Таможенный тариф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть и проанализировать таможенные тарифы и тенденции их развития.
На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятие и составляющие элементы таможенных тарифов;
- выявить функции таможенного тарифа
- рассмотреть виды и способы формирования таможенных тарифов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Таможенный тариф………………………………………………………4
1.1Таможенный тариф……………………………………………………..4
1.2 Функции таможенного тарифа……………………………………….5
1.3 Формирование таможенного тарифа в РФ………………………...7
2. Таможенная пошлина, как элемент таможенного тарифа. Применение таможенного тарифа в РФ………………………………………………10
2.2 Таможенная пошлина, как элемент таможенного тарифа………….10
2.3 Применение таможенного тарифа в РФ……………………………..15
3.Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………18 Заключение………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………….26 

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 52.38 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….2

1. Таможенный тариф………………………………………………………4

1.1Таможенный тариф……………………………………………………..4

1.2 Функции таможенного тарифа……………………………………….5

1.3 Формирование таможенного тарифа в РФ………………………...7

2. Таможенная пошлина, как элемент таможенного тарифа. Применение                                               таможенного тарифа в РФ………………………………………………10

2.2 Таможенная пошлина, как элемент таможенного тарифа………….10

2.3 Применение таможенного тарифа в РФ……………………………..15

3.Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………18 Заключение………………………………………………………………..24

Список использованной литературы…………………………………….26 

ВВЕДЕНИЕ

Современное экономическое  развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые региональные и  единый мирохозяйственный комплексы, стремлением  к созданию обширных зон свободной  торговли, к повышению роли международных  соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов.

Внешние экономические связи  стали объективно обусловленными и  превратились в важнейший фактор экономического роста. Во многих странах  именно они определяют состояние  национальной экономики, и эта тенденция  в перспективе усилится.

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей  участников ВЭД. Эта роль обусловлена  ростом масштабов внешнеэкономических  связей. Если раньше внешнеэкономическая  деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной  сферой деятельности государства, то сегодня  ситуация изменилась: Российская Федерация  пошла по пути либерализации внешней  торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих  субъектов.

Средства регулирования  внешней торговли могут принимать  различные формы, включая как, непосредственно  воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так  и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными  средствами служат таможенные тарифы, целями, использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся  стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Объект курсовой работы –  таможенные тарифы как важнейший  инструмент современной таможенной политики.

Предмет – общественные отношения, возникающие при использовании  таможенного тарифа.

Цель – рассмотреть  и проанализировать таможенные тарифы и тенденции их развития. 

На основании цели в  работе поставлены следующие задачи:

- проанализировать понятие  и составляющие элементы таможенных  тарифов;

- выявить  функции таможенного  тарифа

- рассмотреть виды и  способы формирования таможенных  тарифов;

- изучить российскую историю  формирования и развития системы  таможенных тарифов;

- рассмотреть таможенный  тариф современной России.

При написании работы были использованы учебные пособия, периодические  издания, законодательная база. 

1.Таможенный тариф.

  1.1 Таможенный тариф.

  Главным элементом таможенно-тарифного регулирования является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.

   Таможенный тариф  в зависимости от контекста  может определяться как:

   а) инструмент торговой  политики и государственного  регулирования внутреннего рынка  страны при его взаимодействии  с мировым рынком;

   б) свод ставок  таможенных пошлин, применяемых  к товарам, перемещаемым через  таможенную границу, систематизированный  в соответствии с товарной  номенклатурой ВЭД;

   в) конкретная ставка  таможенной пошлины, подлежащей  уплате при вывозе или ввозе  определенного товара на таможенную  территорию страны.1

   Таможенный тариф  – это систематизированный перечень  таможенных пошлин, которыми облагаются  товары при импорте, а в отдельных  случаях при экспорте из данной  страны. Таможенные тарифы остаются  одним из важнейших инструментов  государственного регулирования  внешней торговли, который позволяет  осуществлять с его помощью  защиту национальных интересов  производителей от иностранной  конкуренции. Таможенный тариф  относится к экономическим регуляторам.

   Таможенный тариф  Российской Федерации – это  свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых  к товарам, перемещаемым через  таможенную границу Российской  Федерации и систематизированным  в соответствии с товарной  номенклатурой внешнеэкономической  деятельности.

   Таможенный тариф  содержит конкретные ставки пошлин, которые прямо воздействуют на  цены импортируемых товаров, влияют  на уровень внутренних цен  в стране, непосредственно сказываются  на результатах хозяйственной деятельности предприятий. В силу этого таможенные тарифы остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет с ее помощью защиту национальных производителей от иностранной конкуренции.

   Существует три  основных типа таможенного тарифа:

- двойной тариф — тариф  с максимальными и минимальными

ставками таможенной пошлины  по каждой товарной позиции. Выбор ставки

зависит от торгово-политических отношений с конкретной страной;

- запретительный тариф  — высокий таможенный тариф  (например, свыше 20%), призванный оградить  внутренний рынок от ввоза  или вывоза определенного товара;

- дифференцированный тариф,  который позволяет отдавать предпочтение  определенным товарам или не  пропускать их в зависимости  от того, в какой стране они  изготовлены. Таможенный тариф  обычно имеет несколько ставок  пошлин на один и тот же  товар (их называют соответственно  двухколонными, трехколонными и  т. д.), поскольку многие страны  применяют дифференцированные ставки  на товары, импортируемые из государств  — участников региональных экономических  объединений, развивающихся государств  и государств, на которые распространяется  и не распространяется режим  наибольшего благоприятствования.

1.2.Функции таможенного  тарифа:

• фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;

• защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;

• регулирующая - оказывает определенное влияние на формирование структуры производства, на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;

• торгово - политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) - является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами.2

    Таким образом,  таможенный тариф является основным  инструментом торговой политики  и государственного регулирования  внутреннего рынка товаров Российской  Федерации при его взаимосвязи  с мировым рынком. Основные экономические  задачи таможенного тарифа сформулированы  в законе Российской Федерации  "О таможенном тарифе" от 21 мая  1993 г., которым предусматриваются  следующие меры:

- рационализация товарной  структуры ввоза товаров в  Российскую Федерацию;

- поддержание рационального  соотношения ввоза и вывоза  товаров, валютных доходов и  расходов на территории Российской  Федерации;

- создание условий для  прогрессивных изменений в структуре  производства и потребления товаров  в Российской Федерации;

- защита экономики Российской  Федерации от неблагоприятного  воздействия иностранной конкуренции.  Протекционизм состоит в том,  чтобы за счет взимания импортных  пошлин повысить цену ввозимых  иностранных товаров и сделать  за счет этого более конкурентоспособными  свои собственные товары.

- обеспечение условий  для эффективной интеграции Российской  Федерации в мировую экономику.

   Многоплановость  и специфика влияния таможенного  тарифа на развитие внешнеторговых  отношений и экономики страны  в целом требуют взвешенного  подхода к определению уровня  ставок пошлин, так как необходимо  учитывать всю совокупность возможных  экономических, а также социальных  последствий.

 

1.3. Формирование  таможенного тарифа в РФ 

История таможенных тарифов  в России начинается с XVIII века. В  конце царствования Петра I был разработан и введен в действие первый в России таможенный тариф. Замысел монарха  состоял в том, чтобы таможенное обложение соответствовало степени  развития российского производства. Поэтому тарифом 1724 г. предусматривались  разнообразные пошлины, размер которых  колебался от 3 до 75% стоимости товара.

Первым русским теоретиком тарифной политики был Сергей Юльевич  Витте, математик по образованию, начинавший карьеру билетным кассиром, а закончивший  ее Председателем Совета Министров  Российской империи. Именно он написал  в 80-е годы книгу «Принципы железнодорожных  тарифов», которая выдержала четыре издания только при жизни автора и была переведена на 6 языков3

После Октябрьской революции  новая власть также придавала  значение регулированию таможенных тарифов. 19 декабря 1928 г. был принят Таможенный кодекс Союза ССР, в соответствии с которым главной задачей  таможен стал «фактический контроль за выполнением постановлений о  государственной монополии внешней  торговли». Обеспечение фискальных интересов (т.е. взимание пошлин и таможенных сборов) рассматривалось законодателем  как дополнительная, второстепенная функция. 4

Уже с конца 20-х годов  и особенно в начале 30-х годов  происходит полный отказ от экономических  методов управления, утверждаются командно-административные начала регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и  таможенную сферу. Вследствие резкого  сокращения оборота международного пассажирского сообщения, уменьшения числа участников внешнеторговых связей таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. Такая ситуация сохранялась вплоть до конца 80-х годов.

Экономическая реформа, начатая  в 1986 г., открыла новый этап в развитии отечественной таможенной системы. Таможенное дело стало ориентироваться  на свободный рынок. Существенные изменения  в механизме таможенного регулирования  приходятся на 1989 г., когда, вслед за отменой государственной монополией внешней торговли и расширением  числа участников экспортно-импортных  операций, было введено обязательное декларирование товаров и иного  имущества, перемещаемого через  границу. Именно тогда на таможню  в качестве основной возлагается  задача взимания таможенных пошлин, налогов, акцизных сборов, а также поручается ведение таможенной статистики.

Либерализация или протекционизм  – извечный вопрос внешнеторговой политики любого государства, был, практически  однозначно, решен с принятием 15 ноября 1991 года указа Президента РСФСР  № 213 «О либерализации внешнеэкономической  деятельности на территории РСФСР». Этим указом официально было положено начало формированию в России системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заложены основы реформирования данной области хозяйственных отношений, предоставлена практически для  всех предприятий возможность беспрепятственного осуществления внешнеторговых операций и установлены общие рамки  государственного вмешательства во внешнюю торговлю. В результате, по-существу, были изменены сами принципы работы этой сферы деятельности государства.5 

С конца 1993 – начала 1994 года, когда со всей очевидностью стали  проявляться ошибки, допущенные в  результате чрезмерной либерализации  внешнеэкономической деятельности, акцент стал смещаться в сторону  разработки и внедрения в практику системы контроля за ее осуществлением. Государство начало активнее регулировать внешнеторговую деятельность, посредством разработки соответствующей нормативной правовой базы, которая призвана заложить качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики в целом и отдельных ее отраслей с внешним рынком. Последовала целая череда различных по уровню нормативных правовых актов.6 

Федеральный закон № 157-ФЗ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» был  принят 13 октября 1995 года. В дальнейшем были приняты Таможенный кодекс РФ, внесены изменения в Закон  «О таможенном тарифе».7

И, наконец, 1 июля 2010 года вступает в силу Таможенный кодекс Таможенного  союза, что знаменует создание единого  таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Таможенный кодекс таможенного  союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении  таможенных процедур (Киотской конвенции). В настоящем кодексе таможенный тариф принимает следующую интерпретацию: Единый таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к  товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный  в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической  деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС)

Информация о работе Таможенный тариф