Становление отечественного таможенного тарифа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена растущей степенью интеграции белорусской экономики в мировые финансово-хозяйственные отношения. Взятый курс на вступление во Всемирную торговую организацию и необходимость защиты финансово-экономической системы страны заставляют разрабатывать новые методы при использовании такого инструмента государственного регулирования как таможенный тариф. В современной мировой экономике таможенный тариф выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенный тариф имеют все страны мира. При этом в течение последних десятилетий в соответствии с требованиями развития мирового хозяйства наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин, что позволяет говорить о переходе к анализу экономической природы такого налога как таможенная пошлина и соответственно такого инструмента экономического регулирования международной торговли как таможенный тариф.

Содержание

Введение……………………………………………………………..………………....3
Глава 1. Возникновение таможенного тарифа…………………………………...….5
1.1. Первые таможенные пошлины на территории белорусских земель. Их виды, принципы взимания…………………………….....................................................5
1.2. Предпосылки возникновения таможенного тарифа. Статут ВКЛ 1588 г. Экономические реформы 1760-х гг……………………………………...….…....8
Глава 2. Таможенный тариф на территории Российской империи……………..…11
2.1. Становление таможенного тарифа в XVII—XIX вв…………………….....11
2.2. «Толковый тариф» Д. И. Менделеева……………………………………....15
Глава 3. Отечественный таможенный тариф в XX—XXI вв……………………….19
3.1. Таможенно-тарифная политика СССР………………………….…...……...19
3.2. Таможенный тариф Республики Беларусь и Единый Таможенный тариф Таможенного союза……………………………………………………..……........23
Заключение….…………………………………………………………………..….….28
Список использованных источников………..…………….........................................29

Вложенные файлы: 1 файл

n1.docx

— 90.65 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Факультет международных отношений

 

 

 

 

 

 

Кафедра таможенного дела

 

 

 

 

 

Евзрезова Елена Николаевна

 

СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА

 

Курсовая работа студентки 2 курса дневной формы обучения

 

Специальность «Таможенное дело»

 

 

 

Научный руководитель преподаватель

Н. Г. Кудряшов

 

 

_________________________

(подпись)

«____»____________2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………..………………....3

Глава 1. Возникновение таможенного тарифа…………………………………...….5

1.1. Первые таможенные  пошлины на территории белорусских земель. Их виды,      принципы взимания…………………………….....................................................5

1.2. Предпосылки возникновения  таможенного тарифа. Статут ВКЛ 1588 г. Экономические реформы 1760-х гг……………………………………...….…....8

Глава 2. Таможенный тариф на территории Российской империи……………..…11

2.1. Становление таможенного  тарифа в XVII—XIX вв…………………….....11

2.2. «Толковый тариф» Д. И. Менделеева……………………………………....15

Глава 3. Отечественный таможенный тариф в XX—XXI вв……………………….19 

3.1. Таможенно-тарифная политика СССР………………………….…...……...19

3.2. Таможенный тариф Республики  Беларусь и Единый Таможенный  тариф Таможенного союза……………………………………………………..……........23

Заключение….…………………………………………………………………..….….28

Список использованных источников………..…………….........................................29

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях развития рыночных отношений существенно расширились возможности внешнеэкономической деятельности. И таможенный тариф является одним из экономических регуляторов внешнеторговой деятельности государства.

Несмотря на некоторые расхождения по истории происхождения тарифа, очевидно, что его история исчисляется несколькими сотнями лет, и данное понятие всегда отождествлялось с группой платежей за товар в международной торговле.

Б.Н. Габричидзе отмечает, что "таможенно-тарифное регулирование является первоосновой финансово-экономической деятельности таможенных органов и, стало быть, в решающей степени предпосылкой и непосредственной правовой базой взимания таможенных платежей". Он назвал таможенный тариф одним из основных инструментов поддержания экономической безопасности и в то же время рычагом воздействия на хозяйственную структуру.

Актуальность темы исследования обусловлена растущей степенью интеграции белорусской экономики в мировые финансово-хозяйственные отношения. Взятый курс на вступление во Всемирную торговую организацию и необходимость защиты финансово-экономической системы страны заставляют разрабатывать новые методы при использовании такого инструмента государственного регулирования как таможенный тариф. В современной мировой экономике таможенный тариф выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенный тариф имеют все страны мира. При этом в течение последних десятилетий в соответствии с требованиями развития мирового хозяйства наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин, что позволяет говорить о переходе к анализу экономической природы такого налога как таможенная пошлина и соответственно такого инструмента экономического регулирования международной торговли как таможенный тариф.

Широкое распространение получила практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников и применение нетарифных мер регулирования внешней торговли. Однако тарифное регулирование по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим и условия доступа иностранной продукции на внутренний рынок.

Объектом исследования является система мер тарифного регулирования внешнеторговой деятельности Республики Беларусь.

Предмет исследования – отечественный таможенный тариф.

Цель работы – выявить основные закономерности развития таможенного тарифа на территории Республики Беларусь.

Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:

  • Обозначение времени возникновения таможенного дела и первых таможенных пошлин на территории современной Беларуси;
  • Выявление предпосылок возникновения таможенного тарифа;
  • Изучение документов, отражающих принцип взимания таможенных пошлин и регулирующих таможенное дело в целом;
  • Рассмотрение первых отечественных таможенных тарифов и выявление причин их постоянного пересмотра;
  • Изучение особенностей развития таможенного тарифа в СССР;
  • Анализ современного отечественного таможенного тарифа и ТН ВЭД.

На основе поставленных задач организована  и структура работы, которая включает:

  • введение, в котором даётся определение "таможенного тарифа", обосновывается актуальность вопроса, определяются цель, задачи, объект и предмет работы, приведена источниковая база;

  • три главы, в которых прослеживается становление отечественного таможенного тарифа, начиная от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в торговых пунктах и на перекрестках древних торговых путей до современного Таможенного тарифа и ТН ВЭД;

  • заключение, в котором подводятся итоги, обобщаются и формулируются выводы работы;

  • список использованной литературы, который включает 35 источников;

  • приложение.

Источниковой базой послужили труды ученых в области таможенного дела, финансов, государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и международных отношений; нормативно-правовые акты; программные документы; материалы периодических изданий; электронные ресурсы.

Использованные источники помогли раскрыть тему курсовой работы и достичь поставленной цели.

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА

1.1. Первые таможенные пошлины на территории белорусских земель. Их виды, принципы взимания.

В Беларуси история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период существования. Точных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения и особой организации сбора торговых пошлин на территории нашей страны нет. Первые сведения о различного рода налогах и сборах уходят в раннее средневековье.

На фоне появления первых государственных формирований в VI-VIII вв., в результате быстрого развития внутренней и внешней торговли, князья стали контролировать специальными отрядами в виде передовых постов проходившие на их территории  торговые пути и взимать дань с проезжавших купцов. [7; 13]

Слово «мыт» или «мыто» употреблялось уже в договоре 991 г. древнерусского князя Олега с Византией.

Наиболее вероятно, что понятие и система взимания таможенных пошлин была занесена на наши земли восточными купцами и порождена торговыми связями с Византией.

О первой древнебелорусской таможне возможно говорить лишь не ранее конца ІХ века, т.е. начала появления  городов в наиболее экономически активных  регионах. Тогда  появляется и сбор дани с торговых людей.

С XII в. на границах княжеств, и даже внутри них, на важнейших участках торговых путей стали создаваться многочисленные таможенные учреждения – мытницы для сбора «мыта» в казну местного князя.

Среди древних пошлин можно выделить “ваговое мыто” (пошлина за вес товара), “бирчее мыто” (размер его определялся с помощью палочки, на которой надрезами велся учет товара на возу).

Полоцк заключал с немецким купцами договоры, устанавливающие  право беспошлинного ввоза своих товаров.

В рассматриваемый период феодальной раздробленности, каждый удельный князь в пределах своих владений изобретал и развивал собственную систему таможенных пошлин, подчиненную исключительно целям своего личного обогащения. Поэтому виды и размеры мыта были самыми различными.

В этот период в основном существовало два типа мыта – водяное (пошлина с лодок) и сухое (пошлина с возов). В “Пространной Русской Правде” была  регламентирована целая система торговых и таможенных “мыт”:

  1. обычное – за право провести товар на территорию;
  2. перевоз – плата за переправу товара через реку;
  3. мостовое – за проезд через мост;
  4. камерное – плата за хранение товара на церковных складах;
  5. гостинное – за право вести тороговлю;
  6. вагое – за пользование “вагами” (весами).

Существовали и иные разновидности мыта: посаженное – в зависимости от величыны воза в саженях,  головщина - личный налог с каждого человека на возу или судне;  замыт – с цены товара, а не с воза, пятно – за клеймение лошадей при покупке-продаже; свальное – за снятие товара с воза при взвешивании на мытнице; подъемное – за поднимание товара на весы; побережное – за причаливание к берегу; подужное – за количество телег в обозе; узольцовое – сбор за обвязку товара с приложением таможенных печатей. Если купец попытается уклониться от уплаты мыта, то при его задержании взимался двойной штраф с каждого воза – промыт, а лично с купца – заповедь.

Часто эгоистический интерес феодала тормозил торговлю, замедлял развитие таможенного дела, превращая его порой в примитивный сбор денег с проезжих. Однако  в период феодальной раздробленности, наблюдался и некоторый интерес к внешней торговле, к товарам, которых не было в местном производстве.

В торговых договорах того времени часто отмечаются и таможенные льготы. Так, Полоцк, Витебск и Смоленск, хоть и имели взаимные торговые связи, боролись между собой за торговые пути на Западной Двине, предлагая различные выгоды для купцов. [3; 13]

Со второй половины XIII в. торговля в древней Беларуси стала вестись уже от имени ВКЛ. В 1253 г. Великий князь литовский Миндовг освободил иностранных купцов от пошлин. В условиях централизации государства система взимания различного вида мыта получила новый импульс к своему развитию. Теперь усилия зарождавшейся таможенной службы были направлены на пополнение единой великокняжеской государственной казны.

Князь Витовт упразднил областные княжения. В распоряжение Великого князя поступили и таможенные сборы. Таким образом, с начала XV в. мытные сборы становятся государственным делом. Однако лишь в XVI в. верховная власть окончательно закрепила за собой монопольное право сбора мыта. [13; 16]

При Великом князе Александре для улучшения сбора мыта были проведены реформы, результатом которых стало создание таможенных округов, получивших название "мыто".  В то время их было одиннадцать.

Пошлины собирались согласно изданным господарём уставам мытным (тарифам). Уставы были общие либо только по отдельным группам.

Таможенные порядки того времени отличались сложностью и большим количеством формальностей. Так, если купеческий товар был нов и не включён в устав, а в каморе затруднялись его оценить, то на него выдавали квит с печатью и направляли в головную камору или в столицу Вильно для точного определения и оплаты.

Существовали также определённые особенности при оплате пошлин для той или иной страны.

Те купцы, которые имели довольно редкое великокняжеское освобождение от мыта, предъявляли копию безмытного листа (беспошлинный провоз), и если в каморе имелось извещение из великокняжеской канцелярии о данном листе, то товар пропускали. Шляхта, которая составляла 8-10% населения, была освобождена от уплаты мыта. Фактически единственным условием провоза шляхетского товара была присяга именем Господа Бога о «честных» товарах, а на мытницах находились особые справцы, перед которыми она приносилась. Эти многочисленные таможенные привилегии были чрезвычайно разорительны для Скарба, но Великий князь ничего не мог поделать. [11]

Таким образом, первые сведения о применении таможенных пошлин на белорусских землях относятся к раннему Средневековью во время формирования первых государств и развития внешней торговли, когда появилась возможность иметь дополнительный доход от взимания дани с проезжавших купцов. Сбор мыта не был систематизирован, и его размеры были самыми различными. Регламентировалась система пошлин без обозначения их ставок.

Лишь после образования на белорусских землях Великого княжества Литовского в условиях централизации власти мытные сборы стали государственным делом, средством пополнения великокняжеской казны. Пошлины собирались согласно изданным князем мытным уставам (тарифам). В то время мытные уставы носили исключительно фискальный характер.

1.2. Предпосылки возникновения таможенного тарифа. Статут ВКЛ 1588 г. Экономические реформы Речи Посполитой 1760-х гг.

Большое значение для развития и совершенствования таможенного дела в Великом княжестве имели Статуты, в которых отражался уровень развития юридической мысли Беларуси XVI в. Представляет интерес наличие в Статутах норм, регламентирующих таможенные отношения в Княжестве.

Информация о работе Становление отечественного таможенного тарифа