 г. Основы таможенных законодательств государств-участников СНГ. Данный документ, структура которого состоит из 43 главы и 234 статьи, определяет основные принципы правового, экономического и организационного регулирования таможенного дела в государствах-участниках СНГ7.         

В соответствии с Основами к сфере таможенного дела отнесены таможенная политика, порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, производство таможенного оформления и осуществление таможенного контроля (ошибка все та же — выделение таможенной политики наряду с мерами по ее реализации в качестве элемента таможенного дела).  Помимо Основ, являющихся базовым документов в сфере унификации таможенного регулирования стран-участников СНГ, существует еще целый ряд нормативно-правовых актов, направленных на развитие сотрудничества этих стран в таможенно-правовой сфере.       

В частности, например, заключенное 8 июля 1995 г. Соглашение о порядке таможенного оформления товаров, происходящих с таможенных территорий государств-участников СНГ и перемещаемых между ними в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения, целью которого явилось создание необходимых технических и прочих условий для практической реализации режима свободной торговли между этими государствами. Предложение не воспринимается. А режим свободной торговли, предусмотренный соответствующим Соглашением о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ, в свою очередь, предполагал освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и устранение всякого рода количественных ограничений.     Помимо общей унификации таможенных процедур в рамках стран СНГ, с некоторыми из этих стран Россия установила более тесные взаимоотношения в таможенно-правовой сфере.  Об этом уже писалось. Во взаимоотношениях России и Республики Беларусь унифицировались не только технологии таможенного оформления и контроля, методика определения таможенной стоимости товаров, но также идет и работа по унификации валютного законодательства, а также законодательства, регламентирующего юрисдикционную деятельность таможенных органов с целью снижения уровня правонарушений в таможенной сфере и повышения эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов обоих государств.   
     Во  взаимоотношениях с остальными государствами-участниками Таможенного союза действует упрощенный порядок таможенного оформления товаров, происходящих из этих государств. Упрощенный порядок заключается в отказе от обязательного представления в таможенные органы грузовой таможенной декларации и в отмене взимания таможенных сборов за таможенное оформление таких товаров, а в остальном — порядок таможенного оформления и контроля остается единым.

Таким образом можно сделать вывод, что Россия, страны СНГ - участники Таможенного союза и СНГ в целом на пути их интеграции в единый, прочный и сбалансированный элемент мировой экономической системы уже прошли ряд организационных этапов. Дальнейшее развитие механизма его становления можно будет проследить в динамике по мере углубления уже начатых интеграционных процессов.

 

Глава 2. Проблемы и перспективы развития таможенного сотрудничества со странами СНГ

За время, прошедшее после распада СССР в странах Содружества произошли  значительные перемены, возникли существенные различия в хозяйственных механизмах и законодательствах, в принципах и способах регулирования внутренней и внешней экономической политики.

Несмотря на предпринимаемые усилия по созданию эффективного Экономического Союза, объединяющего страны участницы СНГ, приходится констатировать, что на этом направлении не удалось достичь желаемых  результатов.

Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с продукцией друг друга, характер общей подготовки персонала и т.д. создавали хорошие возможности для взаимного обмена. Конечно, эта продукция по качеству и техническому уровню часто не соответствует требованиям мировых рынков, но торговля в границах Содружества позволяет поддерживать часть производств. В дальнейшем повышать качество и технический уровень продукции легче на базе работающих предприятий, чем начинать с нуля.  
     Сегодня у республик и регионов Российской Федерации в области развития сотрудничества с ближним зарубежьем значительно больше проблем, чем путей их решения.

Эти проблемы носят в основном системный характер, связаны с темпами экономических и социально - политических реформ и не могут быть решены в короткие сроки.

Мировой финансовый кризис, начавшийся с потрясений в странах Юго-Восточной Азии в 1997 г., ухудшил перспективы для экспорта стран - членов СНГ. Отрицательное воздействие на интеграционные процессы оказал финансовый кризис, разразившийся в России в августе 1998 г. Тем не менее, он серьезно не подорвал объективную заинтересованность стран — членов СНГ в сохранении и дальнейшем развитии  взаимных экономических связях. 
     Некоторое оживление и модификацию внесла в интеграционные процессы идея интеграции «разных скоростей», т.е. создание союзов между различными странами — членами СНГ с разной степенью интегрированности и с разными сферами совместной деятельности. Наиболее интенсивная интеграция в различных областях идет между Россией и Белоруссией. Значительное большинство белорусского населения и высшее политическое руководство страны выступают за тесный союз с Россией, вплоть до создания конфедеративного государства.   За интеграцией «разных скоростей» стоят объективные интересы стран — членов СНГ в различных областях8. По-видимому, позитивные моменты в регионализации СНГ все же преобладают, и они вполне могут ужиться с общими интеграционными процессами, а нередко — и стимулировать их, однако при условии, если между субрегиональными группировками не возникнут серьезные противоречия.     Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих факторов: от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран — членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих стран и многих других, как в рамках СНГ, так и за его пределами. Но главным фактором будут результаты развития экономики и системных реформ, политики руководства в России — естественного интеграционного ядра СНГ. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бедными и отсталыми.   Основные сдерживающие факторы развития экономического сотрудничества хорошо известны. Это продолжающийся на всем пространстве СНГ спад производства; слабость экономик; проблема взаимных неплатежей предприятий; переориентация экспортных ресурсов на рынки дальнего зарубежья в целях получения твердой валюты; конкурентные преимущества товаров стран дальнего зарубежья не только по уровню качества и себестоимости, но и надежности торгового партнерства; сознательная диверсификация импорта странами СНГ с целью уменьшения импортной зависимости от России по стратегически важным товарам в пользу дальнего зарубежья; неработоспособность системы реальной конвертации национальных валют; отсутствие действенного механизма платежно-расчетных отношений; значительный рост транспортных тарифов, что делает в ряде случаев экономически нецелесообразным традиционный товарообмен.

Сегодня всем очевидна острая необходимость  эффективной реализации Соглашения о создании зоны свободной торговли, ликвидации технических барьеров и других ограничений, которые мешают развитию свободного товарооборота, потребности в совершенствовании порядка взимания косвенных налогов, исключающем двойное налогообложение для товаропроизводителей, необходимость содействия отечественным банкам в развитии сети филиалов в странах Содружества, снижения уровня железнодорожных тарифов, унификации правил таможенных процедур с последующим переходом к более тесному таможенному и платежному взаимодействию. 

Незрелость рыночных институтов, слабость в странах Содружества, в том числе и в России, среднего предпринимательского класса заставляет вести поиск новых принципов развития сотрудничества на макро- и микро- уровне. 

Межгосударственный экономический Комитет стран Содружества представил концепцию экономического интеграционного развития СНГ, в которой нашли свое отражение приоритеты социально-экономического развития в условиях углубления межгосударственных экономических отношений, пути, мероприятия, механизмы и этапы их практического осуществления.  
      Вместе с тем вызывает определенное беспокойство стремление решения многих проблем исключительно политическими методами. В деятельности Содружества прослеживается ощутимый разрыв между уровнем политических контактов и темпами экономического сотрудничества. Отсутствие доверия, разобщенность целей, непоследовательность ставят политические интересы выше необходимости экономической интеграции и заставляют страны СНГ искать центры притяжения вне рамок Содружества. В результате растрачивается потенциал и те конкурентные преимущества, которые могли бы быть обращены на благо всех стран участниц9.   
Попытки же искусственно форсировать процесс с целью создания нового союзного государства (как в случае с Белорусией) вызовет множество проблем в самой Российской Федерации.

В рамках развития взаимовыгодного сотрудничества ведется поиск эффективных форм совместной производственной, научно-технической, инвестиционной и коммерческой деятельности, учреждаются совместные предприятия с участием партнеров из стран СНГ, создаются благоприятные условия для всесторонних контактов физических и юридических лиц, включая их участие в выставках и ярмарках, в обмене информацией и других формах сотрудничества. Лидирующая роль российской таможенной службы сохраняется в такой важной сфере сотрудничества, как обучение и подготовка кадров. Российская таможенная академия (далее РТА) является региональным базовым центром по подготовке кадров для таможенных служб государств - участников СНГ. С 1995 года в РТА поступило 644 человека из стран СНГ. В настоящее время в РТА обучается 315 студентов из стран СНГ, из них 137 по очной и 178 по заочной форме обучения. В адъюнктуре находятся на обучении в форме соискательства пять человек10. Однако цифры отражают только количество. Подготовка квалифицированных кадров - это будущее таможенной системы СНГ и поэтому вырабатываются новые подходы к процессу обучения специалистов для таможенных органов. В рамках Совета одобрена Концепция профильной подготовки кадров для таможенных служб государств - участников СНГ на базе РТА, которая послужит основой для разработки Программы повышения эффективности и качества подготовки кадров.

25-26 марта 2008 года в г. Таганроге (Ростовская область) прошло заседание  экспертов Совета руководителей  таможенных служб государств-участников  Содружества Независимых Государств. В работе заседания приняли  участие представители Федеральной  таможенной службы, Российской таможенной  академии, эксперты таможенных служб  Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии  и Украины.       Самые  горячие дискуссии вызвал вопрос  представителей таможенной службы  Республики Беларусь, связанный  с инвентаризацией международно-правовой  базы СНГ в таможенной сфере. Эксперты отметили, что Основы  таможенных законодательств СНГ  морально устарели и требуют  серьезного пересмотра. Кроме того, белорусские таможенники внесли  вопрос об одобрении Положения  о Секретариате Совета руководителей  таможенных служб государств-участников  СНГ.

Представители российской таможенной службы предложили проект Протокола об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы государств-участников СНГ. Также российской стороной были предложены к обсуждению вопросы практики применения государствами-участниками СНГ Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ на основе 4-ой редакции Гармонизированной Системы и Концепция профильной подготовки кадров для таможенных служб государств-участников СНГ на базе Российской таможенной академии. У таможенных служб Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии нет своих таможенных академий, и предложение о подготовке кадров в России и Украине эксперты внесли в повестку ближайшего заседания руководителей таможенных служб11. ФТС России проводит большую работу по укреплению сотрудничества с государствами, входящими в Содружество Независимых Государств.

Важным  для достижения целей экономического сотрудничества стран СНГ будет  оставаться комплекс вопросов, связанных  с тарифным и нетарифным регулированием. По этому направлению взаимодействие таможенных служб развивается достаточно эффективно. Среди основных механизмов упрощения процедур таможенного оформления центральное место занимает использование современных информационных технологий и доступ к ним всех участников процесса международной торговли. Актуальная для ФТС России тема - сотрудничество в области информационного обмена - находит свое воплощение и в формате СНГ. Разработан проект, и в ближайшее время ожидается подписание межведомственного Протокола об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы государств - участников СНГ, который послужит основой для развития "информационного" направления сотрудничества.

Информация о работе Тенденции и перспективы таможенного сотрудничества в рамках СНГ