Таможенный контроль. Формы и принципы проведения таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Система таможенного контроля неразрывно связана с производством таможенного декларирования, что требует создания и бесперебойного функционирования таможенной и околотаможенной инфраструктур, обеспечивающих ее реализацию.
Субъектами таможенного контроля выступают:
таможенные органы и их должностные лица;
физические лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу таможенного союза;
юридические лица участники ВЭД;
лица, оказывающие содействие в проведении таможенного контроля (специалисты, понятые, медицинские работники, эксперты).

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные положения таможенного контроля………………….5
1.1. Представление документов и сведений, необходимых для таможенного контроля…………………………………………………………………5
1.2. Товары, находящиеся под таможенным контролем...………………6
1.3. Зоны таможенного контроля………………………………………….8
Глава 2. Принципы проведения таможенного контроля…………….... 11
Глава 3. Дифференциация форм таможенного контроля………………16
3.1. Разновидности таможенного контроля……………………………..16
3.2. Формы таможенного контроля……………………………………...19
3.2.1. Проверка документов и сведений…………………………………19
3.2.2. Устный опрос и получение объяснений…………………………..21
3.2.3. Таможенное наблюдение…………………………………………..22
3.2.4. Таможенный осмотр………………………………………………..23
3.2.5. Таможенный досмотр………………………………………………24
3.2.6. Личный таможенный досмотр…………………………………….26
3.2.7. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков…………………………………………….28
3.2.8. Таможенный осмотр помещений и территорий………………….29
3.2.9. Учет товаров, находящихся под таможенным контролем и проверка их системы учета и отчетности……………………………………….....30
3.2.10. Таможенная проверка…………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенный контроль. Формы и принципы проведения таможенного контроля.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

В общей совокупности мер таможенного контроля различаются виды контроля в зависимости от предмета, попадающего под его воздействие - товаров. В свою очередь в рамках каждого из этих двух видов таможенного контроля выделяются соответствующие способы его осуществления.

Так, относительно таможенного контроля товаров существенное значение имеет их статус, индивидуальные характеристики, способ перемещения через таможенную границу (ручная кладь, сопровождаемый или отдельно следующий багаж, международные почтовые отправления и т.д.).

Кроме того, таможенный контроль за товарами дифференцирован по нескольким направлениям, таким как: контроль за доставкой (перемещением), валютный контроль за внешнеторговыми сделками и эквивалентностью встречных товарных поставок, контроль за таможенной стоимостью, страной происхождения товаров, обеспечением уплаты таможенных платежей и т.д.

Виды таможенного контроля также различаются в отношении типов транспортных средств (морских и речных судов, железнодорожных составов, автотранспорта и авиатранспорта).

В зависимости от форм осуществления таможенного контроля товаров и транспортных средств выделяются два вида контроля – документальный, который обеспечивается путем проверки документов и сведений с позиций их достоверности, получение объяснений, и фактический, основанный на результатах таможенного осмотра, досмотра, проверки наличия идентификационных признаков, осмотра помещений и территорий.

С учетом степени участия таможенных органов сопредельных государств в проведении таможенного контроля он может носить двусторонний характер (с участием таможенных органов обоих сопредельных стран раздельно), односторонний (таможенный контроль со стороны таможенных органов только одной из стран) и совместный таможенный контроль, который обеспечивается одновременно сотрудниками таможен сопредельных государств.

Таможенный контроль также может быть однократным и повторным. В первом случае он связан с пересечением таможенной границы только в одном направлении, а во втором имеется в виду, что одни и те же товары и транспортные средства в течение короткого периода перемещаются через таможенную границу и подвергаются таможенному контролю дважды (неоднократно).

Исходя из способов и приемов осуществления таможенного контроля выделяются определенные методы, к числу которых относятся:

  • обычный таможенный контроль, который проводится по прибытии товаров и транспортных средств в пункты таможенного оформления;
  • подвижный – осуществляемый во время движения транспортного средства;
  • сплошной – с использованием совокупности разных форм таможенного контроля;
  • выборочный – предусматривающий досмотр лишь части товаров, указанных в таможенной декларации;
  • экспертный – основанный на проведении экспертизы и исследований с применением специальных технических средств, приборов, химических веществ и т.п.

Существующее разнообразие мер и способов таможенного контроля дает возможность использовать те формы таможенного контроля, которые соответствуют критерию достаточности для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

3.2. Формы таможенного  контроля

 

3.2.1. Проверка документов и сведений

 

Документальный контроль со стороны таможенных органов осуществляется путем проверки документов и сведений, представленных декларантом для таможенного оформления товаров. Его целью является установление подлинности и достоверности принятых документов, правильности их оформления и отражения в них информации для таможенных целей, соответствия указанных в документах данных о декларируемых товарах фактически предъявленным таможенному органу.

Документальному контролю подвергаются документы и сведения, которые декларанты (таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы таможенных складов и СВХ) обязаны представить в таможенный орган для проведения таможенного оформления товаров. Достоверность документов и сведений подтверждается путем сопоставления их с информацией, полученной таможенным органом из других источников – таможенной статистики, результатов иных форм таможенного контроля и т.д.

В рамках проводимой проверки таможенный орган имеет право запросить от декларанта дополнительные документы и сведения в письменной форме к назначенному сроку, который определяется с учетом реально необходимого для этого времени.

Помимо этого, таможенный орган для целей таможенного контроля вправе получить от уполномоченного банка участника ВЭД справки об уплате таможенных платежей по предыдущим внешнеторговым сделкам. Такие же справки он может получить от банков по расчетно-платежным операциям таможенных представителей, таможенных перевозчиков и владельцев складов – таможенных и СВХ. Необходимые сведения могут быть получены также от государственных органов, производящих регистрацию юридических лиц.

Проверка достоверности информации в определенной ситуации осуществляется таможенным органом и после выпуска товаров. Он вправе запросить и получить от участника ВЭД коммерческие и бухгалтерские документы и отчеты, относящиеся к внешнеэкономической операции с данными товарами, в том числе и в электронной форме.

Документы, предназначенные для таможенного контроля, подлежат хранению декларантами – участниками ВЭД в течение 3 (трех) лет после истечения срока утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. В тоже время таможенные представители, таможенные перевозчики и владельцы складов – таможенных и СВХ должны хранить такие документы не менее 5 (пяти) лет.

Сроки проверки содержания таможенной декларации и сопровождающих ее документов определены ТК ТС. Они не должны превышать 3 (трех) рабочих дней со дня принятия указанных документов таможенным органом, хотя для отдельных случаев установлены более короткие сроки.

Во время проведения проверки представленных документов и сведений основное внимание таможенных органов сосредоточено на подтверждении данных о товаре (наименовании, коде ТН ВЭД, количестве, стране происхождения, таможенной стоимости) фактически предъявленному товару. В тех случаях, когда декларируемые товары не разделены на упаковочные места по отдельным их видам и (или) наименованиям, а в коммерческих и транспортных документах также отсутствуют данные об упаковке и маркировке, период проверки может быть продлен. Таможенные органы при этом исходят из того, что они в данной ситуации не смогут совершить необходимые таможенные операции и действия, направленные на выявление соответствия между поданными им сведениями и представленным товаром.

 

 

 

 

3.2.2. Устный опрос и получение объяснений

 

Одной из форм таможенного контроля выступает устный опрос физических лиц, в том числе как представителей различных организаций, имеющих полномочия в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Устный опрос проводится без оформления в письменной форме полученных объяснений от названных лиц. Чаще всего он имеет место при таможенном контроле багажа физических лиц, следующего вместе с ними, в пунктах пропуска через таможенную границу. В процессе устного опроса сотрудниками таможенных органов выясняется наличие запрещенных предметов, валюты и валютных ценностей. Он также проводится относительно уточнения сведений, указанных в таможенной декларации.

Составным элементом системы таможенного контроля является получение объяснений. Получение объяснений – это получение должностными лицами таможенного органа от перевозчиков, декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в сфере таможенного дела.

Объяснения оформляются в письменной форме, установленной решением Комиссии таможенного союза.

При необходимости вызова лица для получения объяснений таможенный орган оформляет уведомление в письменной форме, которое вручается вызываемому лицу.

 

 

 

 

 

 

3.2.3. Таможенное наблюдение

 

Таможенный контроль за перевозкой товаров и перемещением транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе в зонах таможенного контроля, и за совершением грузовых и другого рода операций с внешнеторговыми грузами обеспечивается путем таможенного (визуального) наблюдения в оперативном режиме. Оно осуществляется разными способами, в частности, путем гласного, целенаправленного, систематического (постоянного) или разового, непосредственного или опосредованного наблюдения уполномоченными на это должностными лицами таможенных органов.

Опосредованное визуальное наблюдение осуществляется с помощью специальных технических средств, что позволяет существенно сократить трудозатраты и время таможенного контроля за грузо- и пассажиропотоками.

Помимо этого использование технических средств дает возможность обследования труднодоступных мест расположения товаров в транспортных средствах и сам транспорт, что упрощает процесс таможенного контроля и таможенного оформления. Особое значение они приобретают в системе организации борьбы с контрабандными грузами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.4. Таможенный осмотр

 

Таможенный осмотр – это внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Таможенный осмотр осуществляется уполномоченными должностными лицами таможенных органов при условии, что он не потребует вскрытия транспортного средства, его грузовых помещений и нарушения упаковки товаров. Он проводится в зоне таможенного контроля в отсутствие декларанта и других полномочных лиц в отношении товаров и транспортных средств. Однако, по желанию этих лиц, они могут присутствовать при таможенном осмотре.

Таможенный осмотр может проводиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта.

Результаты таможенного осмотра оформляются актом по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза, если они будут использоваться в дальнейшем. Причем сами декларанты могут потребовать составления такого акта должностными лицами таможенного органа или проставления отметки на транспортном (перевозочном), коммерческом или таможенном документе о факте проведения таможенного осмотра. Второй экземпляр акта таможенного осмотра передается декларанту или другому лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров.

Выявленное в ходе таможенного осмотра несоответствие количества товаров заявленным данным при их декларировании является основанием для таможенного органа самостоятельно определить их объем для таможенных целей.

3.2.5. Таможенный досмотр

 

Таможенный досмотр предполагает действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Решение о проведении таможенного досмотра принимает уполномоченный сотрудник таможенного органа, который затем уведомляет об этом декларанта. Он или его представители обязаны присутствовать при проведении таможенного досмотра. Если представитель, специально уполномоченный перевозчиком, отсутствует в момент досмотра, то таковым считается физическое лицо, управляющее транспортным средством.

Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в следующих случаях:

  • при неявке указанных лиц либо такие лица неизвестны;
  • при существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств – членов таможенного союза, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми и т.п.;
  • при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;
  • при оставлении на таможенной территории таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

Во всех выше указанных случаях таможенный досмотр проводится в присутствии 2 (двух) понятых.

По результатам таможенного досмотра составляется акт в 2 (двух) экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза. В акте таможенного досмотра указываются следующие сведения:

  • сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;
  • причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров;
  • результаты таможенного досмотра;
  • иные сведения, предусмотренные формой акта.

Второй экземпляр акта таможенного досмотра вручается или направляется полномочному в отношении товаров, лицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.6. Личный таможенный досмотр

 

Личный таможенный досмотр является исключительной формой таможенного контроля, который проводится по письменному решению руководителя таможенного органа, либо заместителя руководителя, при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства таможенного союза.

Информация о работе Таможенный контроль. Формы и принципы проведения таможенного контроля