Тарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: мировая практика использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решить поставленные задачи:
- исследовать таможенно-тарифный механизм в современной России, как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности;
исследовать нормативно-законодательную базу таможенно-тарифного регулирования;
- провести мониторинг мер тарифного регулирования, предпринимаемых Россией и иностранными государствами после мирового финансового кризиса;
- проанализировать современные направления совершенствования таможенно- тарифного регулирования в России;

Содержание

Введение……. ………………………….стр.2-4
Глава I. Механизм таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в современной России
1.1. Сущность, цели, функции и основные средства таможенно¬тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в
России ..стр. 5-8
1.2. Средства таможенно-тарифного регулирования ВЭД ........ .стр. 8-23
1.3. Современное законодательство в сфере таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России ..........стр. 23-27
Глава II. Анализ таможенно-тарифных средств регулирования внешнеэкономической деятельности в России на современном этапе развития
2.1. Таможенно-тарифное регулирование и обеспечение внешнеторг овой
безопасности стр. 28-31
2.2. Показатели применения тарифных средств регулирования ВЭД в
России после финансового кризиса .стр. 31 -32
Глава III. Проблемы и перспективы развития таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
3.1. Проблемы таможенно-тарифного регулирования .............стр. 33-34
3.2. Основные направления и планы, принятые в целях противодействия
негативным последствиям мирового финансового кризиса стр. 34-38
Заключение .стр. 39
Список используемой литературы .стр. 40-41
Приложение ....стр. 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Ксю.doc

— 120.09 Кб (Скачать файл)

Проблема поддержания  активного платежного баланса имеет  большое значение для России, соответственно весома роль импортного тарифа в качестве инструмента регулирования ВЭД.

  1. Импортный тариф позволяет добиться снижения пошлин в странах — торговых партнерах. Возможно также использовать тариф как средство противодействия дискриминационным акциям других стран (лишать тарифных преференций или пониженных ставок пошлин, применяемых к странам, на которые распространяется режим наибольшего благоприятствования).
  2. Импортный тариф дает возможность повышать конкурентоспособность отечественных производителей и экспортеров и тем самым стимулировать их деятельность путем установления беспошлинного или льготного режима в отношении пошлин при ввозе материалов и оборудования для изготовления продукции, предназначенной к вывозу в другие страны.
  3. Таможенный тариф используется как инструмент, обеспечивающий строгий государственный контроль за прохождением грузов через границу. Даже невысокая ставка пошлины требует от таможенной службы точной идентификации товара, тщательного подсчета его количества и стоимости для оформления документов, необходимых для таможенного оформления и оплаты пошлин и налогов.

Перечисленные функции  таможенный тариф в России выполняет  с помощью комплекса средств. Основным средством среди них является пошлина, делающая импортный товар менее конкурентоспособным и тем самым ограничивающая его ввоз на внутренний рынок.

Вспомогательными  средствами являются:

  • разный уровень пошлин, применяемый в отношении отдельных стран (преференции) или в определенное время года (последнее обычно применяется в отношении ряда продуктов сельского хозяйства и морского промысла);
  • метод оценки стоимости товара в таможенных целях, от которого зависит размер пошлины;
  • правила, устанавливающие происхождение товара (для получения тарифных льгот).

 

1.2. Средства  таможенно-тарифного регулирования  ВЭД.

 Основным  инструментом тарифной политики  является таможенная пошлина.  Таможенная пошлина - обязательный  взнос (платеж), взимаемый таможенными  органами РФ при ввозе товара  на таможенную территорию РФ  или вывозе товара с этой  территории и являющийся неотъемлемым  условием такого ввоза или  вывоза (п. 5 ст. 5 Закона РФ «О таможенном  тарифе»). Взимание таможенной пошлины  является неотъемлемым условием  перемещения товара через таможенную границу РФ с целью ввоза или вывоза. Уплата таможенной пошлины обеспечивается мерами государственного принуждения.

В России в соответствии со ст. 318 ТК РФ таможенные пошлины являются видом таможенных платежей. В мировой  практике таможенная пошлина признана косвенным налогом, но в соответствии с изменениями в ст.11 Налогового кодекса РФ в нашей стране таможенная пошлина является неналоговым доходом федерального бюджета.

Таможенные пошлины  выполняют три основные функции:

  1. Фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей государственного бюджета;
  2. Протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  3. Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Таможенные пошлины  классифицируются по разным принципам.

В зависимости  от цели перемещения товаров через  таможенную территорию в международной  терминологии таможенные пошлины имеют  следующие виды: импортные (ввозные), экспортные (вывозные) и транзитные (провозные).

Импортные (ввозные) таможенные пошлины уплачиваются при  ввозе товаров на таможенную территорию и используются:

а) для защиты отечественные товаропроизводителей на внутреннем рынке от иностранных конкурентов и обеспечения национальных потребностей в товарах, не производимых отечественными предприятиями (организациями) или производимых в недостаточных количествах;

б) в качестве дополнительного источника пополнения бюджета страны.

Экспортные (вывозные) таможенные пошлины взимаются при  ввозе товаров с таможенной территории и используются для:

а) ограничения вывоза товаров, потребность в которых полностью не удовлетворяется внутри страны;

б) регулирования вывоза из страны непереработанных видов сырья;

в) рационального использования полезных ископаемых, активно вывозимых из страны;

г) справедливого распределения сверхприбыли и получения доходов федерального бюджета. Транзитные (провозные) таможенные пошлины взимаются при перемещении товаров из каких-либо стран через таможенную территорию другой страны в третьи страны. Целью их введения является полное возмещение стране издержек, связанных с таможенным контролем и обеспечением сохранности товаров при их перемещении по ее таможенной территории в третьи страны. В соответствии с п. «з» ст.35 Закона РФ «О таможенном тарифе» в Российской Федерации транзитные таможенные пошлины не применяются.

По характеру  таможенные пошлины классифицируются как:

  1. Сезонные. Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительство РФ может устанавливать сезонные таможенные пошлины. Как правило, они применяются при необходимости установления тарифных барьеров для продукции сельскохозяйственного производства. Так, в пик сбора урожая, выращенного в нашей стране, такая мера может быть применена для защиты национального производителя. Срок действия сезонной таможенной пошлины не может превышать шести месяцев в году. И на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

Для защиты экономических  интересов страны к ввозимым товарам  могут временно применятся особые виды таможенных пошлин: антидемпинговые и компенсационные.

  1. Антидемпинговые - применяются к иностранным товарам, которые ввозятся на территорию государства по ценам гораздо ниже, чем цецы, установленные в стране ввоза товара, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
  2. Компенсационные - пошлины, которые применяются по отношению к товару, при производстве которого в стране ввоза использовались льготы или иные субсидии со стороны государства.

Обычно эти  особые виды пошлин применяются государством в одностороннем порядке, для  того чтобы защитить страну от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы государства, со стороны других стран.

 

В России такие  пошлины вводятся в качестве специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер в порядке, установленном  соответствующими статьями Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Законодатель отнес эти таможенные пошлины к средствам нетарифного регулирования.

Также таможенные пошлины классифицируются в зависимости  от страны происхождения товара на:

  1. Базовые - пошлины, которые применяются по отношению к большинству стран;
  2. Максимальные пошлины. Примерно соответствуют специальным пошлинам, действия которых ущемляют интересы российского государства.
  3. Преференциальные (льготные) - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом. Эти пошлины действуют к странам, с которыми у Российской Федерации подписан договор о режиме наибольшего благоприятствования. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

Правовые основы применения в РФ таможенных пошлин закреплены в Федеральном законе РФ «О таможенном тарифе». Начисление, уплата и взимание пошлины на товар  в России производятся в соответствии с третьим разделом Таможенного  кодекса РФ.

Для определения  размера таможенной пошлины применяются  ставки. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О таможенном тарифе» в России предусмотрены три вида ставок:

а) адвалорная ставка таможенной пошлины;

б) специфическая ставка таможенной пошлины;

в) комбинированная ставка таможенной пошлины.

Ставка таможенной пошлины - указанный в таможенном тарифе размер платежа, подлежащий взиманию за конкретный товар в соответствии с действующим законодательством. В России применяются: адвалорные, специфические и комбинированные ставки пошлин.

Адвалорные ставки таможенной пошлины устанавливаются  в виде фиксированного процента от таможенной стоимости товаров. Например, при ввозе легкового автомобиля не старше 3-х лет, таможенная стоимость  которого составляет от 650 тыс. руб. до 1625 тыс. руб., устанавливается адвалорная ставка в размере 54% от таможенной стоимости.

Размеры поступлений от таможенных пошлин при использовании адвалорных ставок напрямую зависят от конъюнктуры  цен на мировых товарных рынках.

Специфические ставки таможенной пошлины не связаны с таможенной стоимостью товаров. Их величина устанавливается  в определенных единицах пропорционально  количеству или массе товара, перемещаемого  через таможенную границу. Например, при ввозе легкового автомобиля старше семи лет с объемом двигателя  свыше 3000 л, ставка таможенной пошлины составляет 5,7 евро за 1 см объема двигателя. Использование специфических ставок позволяет не допускать уменьшения поступлений таможенных пошлин при падении мировых цен на отдельные товары, а также при занижении фактурных цен на импортируемые товары.

Комбинированные (смешанные) ставки таможенной пошлины совмещают  в себе адвалорные и специфические  ставки. Например, при ввозе на территорию РФ физическим лицом легкового автомобиля, стоимость которого составляет от 1625 тыс. руб. до 3250 тыс. руб., ставка таможенной пошлины составляет 54% от таможенной стоимости, но не менее 7,5 евро за 1 см объема двигателя. В большей мере смешанные  ставки используются при импорте  товаров как инструмент борьбы с  занижением их таможенной стоимости. Имеет  место установление комбинированных  ставок и при введении экспортных (вывозных) таможенных пошлин (например, при экспорте энергоресурсов).

Окончательный размер таможенной пошлины определяется путем сравнения по наибольшему показателю.

Объектом обложения таможенной пошлины и других таможенных платежей являются таможенная стоимость товаров  и (или) их количественные либо весовые  показатели.

Таможенная стоимость  — это цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при  их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в  соответствии со ст. 19.1 Федерального закона «О таможенном тарифе».

Стоимость товара (товаров  или транспортных средств) используется при:

-  обложении товара таможенными платежами;

-  ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

-  введение других мер государственного регулирования внешнеторговых отношений (квотирования и лицензирования), связанных со стоимостью товара, включая валютный контроль внешнеторговых сделок и расчеты банков по ним в соответствии с российскими законодательными актами.

Определение таможенной стоимости (таможенная оценка товаров) основывается на общих принципах такой оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, а также  вывозимые с этой территории. В  общемировой практике определяющим документом установления таможенной оценки является Соглашение об оценке товаров  для таможенных целей (именуемое  также Кодексом о таможенной стоимости  ГАТТ - Генеральное Соглашение по применению ст. 7 Генерального соглашения по тарифам  и торговли) внесены изменения, учитывающие  современные тенденции в мировой  экономике и практике таможенного  регулирования. Этими документами  таможенная стоимость определяется как цена, фактически уплаченная или  подлежащая уплате за товары при продаже  с целью экспорта в страну импорта, скорректированную с учетом установленных  дополнительных начислений к этой цене. В качестве дополнительных затрат рассматриваются расходы по доставке товара до определенных мест.

В качестве основного принципа таможенной оценки закреплен принцип  использования цены сделки, под которой  понимается цена, реально уплаченная за импортируемый товар на момент его перемещения через таможенную границу импортера. При этом цена становится таможенной стоимостью при  соблюдении следующих условий.

  1. Цена сделки не должна зависеть ни от каких иных условий, кроме условий, определяющих необходимые качественные и количественные характеристики самого товара.
  2. Взаимосвязь между экспортером и импортером исключается.
  3. Импортер не возвращает экспортеру часть прибыли.

Информация о работе Тарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: мировая практика использования