Тарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: мировая практика использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решить поставленные задачи:
- исследовать таможенно-тарифный механизм в современной России, как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности;
исследовать нормативно-законодательную базу таможенно-тарифного регулирования;
- провести мониторинг мер тарифного регулирования, предпринимаемых Россией и иностранными государствами после мирового финансового кризиса;
- проанализировать современные направления совершенствования таможенно- тарифного регулирования в России;

Содержание

Введение……. ………………………….стр.2-4
Глава I. Механизм таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в современной России
1.1. Сущность, цели, функции и основные средства таможенно¬тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в
России ..стр. 5-8
1.2. Средства таможенно-тарифного регулирования ВЭД ........ .стр. 8-23
1.3. Современное законодательство в сфере таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России ..........стр. 23-27
Глава II. Анализ таможенно-тарифных средств регулирования внешнеэкономической деятельности в России на современном этапе развития
2.1. Таможенно-тарифное регулирование и обеспечение внешнеторг овой
безопасности стр. 28-31
2.2. Показатели применения тарифных средств регулирования ВЭД в
России после финансового кризиса .стр. 31 -32
Глава III. Проблемы и перспективы развития таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
3.1. Проблемы таможенно-тарифного регулирования .............стр. 33-34
3.2. Основные направления и планы, принятые в целях противодействия
негативным последствиям мирового финансового кризиса стр. 34-38
Заключение .стр. 39
Список используемой литературы .стр. 40-41
Приложение ....стр. 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Ксю.doc

— 120.09 Кб (Скачать файл)

Резервный метод определения  таможенной стоимости описывается  в ст. 24 Закона «О таможенном тарифе».

В случаях если таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом в результате последовательного  применения методов, указанных в ст. 19-23 Закона «О таможенном тарифе», либо если таможенный орган аргументировано считает, что эти методы определения таможенной стоимости не могут быть использованы, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики.

При применении резервного метода таможенный орган России представляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию.

В качестве основы для определения  таможенной стоимости товара по резервному методу не могут быть использованы:

  • цена товара не внутреннем рынке РФ;
  • цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
  • цена на внутреннем рынке РФ на товары российского происхождения;
  • произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара.

При осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации  с иностранными государствами допускается  установление преференций и льгот  по таможенному тарифу России.

Тарифные льготы - это  льготы, предоставленные в форме  возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, в форме освобождения ставки таможенной пошлины либо в установлении тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Порядок предоставления льгот устанавливается Правительством РФ.

Предоставление тарифной льготы связана с взиманием таможенных пошлин по ставке, которая содержится в Федеральном законе «О таможенном тарифе». Случаи, когда отдельные  товары освобождаются от таможенных пошлин, подробно изложены в ст. 35 Федерального закона «О таможенном тарифе»:

  1. транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, Продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;
  1. предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных российскими лицами судов, ведущих морской промысел, а также продукция их цромысла, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации;
  1. товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования  представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений Российской Федерации или законодательства Российской Федерации;
  1. валюта Российской Федерации, иностранная валюта, а также ценные бумаги;
  1. товары, обращенные в федеральную собственность;
  2. товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;
  3. товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также ввозимые на эту территорию и (или) вывозимые с этой территории в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия);
  4. товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию Российской Федерации и предназначенные для третьих стран;
  5. товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности;
  6. периодические печатные издания и книжная продукция, бумага и полиграфическая продукция, другие носители культурной информации и образования, кроме изданий рекламного характера;
  7. оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Освобождение от уплаты таможенной пошлины производится только в случаях, когда это предусмотрено Международными договорами Российской Федерации;
  8. приобретенное за счет целевых средств федерального бюджета оборудование для производства детского питания (комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации;

Указанная льгота распространяется на оборудование (комплектующие и  запасные части к нему) для производства детского питания, ввезенное (ввозимое) на таможенную территорию Российской Федерации в целях реализации федеральной целевой программы  «Развитие индустрии детского питания» президентской программы «Дети  России»;

  1. суда, регистрируемые в Российском международном реестре судов.

Тарифные преференции - это  разновидность тарифных льгот в  виде специальных преимуществ, предоставляемых при обложении таможенными пошлинами всех или нескольких видов товаров, происходящих их отдельных стран и не распространяющихся на аналогичные товары из других стран.

Тарифные преференции  устанавливаются для товаров, происходящих из:

  1. стран, образующих совместно с РФ зону свободной торговли или таможенный союз;
  2. развивающихся стран в рамках исполнения международных обязательств.

В РФ перечень стран, которые  имеют право на применение тарифных преференций, утвержден в Постановлении  Правительства РФ от 19 сентября 1994 г. № 1057 «Об утверждении перечня  стран — пользователей схемы  преференции» Тарифные преференции  выражены в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины полностью, снижения ставки таможенной пошлины и установления тарифных квот.

В Российской Федерации используются следующие ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые в зависимости  от страны происхождения товара:

  1. В отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия в торгово- политических отношениях предоставляет режим наибольшего благоприятствования, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Правительством РФ (т.е. базовые ставки);

Российская Федерация  имеет режим наибольшего благоприятствования  в торговополитических отношениях с более чем 130 государствами и двумя сообществами: ЕС и Европейским сообществом по атомной энергии.

  1. В отношении товаров, происходящих из государств, которым РФ не предоставляет режим наибольшего благоприятствования, применяются базовые ставки, увеличенные в два раза;
  2. В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, применяются базовые ставки, уменьшенные на 25%;

Перечень развивающихся  стран - пользователей схемой преференции  РФ включает более 100 государств. В подавляющем  большинстве случаев это государства  Азии, Африки и Латинской Америки, но есть и несколько европейских: Румыния, Югославия, Словения, Хорватия и др.

  1. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран (по классификации ООН к их числу относятся государства с крайне низким доходом на душу населения), применяется освобождение от ввозной таможенной пошлины;

В настоящее время в  список таких стран входят около 40 государств Азии, Африки и Латинской  Америки.

  1. В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяется базовые ставки.
  2. В отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств-участников СНГ в соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле, ввозные таможенные пошлины не взимаются;

Зону свободной торговли образуют 12 стран, подписавших 15 апреля 1994 г. Соглашение о создании зоны свободной торговли, к которым относится: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.

Преференциальный режим  распространяется не на все товары, ввозимые на территорию России. Список товаров, на который преференциальный режим распространяется при импорте на территорию Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляется тарифная преференция» от 25 мая 2000 г. № 414 с изменениями на 27 ноября 2006 г.

1.3. Современное  законодательство в сфере таможенно-тарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности в России

 Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. При использовании механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности как системы мер воздействия следует понимать, что применение воздействия государством возможно только через правила и нормы, закрепленные в законодательстве Российской Федерации и соответственно имеющие определенную форму - правовую основу регулирования.

В соответствии с п. 71 Конституции  РФ установление правовых основ таможенного  регулирования и непосредственное применение таможенных норм находится  в исключительном ведении Российской Федерации. Следовательно, система таможенных правовых основ воздействия на внешнеэкономическую деятельность основывается на Конституции РФ, закрепляющей своими положениями основные принципы и исходные начала таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности и осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства (федеральные законы, в том числе и сводного характера), так или иначе регулирующим общественные отношения в сфере таможенного дела и с системой подзаконных нормативно-правовых актов и документов по вопросам таможенного регулирования (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, Министерства финансов РФ и ФТС России).

Важнейшей правовой основой  служит Конституция РФ - Основополагающий закон нашего государства как  элемент правовой системы таможенного  регулирования внешнеэкономической  деятельности.

В соответствии с Конституцией РФ таможенное регулирование заключается  в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют  право на перемещение товаров  и транспортных средств через  таможенную границу Российской Федерации.

Немаловажное значение для  таможенного регулирования внешнеэкономической  деятельности имеет Таможенный Кодекс Российской Федерации. В соответствии с Таможенным кодексом РФ одной из важнейших функций таможенных органов  является обеспечение соблюдения в  соответствии с законодательством  РФ о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении  товаров, перемещаемых через таможенную границу. По своему содержанию действующий  Кодекс направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию  связей российской экономики с мировых  хозяйствованием, обеспечением защиты прав и свобод граждан, хозяйствующих  субъектов и государственных  органов и соблюдение ими обязанностей.

Таможенный Кодекс РФ служит фундаментом для Всей внешнеторговой деятельности в России и организацией таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в качестве подведомственной и других форм государственного контроля, являющейся частью единой системы.

Законодательством государства, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, объектом регулирования определены общественные отношения в сфере международного обмена товарами, работами, услугами информацией и результатами интеллектуальной деятельности. Одним из таких базовых законов является Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 ноября 1995 г. № 157-ФЗ. В соответствии с этим Законом, основными принципами регулирования внешнеторговой деятельности являются:

    1. Единство внешнеэкономической и внутренней экономической политики государства, что предполагает взаимодополняющую роль обеих частей как необходимого условия для достижения целей, стоящих перед Россией в сфере формирования экономически независимого социального общества, предоставляющего своим членам возможность всесторонней самореализации, а также общества, способного обеспечить решение социальных проблем;

Информация о работе Тарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: мировая практика использования