Тенденции и перспективы таможенного сотрудничества в рамках СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучить различные методы для защиты внешней экономики России и стран СНГ.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
-изучить историю таможенного сотрудничества со странами СНГ;
-показать, как осуществляется таможенное регулирование в рамках СНГ;
-выявить проблемы и показать перспективы развития таможенного сотрудничества со странами СНГ.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Таможенное регулирование в рамках СНГ: история, правовые основы и содержание 5

Глава 2. Проблемы и перспективы развития таможенного сотрудничества со странами СНГ 16

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая саримовой.docx

— 51.58 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Набережночелнинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

 

 

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

 

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И

МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 

Направление: 036401.65- «Таможенное дело»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

 

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ СНГ

 

 

 

 

                                                   Работа выполнена

                                                     студенткой 1 курса

                                                группы 5131160

                                                 очного отделения

                                                     Саримовой Гулюсой    

                                       Рафисовной

                         

                                                                                           

                                                             Научный руководитель:

                                                                                 к.и.н., доцент Ашрафуллина Л.Ф.

                                                         

                                                                   

 

 

Набережные Челны

2014

План:

Введение                                                                                                 3

 

Глава 1. Таможенное регулирование в рамках СНГ: история, правовые основы и содержание                                                                                                    5

 

Глава 2. Проблемы и перспективы развития таможенного сотрудничества со странами СНГ                                                                                      16

 

Заключение                                                                                          23

 

Список использованной литературы                                                 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня каждый из нас живет в эру глобализации – сложнейшего процесса интеграции государств в единое мировое экономическое, политическое и культурное пространство на земле. Суть этого процесса заключается в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимости как между отдельными странами, так и между отдельными людьми. Главной формой при этом всегда оставалась и остается экономическая глобализация.

Экономическая глобализация означает не просто сближение или даже интеграцию экономик отдельных стран. Изменяются качественные характеристики этих экономик, когда из так или иначе замкнутых систем они превращаются в звенья единого хозяйства, единой экономической структуры. Поэтому неудивительно, что глобализация приводит к большей открытости национальных экономик.1

Встав на путь экономических преобразований в начале 1990-х годов, Россия, действуя в духе времени, также заявила о своем намерении активно интегрироваться в мировую экономику. После распада СССР роль отправной точки в интеграционном движении независимой России досталась СНГ. Но и здесь общую динамику развития событий за прошедшие годы вряд ли можно признать удовлетворительной: вот уже почти десять лет товарооборот стран Содружества неуклонно сокращается, а его члены все больше отдаляются друг от друга, попадая в сферы влияния своих более развитых иностранных партнеров. Подобные тенденции серьезно угрожают политической стабильности на постсоветском пространстве. Поэтому все эти годы наша страна стремилась укреплять хозяйственные связи внутри Содружества.

Актуальность темы - наша страна заинтересована в сохранении торговых связей со странами СНГ, поэтому Россия и СНГ должны создать наиболее выгодные направления, общие стратегии, чтобы защитить свои экономические интересы.

Цель работы - изучить различные методы для защиты внешней экономики России и стран  СНГ.

Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:

-изучить  историю таможенного сотрудничества  со странами СНГ;

-показать, как осуществляется таможенное регулирование в рамках СНГ;

-выявить  проблемы и показать перспективы  развития таможенного сотрудничества со странами СНГ.

Структура работы подчинена поставленной цели и включает введение, 2 главы, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 1. Таможенное регулирование в рамках СНГ: история, правовые основы и содержание

 
       Международное право, политику и экономику трудно представить вне связи с явлениями объединения наций. В условиях, когда на общемировом уровне говорится о взаимозависимости экономик и глобализации хозяйственных связей, а на региональном - об общих исторических корнях, длительном совместном хозяйствовании, нельзя обойти вниманием вопросы о международно-правовых средствах и способах сближения, интеграции, под которой обычно понимают экономическое и политическое объединение государств. Этот процесс охватил все континенты, бывшие республики СССР также не оказались в стороне от них.

 Сам термин "интеграция" был  введен в общественный и научный  оборот сравнительно недавно, однако  объединительные, интеграционные тенденции  возникли в мире не сегодня. На протяжении всей истории  государственного развития страны  находили общие экономические, политические  и военные интересы, однако это  не означало их объединения.

Объединение материальных и финансовых ресурсов для решения общих задач, создание государственных органов управления и передача им части полномочий, - все это характерно для политического развития второй половины ХХ века.

Взаимоотношения народов, населявших бывший СССР, претерпели коренные изменения: столкнулись два противоречивых явления. С одной стороны, отчетливо обозначилось стремление обособиться, самостоятельно проводить внутреннюю и внешнюю политику, которое проявилось в распаде СССР. С другой - понимание необходимости налаживать новые связи, основанные на нормах международного права, рыночных экономических отношениях и учете взаимных интересов.

Осуществление внешнеторговой деятельности вызывает необходимость сотрудничества Российской Федерации с другими странами. Такое сотрудничество носит разносторонний характер, включая в себя сотрудничество в области таможенного регулирования. Важное место в таком сотрудничестве занимают отношения со странами Содружества Независимых Государств (далее Содружество), созданного 21 декабря 1991 года. В состав Содружества входят Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина.

Экономическое пространство Содружества остается сферой торговых интересов Российской Федерации. С другой стороны, Российская Федерация является зоной национальных интересов государств Содружества. Общая заинтересованность России и государств Содружества в экономическом росте несомненна, тем более что такой рост вытекает из взаимозависимости экономик всех государств Содружества, поскольку экономическая инфраструктура изначально создавалась как единая. Для значительного количества товаров рынки государств Содружества были и остаются практически единственным рынком потребления – это объективные предпосылки для таможенного регулирования.

Однако процесс интеграции столкнулся серьезными последствиями тяжелого системного кризиса, вызванного искусственным разрывом сформировавшихся в советский период хозяйственных  связей на фоне трудностей  переходного периода к рыночной  экономике. В таких условиях совместные усилия государств Содружества по формированию общего экономического пространства хотя и начались практически сразу после восстановления их государственной независимости, однако носили частный характер. В результате достигнутые договоренности не переросли в качественно новое экономическое взаимодействие.

Изначально в документах, принятых в 1993-1994 годах, предполагалось, что Содружество будет развиваться по пути регионального интеграционного объединения: в качестве первого этапа создание зоны свободной торговли, на втором этапе - таможенный союз, а затем - экономический и валютный союз.        Соглашение о создании зоны свободной торговли было подписано 15 апреля 1994 года. Соглашение предусматривало - постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле. А также устранение других препятствий для свободного движения товаров и услуг; координацию торговой политики в отношении стран, не являющихся участниками Соглашения; гармонизацию и (или) унификацию законодательства Сторон в той мере, в какой необходимо для надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли2.

В 1996 г. был заключен договор о Союзе Беларуси и России, предусматривающий широкий круг интеграционных мер. Помимо экономического сотрудничества, он предусматривает признание дипломов, полученных в обеих странах, уравнивание в правах граждан при получении образования, трудоустройстве, сближение норм социального обеспечения и т.п. Однако, несмотря на наличие безусловных предпосылок для глубоких и интенсивных интеграционных процессов, они сталкиваются с немалыми объективными и субъективными препятствиями, прежде всего с сопротивлением интеграции с Белоруссией влиятельной части российской политической элиты по идеологическим соображениям3.    С 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. .       В 1996 г. был создан  Союз четырех (Россия, Казахстан, Киргизия и Белоруссия), который дополнял экономическую сферу сотрудничеством в    национальной и гуманитарной областях (науки, образования, культуры и др.). Предполагалось гармонизировать не только экономическую, но и социальную политику. Соглашение имело рамочный характер, на его базе должны были достигаться договоренности в конкретных областях.  В дальнейшем к Союзу присоединился Таджикистан. Союз преследует цель создания единого таможенного пространства и унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам. Формирование Таможенного союза осуществлялось в два этапа. В задачу первого этапа входило устранение имевшихся на тот период ограничений в торговле между его участниками, выработка единых таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношении взаимоотношений с третьими странами. Этот этап формирования союза практически полностью был завершен к концу 1995 — началу 1996 г. Была разработана единая и введена в действие Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, определен единый порядок совместного ведения таможенной статистики внешней торговли в странах-участниках Союза, созданы представительства таможенной службы Российской Федерации при таможенных службах Республики Беларусь, в Казахстане и Киргизии, а также аналогичные их представительства в нашей стране. Кроме этого, проводилась также и активная работа по присоединению других стран СНГ к Таможенному союзу и создания единого таможенного пространства на территории СНГ, чего, к сожалению, так и не удалось пока сделать. 

Вторым этапом планировалось объединение таможенных территорий государств-участников Таможенного союза в единую таможенную территорию, что позволило бы не только свободно перемещаться населению некогда «братских» народов по территории Союза без каких-либо ограничений со стороны таможни, но и посредством упразднения таможенных постов на границах этих стран, уделить больше внимания и финансовых средств на обустройство таможен и организацию таможенного контроля на внешних рубежах стран-участников.        На практике же упразднить таможенный контроль на границе, отменить контроль за товарами, происходящими с таможенной территории договорившихся государств, а также создать действенный механизм, позволяющий производить таможенное оформление товаров третьих стран в одном из государств без необходимости его дальнейшего оформления в другом государстве (куда товар, собственно, и предназначен) удалось только во взаимоотношениях между Россией и Беларусией. В отношениях с другими государствами СНГ — участниками Таможенного союза достичь таких результатов не удалось.

Условия Таможенного союза предусматривают постепенную унификацию хозяйственного права, согласование валютной и денежно-кредитной политики. Объем необходимой работы оказался очень большим, а интересы в конкретных областях не всегда совпадали, поэтому результаты оказались меньше планировавшихся. 
      Общие интересы в развитии  регионального сотрудничества привели  к заключению  Центрально - азиатского союза между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Его целью является координация политики в области экономики и обороны. Создание этого союза определялось стремлением его участников упрочить свои позиции вовне с помощью координации политики в областях, где имелись взаимные интересы, и интенсифицировать региональные отношения, используя территориальную и культурную близость, исторические связи и разделение труда, сложившееся еще в советские времена.       Под действием экономических реформ страны СНГ в течение 1994-1998 гг. образовали 4 региональных объединения различного типа: Союз Беларуси и России, Таможенный союз, Центрально - азиатское экономическое сообщество, ГУУМ. Уровень экономического развития этих объединений в 1998 г. был все еще далек от того, которым они, как составные части единого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР, обладали в 1990 г. Ближе всего к этому рубежу приблизилось Центрально -азиатское экономическое сообщество. По-видимому, позитивные моменты в регионализации СНГ все же преобладают, и они вполне могут ужиться с общими интеграционными процессами, а нередко — и стимулировать их, однако при условии, если между субрегиональными группировками не возникнут серьезные противоречия.

Информация о работе Тенденции и перспективы таможенного сотрудничества в рамках СНГ