Таможенный тариф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть и проанализировать таможенные тарифы и тенденции их развития.
На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятие и составляющие элементы таможенных тарифов;
- выявить функции таможенного тарифа
- рассмотреть виды и способы формирования таможенных тарифов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Таможенный тариф………………………………………………………4
1.1Таможенный тариф……………………………………………………..4
1.2 Функции таможенного тарифа……………………………………….5
1.3 Формирование таможенного тарифа в РФ………………………...7
2. Таможенная пошлина, как элемент таможенного тарифа. Применение таможенного тарифа в РФ………………………………………………10
2.2 Таможенная пошлина, как элемент таможенного тарифа………….10
2.3 Применение таможенного тарифа в РФ……………………………..15
3.Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………18 Заключение………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………….26 

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 52.38 Кб (Скачать файл)

Эти различия между национальными  и мировыми издержками и ценами, определяемые относительно устойчивыми  различиями в национальных условиях производства продукции в разных странах, и являются объективной  основой формирования таможенных пошлин.

Рассмотрение природы  таможенной пошлины позволяет сделать  вывод о двойственном характере  ее сущности. Данная категория рассматривается  и как защитное средство, и как  источник получения государственных  доходов. Иначе говоря, таможенная пошлина, помимо регулирующего воздействия, несет в себе и фискальную нагрузку.

 

3. Таможенный тариф  как инструмент регулирования  внешнеэкономической деятельности

В рыночной экономике государство  осуществляет регулирование внешнеэкономической  деятельности в целях обеспечения  безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных  органов по регулированию ВЭД  осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы  и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном  мире, внешней и внутренней политики государства.

Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который  по характеру своего действия относится  к экономическим регуляторам  внешней торговли .

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может  определяться как:

а) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

г) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В  этом случае понятие таможенного  тарифа полностью совпадает с  понятием таможенной пошлины .10

Обычно таможенный тариф  применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд  стран объединяются в торгово-экономическую  группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей  схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором  товаров, обращающихся в международной  торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования  товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная  торговая классификация ООН.

Обычно таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и  колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении  товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют  в отношении11

товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или  соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины промышленно развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) общую систему преференций .

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и  систематизированным в соответствии с ТНВЭД. Порядок формирования и  применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:

рационализация товарной структуры ввоза товаров в  РФ;

поддержание  рационального  соотношения  вывоза и  ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной  конкуренции;

- обеспечение условий  для эффективных интеграции РФ  в мировую экономику .

В России возрастает роль тарифного  регулирования ВЭД, развивается  и совершенствуется импортный тариф. Объясняется это тем, что при  переходе от централизованно - планируемой  экономики к рыночному хозяйству  таможенный тариф в наилучшей  степени может выполнить роль механизма приспособления экономики  России к мировому рынку. В отличие  от количественных ограничений, представляющих собой меры административно-технического характера, таможенный тариф не прерывает  связь между мировым рынком и  национальной экономикой, т.к. является по сути единственным гибким экономическим  регулятором ввоза конкретных товаров.

Министерство экономического развития и торговли РФ активно участвует  в процессе разработки предложений  по внесению изменений и дополнений в таможенный тариф Российской Федерации. Данная работа осуществляется в рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней  торговле и таможенно - тарифной политике.  В настоящее время в рамках названной комиссии проводится работа по уточнению списка товаров, происходящих из развивающихся стран и в  отношении которых будут предоставляться  тарифные преференции. С учетом складывающейся экономической ситуации в России предполагается значительно сократить  список данных товаров.

Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной реализации, является необходимость  рассмотрения таможенного тарифа как  неотъемлемой части единой налоговой  системы, это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи  в тесной взаимосвязи с внутренними  налогами, обеспечивая оптимизацию  уровня структуры налогов в целом.

Учитывая, что практически  не разработаны научные модели построения оптимальных, сбалансированных таможенных тарифов, решать эти задачи приходится во многом эмпирическим путем, отслеживая реакцию «потребителей» на изменение  тарифов и вырабатывая «корректирующие» воздействия. И в этой ситуации роль Министерства экономического развития и торговли и таможенных органов  трудно переоценить. Таможенное и налоговое  ведомства должны найти золотую  середину: может быть, в каких-то случаях лучше не добрать на таможне, но взять эти деньги на внутренних налогах или, если какая-то отрасль  не работоспособна совсем, максимально  форсировать объем ввоза данного  товара. Но при этом нельзя забывать, что есть товары стратегического  значения - продовольствие, лекарства  и т.д. Так можно привести пример, когда возникла проблема с сывороткой от туберкулеза. Наши предприятия стали  закрываться, а сыворотка закупалась во Франции. И когда у нас осталось только одно производство, французские  производители в несколько раз  подняли цену. Хорошо, что это  последнее предприятие смогли восстановить . Еще одна проблема: таможенные органы должны увязывать свою позицию с  МВФ, который требует максимальной либерализации внешней торговли. МВФ настаивает, чтобы мы отказались от комбинированных ставок, считая это определенным ограничением. Так  что Россия меж двух огней: с одной  стороны, необходимо обеспечивать сбор платежей с максимальной полнотой, с другой - учитывать требования МВФ, поэтому при любом изменении  таможенного тарифа должны приниматься  сбалансированные решения.

С учетом вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что в современных условиях при  определении уровня таможенно - тарифного  обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

1. Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

2. Защита отечественного рынка и  создание  возможностей  для развития национального производства.

3. Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие

конкуренции.

4. Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.

5. Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.12

Очевидно, что при разработке мер таможенно-тарифного регулирования  необходим учет всех перечисленных  выше факторов.

В настоящее время проходит очередной (четвертый) цикл пересмотра ГС, который завершится 31 декабря 2006 года. В соответствии со взятыми  Россией международными обязательствами  к 1 января 2007 года ТН ВЭД СНГ и  ТН ВЭД России должны быть приведены  в соответствие с их международной  основой - ГС (четвертое издание) .

В процессе данной актуализации необходимо подготовить тексты новых  редакций ТН ВЭД СНГ, ТН ВЭД России, ТН ВЭД ЕврАзЭС, систематизировать  таможенный тариф Российской Федерации  в соответствии с актуализированной  ТН ВЭД России и утвердить его  постановлением Правительства Российской Федерации, внести необходимые изменения в ряд нормативных правовых актов, содержащих коды ТН ВЭД, внести необходимые изменения в Пояснения к ТН ВЭД СНГ, ТН ВЭД России, ТН ВЭД ЕврАзЭС. Реализация данных мероприятий позволит обеспечить выполнение международных обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о ГС, межправительственного Соглашения о единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 г., Соглашения об общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества от 20 сентября 2002 г.13

В международной таможенной практике это - основа таможенных тарифов  и статистики, мировой стандарт классификации  товаров. На этой основе появится возможность  усовершенствовать процедуру взимания   Таможенных   платежей   путем  усиления контроля за определением страны происхождения и таможенной стоимости  товаров.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таможенный тариф, является одним из инструментов государственного регулирования ВЭД. По сути, варьирование ставок таможенных пошлин в тарифе, напрямую зависит как от внутренней, так и от внешней политики государства.

Таможенный тариф любой  страны представляет собой законодательный  акт, содержащий систематизированный  перечень товаров, подлежащих таможенному  контролю (товарная номенклатура таможенного  тарифа) с указанием ставок таможенных пошлин, которыми эти товары облагаются. Современный таможенный тариф –  это сложное торгово-политическое средство. Эффективность таможенного  тарифа зависит от вида применяемых  таможенных пошлин, системы товарной классификации, методологии определения  цены товара для целей взимания таможенных пошлин, метода определения страны происхождения импортного товара.

Развитие таможенных тарифов  происходит в двух направлениях. С  одной стороны растет товарная дифференциация таможенных тарифов. Товарная номенклатура современных таможенных тарифов  насчитывает 9-11 тысяч товарных позиций. С другой стороны по каждой товарной позиции устанавливается две  или большее число ставок пошлин в зависимости от страны происхождения  товара. По этому признаку различают  простые и сложные таможенные тарифы: простые (одноколонные) таможенные тарифы, предусматривающие одну ставку пошлины для каждого товара вне  зависимости от страны происхождения; и сложные таможенные тарифы, устанавливающие  по каждому товару две или большее  число ставок пошлин.  В современных условиях многие элементы таможенного тарифа (товарная номенклатура, высота применяемых ставок пошлин, структура тарифа по высоте применяемых ставок пошлин и ряд других элементов) регламентируются международными договоренностями, действующими в рамках Всемирной торговой организации и Всемирной таможенной организации.

Итак, в данной курсовой работе был рассмотрен вопрос, касающийся таможенного тарифа. Я попыталась раскрыть основные характеристики таможенного  тарифа, а именно его понятие, признаки и элементы. Также в работе приведена  классификация таможенных тарифов, их функции.

И, наконец, я рассмотрела  этапы формирования таможенного  тарифа в России  с царских  времен и до наших дней.

 

Список использованной литературы

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17;

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года (с учетом внесенных поправок от 01.10.2009) // Справочная правовая система Консультант Плюс;

3.Андриашин Х.А. Свинухов В.Г. Таможенное право учебник для ВУЗов - М.: Изд-во ЗАО Юстицинформ, 2008;

4. Габричидзе Б.Н., Черниховский А.Г. «Таможенное право». - М. Издательство «Данилов и К». 2011 г.;

5. Габричидзе Б.Н. «Российское таможенное право». Учебник для вузов. «Норма» - М., 2010 г.;

6. Халипов С.В. Таможенное право: Учебник. М., 2004.;

7. Горшкова Т.Г. Формирование государственной таможенно-тарифной стратегии в условиях глобализации: Препринт.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, научное пособие 2009.

8. Киреев А.П. Международная экономика. - М.: изд-во Международные отношения», 2009г.;

9.  Козырин АН. Таможенные режимы. – М.: «Статут», 2009.;

Информация о работе Таможенный тариф