Таможенные услуги в международной цепи поставки товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания которой является изучение существующей практики предоставления таможенных услуг в России и за рубежом, а также разработка стратегии повышения качества данных услуг для содействия развитию международной торговли.
Для реализации поставленных целей были определены следующие задачи:
- дать определение понятию «таможенная услуга»;
- изучить теорию и практику предоставления таможенных услуг в России и за рубежом;
- на основе выявленных проблем, разработать рекомендации по повышению качества предоставляемых услуг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Таможенные услуги в международной цепи поставки товара………………………..4
1.1 Понятие «таможенная услуга»………………………………………………..4
1.2 Классификация таможенных услуг…………………………………………10
1.3 «Сервисная таможня» как результат развития таможенных услуг……….17
2 Анализ проблем формирования и предоставления таможенных услуг…………….20
2.1 Особенности предоставления услуг в разных странах…………………….20
2.2 Перспективы развития наиболее эффективного управления таможенными услугами в рамках административной реформы………………………………………29
2.3 Мировой опыт административных реформ………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

муррад курсовая.docx

— 73.43 Кб (Скачать файл)

     - возрастание сложности (наукоемкости и высокотехнологичности) перемещаемых через таможенные границы товаров, внешнеторговых поставок и вследствие этого – появление дополнительных требований к квалификации таможенных служащих, таможенных посредников к качеству подготовки внешнеторговых документов, услугам по таможенному оформлению и развитию таможенной инфраструктуры;

     - динамика  и интеграция внешней  и внутренних  экономико-правовых сред, особенно  в нормативно-правовой сфере, которая  приводит к необходимости адекватной адаптации к новым условиям ведения внешнеторговой деятельности и ее регулирования;

     - повышение  требований к качеству  внешнеторговых, в том числе таможенных, услуг вследствие быстроизменяющихся  требований поставок и ситуаций в отношениях между таможней и участниками ВЭД;

     - возрастание  роли метода электронной  торговли, в том числе электронных  услуг  и услуг на базе информационных  технологий.

     Выходящие  на рынок сервисные службы  таможенной инфраструктуры, а также  специалисты  по этому сервису  являются не только операторами  или субъектами мер, оказывающих содействие развитию внешней торговли, но и одним из основных источников международной маркетинговой информации, необходимой для создания идей новых товаров, услуг и модификаций уже производимых. Современные высококачественные услуги являются неотъемлемыми элементами внешнеторговой политики и международных цепей поставок товара.

     В настоящее  время таможенное обслуживание  является непременным условием  рыночного успеха импорта или  экспорта товаров. В отсутствие  современного таможенного сервисного обслуживания, особенно, например, в вопросах длительного таможенного оформления или некачественного хранения, цепь поставок становится неконкурентоспособной, а товар теряет свою потребительскую ценность (или часть ее) и может быть отвергнут покупателем. Формирование таможенного сервиса как системы обеспечения позволяет импортеру/экспортеру выбрать для себя оптимальный вариант перемещения товаров, транспортных средств через таможенные границы, определить вид таможенного декларирования, возможности предварительного информирования или электронного декларирования, а также экономически выгодного выбора таможенного режима, диктуемого интересами потребителя.

     Таким образом, можно отметить, что понятие  «таможенные  услуги» является более широким, нежели понятие «таможенный  сервис. Вместе с тем сервис является понятием, по большей части неразрывно связанным с реализацией таможенных работ, эксплуатационно-технической поддержкой таможенной деятельности и т.д. В современных условиях развитие таможенных услуг становится важным фактором повышения качества и эффективности обслуживания международных цепей поставок, что вызывает потребность в поиске адекватных моделей.

 

2 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

 

2.1 Особенности  предоставления услуг в разных  странах

Особенности предоставления таможенных услуг в США. В отличие от большинства стран мира, таможенная служба США в своей работе исходит из принципа, что большинство людей соблюдают закон добровольно, если им дать полную информацию и предоставить возможность сделать это. Как отмечают американские специалисты, "чтобы добиться добровольного соблюдения закона, таможенные органы, как и всякая индустрия сервиса, должны предложить высокий уровень обслуживания". Однако, на предлагаемые услуги не всегда имеется спрос потребителей, так как в связи с этим встает вопрос о таможенном сборе по предоставляемым услугам и правоохранительных мерах. Поэтому, взаимодействие с таможенными органами может иногда не восприниматься участником ВЭД в качестве своеобразной, ему оказываемой услуги. Но реальность в США такова, что, взаимодействие между таможенной службой и участником ВЭД целесообразно рассматривать как опосредованную услугу внешнеторговой деятельности, возвращаемую ему через интересы государства.

Результаты проведенного анализа показали, что в условиях рыночной экономики услуги и сервис решают если не все, то очень многое. Это связано, прежде всего, с повышением конкурентоспособности как субъектов экономической деятельности, так и страны в целом. Неслучайно большинство менеджеров американских агентств пытаются тем или иным способом заставить своих сотрудников, которые находятся "на передовой" общения с клиентами (front line staff), учиться навыкам общения с участниками ВЭД. Вот почему в американской методологии внешней торговли таможенные органы рассматриваются, с одной стороны, как "стражи закона", а с другой как "предприятия сервиса, обслуживающие клиентов".

Важной отличительной чертой американского опыта является применение таможенных услуг в условиях высокой технологичности таможенной службы на базе автоматизированной системы ACS (Automation Commercial System).В таможенной службе США официально числится около 19000 сотрудников. Ежегодно ими оформляется 15-17 млн. деклараций по импорту, в том числе еженедельно - около 20 000 железнодорожных вагонов, 200000 контейнеров перевозимых морским путем; ежегодно - около 10 млн. единиц автотранспорта и более 500 000 воздушных судов. Эта автоматизированная система обслуживает приблизительно 1200 торговых пользователей, 4 других (кроме США) страны, 40 других агентств, 10000устройствкак в интерактивном, так и в пакетном режимах. Сотрудники таможенной службы США утверждают, что такой объем работы и таможенных услуг был бы невозможен без использования автоматизированной системы ACS. С момента ее внедрения в несколько раз увеличился объем оформляемых товаров без увеличения численности службы. Сегодня таможенная служба США имеет реально действующую и наиболее совершенную систему автоматизации процессов таможенного оформления. С помощью ACS уже оформляется около 100 % электронных таможенных деклараций на импортные грузы. Кроме того, взаимодействие участников ВЭД с ACS зависит от таможенного режима и используемых транспортных средств, есть особенности перемещения товаров между США и соседними странами (Канада, Мексика) и т.д. Все это отражается на формировании таможенных услуг и сервиса в Северной Америке в целом.

Особенности предоставления таможенных услуг в странах ЕС. В соответствии с таможенным кодексом ЕС законодательство этого союза выполняет условия обговоренные в статье VIII ГАТТ по предоставлению основных таможенных услуг в пределах затрат на содержание самой таможенной службы. Вместе с тем, таможенное законодательство допускает в ряде случаев, взимание таможенными органами государств – членов ЕС таможенных сборов в качестве платы за дополнительные услуги, оказываемые по запросам декларантов[9]. К таким услугам относятся:

 

-анализ и экспертная оценка образцов товаров, а также их почтовая пересылка при запросах по применению таможенного законодательства;

-хранение товаров на складах временного хранения сверх установленных сроков;

-проверка товара импортеров до предоставления таможенной декларации;

-уничтожение товара, если это влечет расходы таможенных органов;

-проверка с целью верификации, если это влечет расходы таможенных органов;

-проведение таможенного оформления в нерабочее время или вне установленных для этого мест.

В установленных правилах предоставления дополнительных услуг соблюдаются определенные условия, в т.ч.: недискриминация объектов торговли; реальность предоставления услуг; соизмеримость суммы сборов и стоимости предоставляемых таможенных услуг. Последние в некоторых странах – членов ЕС оговариваются в таможенном и финансовом праве. Так, например, известный французский экономист П.М. Годме в своей работе "Финансовое право" отмечает, что во Франции "сбор, в отличие от пошлины, основывается на соотношении между его размером и стоимостью оказанных плательщику услуг. Таможенная пошлина является пошлиной в указанном значении, но не как плата за услугу, а как плата за предоставляемое право, например, вывоз товаров с таможенной территории".

С появлением нового электронно-информационного таможенного сервиса, участники ВЭД в странах ЕС получают возможность заполнять и отправлять декларацию в интерактивном режиме, имея при этом доступ ко всем кодам, в частности к европейской номенклатуре товаров. Для того чтобы воспользоваться этой услугой, компании необходимо зарегистрировать на сайте и подписать договор с таможней, которая выдаст ей пароль для доступа к системе. Таким образом, по нашему мнению, этот бесплатный сервис создан для того, чтобы упростить прохождение торговых фирм административных формальностей, сократить сроки сбора деклараций и улучшить качество статистических материалов по внешней торговле. Эта особенность большинства таможенных администраций в промышленно развитых странах дает возможность получать значительную часть информации в электронной форме. Это касается не только стран ЕС. Данный процесс может включать: связь в режиме "оn-line" между участниками торговли и таможенной компьютерной системой ЕС (в Австралии в этой информационной системе заполняется более 95 процентов импортных деклараций); электронное предоставление деклараций (для сравнения - таможенная служба США и Канадская таможня получают в электронной форме, соответственно, 99 и 85 процентов); электронный обмен данными (ЭОД) по всем странам ЕС (для сравнения, например, все участники ЭОД ТradeNet в Сингапуре используют электронную систему для регистрации и обработки сделок).

Факты перехода таможенных услуг, на основе Internet-технологии, выявлены и у ближайших приграничных стран ЕС с Россией. Например, в Эстонской таможне с 2000 года этой модернизацией занимается эстонская государственная компания Eesti Transiit. Результаты такой работы, после введения данной системы в действие, показали, что практически все экспортеры и импортеры смогли заполнять таможенные декларации через Интернет. Внедрение данного проекта, стоимостью в 395 тыс. долларов, позволило сократить бумажную работу до 10 минут на каждую декларацию.

Исследование показало, что каждая страна член ЕС имеет свои специфические особенности при формировании таможенного сервиса. Так, например, в голландской таможне организован специальный Центральный Сервис для импорта и экспорта (CDIU), который оказывает услуги в подготовке и издании лицензий для импорта, экспорта и транзита индустриальных товаров, а также оказывает помощь в экспорте стратегических товаров и т.д. Кроме того, таможенная лаборатория (Lab) выполняет экспертные услуги, используя современные технические средства, а таможенный Информационный Центр (DIC) предоставляет доступные информационные услуги участникам ВЭД.

Одной из важных особенностей формирования института таможенных услуг в ЕС является применение так называемой предотгрузочной инспекции (ПОИ) с помощью ряда европейских компаний. В соответствии с положением IFIA - Международной федерации инспекционных агентств (МФИА) ПОИ должна быть услугой особого значения, как для пользователей - правительств, так и для клиентов - торговых организаций. Компании ПОИ имеют контракт или полномочия, выданные Правительством-пользователем на выполнение таможенных услуг, которые основаны на: а) Соглашении ВТО о предотгрузочной инспекции и последующих рекомендациях к нему; b) Соглашении ВТО о таможенной оценке. Главное различие между этими соглашениями состоит в том, что Соглашение ВТО о предотгрузочной инспекции (PSI) является обязывающим только для членов ВТО, в то время как Кодекс практики МФИА охватывает все операции PSI, выполняемые во всех странах. В статье 2 Соглашения Всемирной торговой организации о Предотгрузочной Инспекции под "услугой предотгрузочной инспекции" понимается"любая деятельность, связанная с проверкой качества, количества, цены, включая валютный курс и финансовые условия, и/или правильности таможенной оценки и классификации товаров, предназначенных для экспорта на территорию Правительства, применяющего инспекцию.

В ходе проведенного авторами исследования выявлено, что в ЕС с 1960 по 2005 годы действовало несколько компаний предотгрузочных инспекций, в том числе: BIVAC International (через дочернюю компанию VERITAS), Франция; COTECNA, Швейцария (в конце 90-х годов была приобретена компанией SGS); ITS Intertek Testing Services International Limited, Соединенное Королевство; Societe Generate de Surveillance (SGS), Швейцария. Услугами этих компаний пользовались страны Африки (30 стран), Латинской Америки и Карибского бассейна (9 стран),Азии (5стран), СНГ (3 страны). Периодически услуги ПОИ предлагают и другие компании, занимающиеся проведением коммерческих инспекций. Как правило, международные организации, предоставляющие услуги ПОИ, это высокопрофессиональные и экономически преуспевающие компании. Например, результаты проведенного автором анализа услуг ПОИ ЕС показали, что швейцарская компания SGS (Societe Generale de Surveillance SA), которая является мировым лидером в области инспектирования, тестирования и сертификации, имеет в своем составе 37’000 сотрудников, которые работают в рамках сети, включающей 1’000 офисов и лабораторий во всем мире, доход SGS в 2003 году составил - CHF 2,5 миллиарда. С методико-организационной точки зрения, услуги всех компаний ПОИ ЕС можно разделить на 10 областей, в том числе в области таможенных услуг, сертификации систем и услуг, услуг по обеспечению торговли.

Особенности предоставления таможенных услуг в Китае. Предоставление таможенных услуг в КНР осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Китая 1997 года. Все услуги можно условно разделить по следующей классификации:

-обычные услуги (в т.ч. услуги для оформления различных таможенных документов по экспорту-импорту; транспортировка товаров и услуг через таможенную границу, включая оформление таможенных документов; услуги для перемещения товаров через таможенную границу, расчеты таможенных платежей и т.д.);

-добавленные услуги (услуги по упрощенному и ускоренному прохождению товаров через таможенную границу, включая оформление таможенных документов; услуги по оформлению лицензий по экспорту-импорту; оформление документов по импортному санитарному контролю; оформление L/C, услуги по авансированию за закупки и по ускоренной оплате платежей; страхование на полный транспортный маршрут; услуги для заказа транспортных средств, в том числе для физических лиц; оформление отдельных справок и т.д.);

-транспортные экспортно-импортные услуги (услуги морского, речного, наземного, воздушного транспорта).

Проведенный авторами сравнительный анализ методик взимания таможенных сборов за услуги по таможенному оформлению, сопровождению, хранению, информированию и консультированию России и Китая, выявил как общие, так и отличительные черты. Результаты анализа развития таможенных услуг в Китае показывают, что они не только более сложные, но и сама система оценки таможенных услуг более дифференцированная, а услуги становятся все более мультиплексные. Это связано с тем, что в Китае быстрыми темпами растут объемы внешней торговли (объем импортно/экспортных сделок составил свыше 600 млрд. долл. США в 2002 году) и торговых операций (в 2003 году объем операций по контейнерам достиг 48 млн. TEU и Китай занял первое место в мире). Кроме того, Китай опережает все страны мира в приросте мирового экспорта и импорта услуг. В стране высокими темпами растут объемы прямых инвестиций, например, в 2003 году прирост последних составил более 50 млрд долл. США(т.е. выше, чем в США), что позволило Китаю занять первое место по привлечению иностранных инвесторов. Таким образом, формирование таможенных услуг и сервиса вынуждено эволюционировать адекватно темпам развития международной торговли товарами и услугами в КНР.

Особенности предоставления таможенных услуг в странах СНГ. Исследование данного вопроса в государствах - участников СНГ дают основание констатировать факт наличия в основном идентичного применения внешнеторгового и таможенного законодательства в сфере предоставлении таможенных услуг. Наряду с этим, необходимо отметить ряд общих проблем и особенностей в развитии таможенных услуг и сервиса в государствах-участниках СНГ. Одной из таких проблем стран СНГ, требующих разрешения, является разработка методики расчета стоимости таможенных услуг за таможенное оформление, сопровождение и хранение товаров и т.д. Каждая страна решает эту проблему в зависимости от скорости и этапа вхождения этих стран в ВТО, а также реальных трудозатрат.

Информация о работе Таможенные услуги в международной цепи поставки товара