Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:21, реферат
Международная торговля (INТЕКNАТЮNАI ТКАВЕ) - сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. В понятие мировой торговли входит торговля товарами, работами и услугами.
Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.
Термин международная торговля впервые использовал в XII веке итальянский ученый-эко
Формы международной
торговли товарами и услугами.
Международная торговля (INТЕКNАТЮNАI ТКАВЕ) - сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. В понятие мировой торговли входит торговля товарами, работами и услугами.
Международная
торговля возникла в процессе зарождения
мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие
— один из важных факторов развития
мировой экономики
Нового времени.
Термин международная
торговля впервые использовал в XII веке
итальянский ученый-экономист Антонио
Маргаретти, автор экономического трактата
«Власть народных масс на Севере Италии».
Преимущества участия стран в международной торговле:
интенсификация воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах является следствием усиления специализации, создания возможности для зарождения и развития массового производства, повышения степени загруженности оборудования, роста эффективности внедрения новых технологий;
увеличение экспортных поставок влечёт за собой повышение занятости;
международная конкуренция вызывает необходимость совершенствования предприятий;
экспортная выручка служит источником накопления капитала, направленного на промышленное развитие.
Развитие мировой торговли опирается на выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. Теория международной торговли дает представление о том, что находится в основе этого выигрыша от внешней торговли, или чем определяются направления внешнеторговых потоков.
Международная торговля служит инструментом, посредством которого страны, развивая свою специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, повышать уровень благосостояния населения.
Вопросами
международной торговли занималось
множество известных
Динамика развития международной торговли.
Около 60 % мирового ВВП приходится на услуги, преобладающая часть которых не является предметом международной торговли (образование, медицинское обслуживание, государственное управление, оптовая и розничная торговля). Это так называемые неторгуемые (nontradable), т. е. не участвующие в международной торговле, услуги. Доля экспорта товаров в мировом ВВП, из которого вычтены услуги, не участвующие в мировой торговле, значительно больше, чем в общем объеме мирового ВВП (по некоторым подсчетам, чуть ли не около половины).
Со второй половины XX века, когда международный обмен по определению М.Пебро приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. ВТО констатирует, что последние десятилетия объём мировой торговли растёт значительно быстрее, чем всё мировое производство. Так, за 1950—2000 гг. мировая торговля выросла в 20 раз, а производство — в 6 раз. В 1999 г. общий объём экспорта составил 26,4 % от мирового производства по сравнению с 8 % в 1950 г. В период 1950—1998 гг. мировой экспорт вырос в 16 раз. По оценке западных специалистов период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли.
В 70-е годы мировой экспорт снизился до 5 %, ещё больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х он продемонстрировал заметное оживление. Со второй половины XX века проявилась неравномерность динамики внешней торговли. В 90-е годы Западная Европа — главный центр международной торговли. Её экспорт почти в 4 раза превышал экспорт США. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности.
В этот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии — Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. Экспорт товаров и услуг в мире в 2007 году по данным ВТО составил 16 трлн. долл. США. Доля группы товаров составляет 80 %, а услуг 20 % от общего объёма торговли в мире.
На современном этапе
внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста;
зависимость стран от международного товарообмена значительно повысилась.
Основные факторы, влияющие на рост международной торговли:
развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
НТР;
деятельность
Структура международной торговли обычно рассматривается с точки зрения ее географического распределения (географическая структура) и товарного наполнения (товарная структура). Географическая структура международной торговли представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура торговли обычно обобщает данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света (Африка, Азия, Европа) либо к укрупненной группе стран (индустриальные страны, развивающиеся страны). Организационная географическая структура показывает распределение международной торговли либо между странами, принадлежащими к отдельным итерационным и иным торговополитическим объединениям (страны Европейского союза, страны СНГ, страны АСЕАН), либо между странами, выделенными в определенную группу в соответствии с тем или иным аналитическим критерием (страны — экспортеры нефти, страны — чистые должники).
Формы международной торговли можно систематизировать по трем направлениям. Критериями определения форм является регулирование, предмет торговли, взаимодействие субъектов международной торговли.
Классификация форм международной торговли
Теоретики международной торговли приводят такую типизацию международной кооперации:
1. По количеству предметов
- однопредметная;
- многопредметная;
2. По количеству сторон
- двухсторонняя;
- многосторонняя;
3. По территориальному охвату
- локальная;
- региональная;
- межрегиональная;
- глобальная;
4. По стадиям процесса
- производственная;
- коммерческая;
5. По структуре связей
- внутрифирменная;
- внутриотраслевая;
- межотраслевая;
- горизонтальная;
- вертикальная;
- смешанная;
6. По организационной форме
- договорная;
- совместные программы;
- совместное предприятие;
7. По объектам связей
- производственная;
- научно-техническая;
- сбытовая;
- маркетинговая;
- промышленное сотрудничество.
Торговля в сочетании с
Популярной разновидностью международной торговли в последнее время стала компенсационная торговля в форме товарообменной (бартерной торговли), встречной торговли в виде обратной закупки продукции или компенсационных соглашений. Последние могут заключаться в виде: собственно, компенсационных соглашений, обратной закупки, соглашения, предусматривающие возмещение.
Говоря о регулировании мирового рынка сырья, необходимо отметить, что оно происходит двумя методами это заключение международных товарных соглашений с учетом программ развития, стабилизации, административного управления и создание международных отраслевых организаций, как например объединений стран экспортеров нефти (ОПЕК).
Роль международной торговли, ее значимость в хозяйственных связях
определяется тем, что она опосредует практически все виды МРТ, связывает все страны мира в единое хозяйственное целое. Международная торговля имеет, важнейшее значение для экономического роста и развития отдельных стран в динамично развивающейся мировой экономики. Эксперты ЮНКТАД отмечают:”С увеличением объема экспорта происходит расширение внутреннего производства товаров и услуг, появляются дополнительные рабочие места и осваиваются новые производственные мощности. С ростом импорта также увеличиваются запасы имеющихся потребительских товаров, что связанно с повышением уровня жизни и обеспечением средства производства и соответствующих ресурсов, необходимых для оживления производственных линий”.
Информация о работе Формы международной торговли товарами и услугами