Таможенные услуги в международной цепи поставки товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания которой является изучение существующей практики предоставления таможенных услуг в России и за рубежом, а также разработка стратегии повышения качества данных услуг для содействия развитию международной торговли.
Для реализации поставленных целей были определены следующие задачи:
- дать определение понятию «таможенная услуга»;
- изучить теорию и практику предоставления таможенных услуг в России и за рубежом;
- на основе выявленных проблем, разработать рекомендации по повышению качества предоставляемых услуг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Таможенные услуги в международной цепи поставки товара………………………..4
1.1 Понятие «таможенная услуга»………………………………………………..4
1.2 Классификация таможенных услуг…………………………………………10
1.3 «Сервисная таможня» как результат развития таможенных услуг……….17
2 Анализ проблем формирования и предоставления таможенных услуг…………….20
2.1 Особенности предоставления услуг в разных странах…………………….20
2.2 Перспективы развития наиболее эффективного управления таможенными услугами в рамках административной реформы………………………………………29
2.3 Мировой опыт административных реформ………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

муррад курсовая.docx

— 73.43 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………...3

1Таможенные услуги в международной цепи поставки товара………………………..4

1.1 Понятие «таможенная услуга»………………………………………………..4

1.2 Классификация таможенных услуг…………………………………………10

1.3 «Сервисная таможня»  как результат развития таможенных услуг……….17

2Анализ проблем формирования и предоставления таможенных услуг…………….20

 2.1 Особенности предоставления услуг в разных странах…………………….20

 2.2 Перспективы развития наиболее эффективного управления таможенными услугами в рамках административной реформы………………………………………29

 2.3 Мировой опыт административных реформ………………………………...36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..39

СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………40

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Международная торговля в современных условиях является важнейшей движущей силой экономического процветания и устойчивости экономических систем. Однако она, с одной стороны, уязвима перед террористическими посягательствами международных преступных сообществ и прочими угрозами подобного характера, которые могут нанести серьезный ущерб всей мировой экономике; с другой стороны, является главным потребителем различных услуг, дающим возможность значительно снизить затраты, повысить качество и надежность товарных поставок и унификации практических процедур.

В настоящее время перед решением ряда задач по вступлению России во Всемирную торговую организацию появилась острая необходимость проведения современной внешнеторговой политики государства, освоения новых механизмов международной торговли не только товарами, но и услугами. В этой связи вызывают интерес проблемы формирования, предоставления и развития сферы таможенных услуг, которые, с одной стороны, являются государственными услугами, а с другой – в условиях их делегирования экономическим операторам – коммерческими услугами.

Все это и определило актуальность и выбор темы данной курсовой работы, целью написания которой является изучение существующей практики предоставления таможенных услуг в России и за рубежом, а также разработка стратегии повышения качества данных услуг для содействия развитию международной торговли.

Для реализации поставленных целей были определены следующие задачи:

- дать определение понятию «таможенная  услуга»;

- изучить теорию и практику  предоставления таможенных услуг  в России и за рубежом;

- на основе выявленных  проблем, разработать рекомендации  по повышению качества предоставляемых  услуг. 
1 ТАМОЖЕННЫЕ  УСЛУГИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЦЕПИ  ПОСТАВКИ ТОВАРА

 

1.1 Понятие «таможенная  услуга»

     Особенности  международного подхода к понятиям  «таможенная услуга», «сфера таможенного  обслуживания» и «сфера таможенных  услуг» связаны с рядом причин, прежде всего, уровнем экономического  развития стран, разной скоростью  интеграции в мировой экономике  и фазой развития таможенных  систем. Проблема развития сферы  таможенных услуг является одной  из приоритетных в мировых  научных исследованиях, связанных  с модернизацией таможенного  дела. Современная таможня – это, прежде всего, услуги, поскольку на первый план сегодня выходит вопрос содействия международной торговле.1

     Понятие «таможенная  услуга» находятся на стыке  двух наук – экономики и  юриспруденции, следовательно, не имеет  строго как экономического, так  и строго юридического содержания, воплощая в себе элементы той  и другой науки. В последние годы начинает доминировать подход, в котором таможенные услуги рассматриваются только как экономическая категория. Это связано с тем, что научная правовая мысль не всегда успевает осваивать достижения экономической науки о таможенной и паратаможенной инфраструктурах, о категориях и видах таможенных услуг, в результате чего таможенное право в сфере обслуживания оказывается в замкнутом юридическом круге.

     Современное  понятие «таможенные услуги»  включает в себя любое мероприятие, результат взаимодействия или полезность, которые одна сторона в лице таможенной организации, таможенной инфраструктуры или института таможенных посредников может предложить другой, и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

     Следует отметить, что в теории и практике  таможенного дела, также не освещен  и не проработан вопрос о  понятиях «сферы таможенных услуг»  и«сферы таможенного  обслуживания». К сфере таможенных услуг можно отнести только те отношения, в результате которых участнику ВЭД оказывается таможенная услуга, причем как экономической, так и правовой категории. В данном случае таможенная услуга представляет собой деятельность, которая воплощается в таможенном продукте, работе или регулируемом товаре, то есть деятельность, которая опосредствована через процесс подготовки таможенной продукции или регулируемого товара для перемещения через таможенные границы. Например, услуги по корректировке таможенной стоимости регулируемого товара становятся частью потребительной стоимости. В данном случае происходит слияние деятельности по правильной оценке движимого имущества с результатом, то есть с самим имуществом (товаром), являющимся продуктом труда. Иными словами, в сферу таможенных услуг входят только те экономические отношения, когда участники ВЭД для удовлетворения своих потребностей получают «особую потребительную стоимость» в виде деятельности определенного представителя таможни, таможенных посредников или конкретных организаций.

     Наряду  с  этим, таможенные услуги, которые  не получили вещественную форму, например информирование или  консультирование, одновременно являются  и процессом, и продуктом труда. Данное качество таможенных услуг  может служить  основанием для отнесения их к  сфере таможенного обслуживания. На данном этапе развития таможенного  дела еще рано говорить о сфере  таможенных услуг или о сфере  таможенного обслуживания как устоявшихся  и часто употребляемых понятиях. Кроме того, это требует создания целой отрасли обслуживания с  соответствующими секторами и институтами  сервиса.

     Важно также  понять, что таможенная система  проходит несколько резонансных  режимов своей деятельности в  отношении с государством и участниками  ВЭД. В настоящее время в развитых странах эта система находится в фазе «таможня для правительства и участников ВЭД», в большинстве развивающихся стран мира – в фазе «таможня для правительства», а в некоторых слабо развитых или неблагополучных странах – в фазе «таможня для себя». Таким образом, формирование мировой сферы таможенных услуг зависит от фазы развития таможенной системы как в целом, так и в национальном или региональном разрезах.

     Наиболее  слабоисследованной стороной методологии международной торговли является проблема формирования, классификации и определения места таможенных услуг во внешнеторговой деятельности.

     Исторически  плата за таможенное оформление  возникла как способ покрытия издержек учреждений, в пользу которых они взимались, и представляла плату за оказание определенного круга услуг. Однако на практике в современных условиях это положение не всегда соблюдается. Довольно часто плата за услуги оказывается  выше их себестоимости. Кроме того, зачастую сама услуга за таможенное оформление вводится, чтобы получить доход, а  не покрыть издержки. Они поступают  в федеральный бюджет обезличенно (то есть зачисляются на единый счет вместе с другими видами таможенных платежей и направляются для покрытия общих расходов бюджета), что объединяет их с понятием налога. В связи с этим становится актуальной разработка методологии развития таможенных услуг, методики и нормативного обеспечения процедур расчета стоимости таможенных услуг на основе многофакторного анализа и реальных трудозатрат.

     Впервые попытка  методологически определить роль  и место таможенных услуг  на  международном уровне была предпринята  в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле. Как известно, исходной посылкой, на которой строилась  договорная система ГАТТ, являлось стремление стран-членов развивать  международную торговлю товарами и  услугами и обеспечивать экономическое  развитие путем взаимной либерализации  доступа на рынки, предсказуемости  условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и минимизации  регламентирующих действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Для достижения этих целей необходимым считается соблюдение ряда принципов и норм, лежащих в основе ГАТТ, в том числе: равноправие в торговле; использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных административных мер; взаимность в предоставлении торгово-политических уступок; разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров.

 

     Отмеченное  выше нашло отражение в статье VIII (1) ГАТТ-94, где говорится, что все платежи и сборы любого характера (кроме импортных и экспортных пошлин и кроме налогов, указанных в статье VIII), устанавливаемые странами-членами ВТО на импорт или экспорт товаров или в связи с импортом или экспортом, должны ограничиваться приблизительной стоимостью оказываемых услуг и не должны представлять собой косвенную защиту отечественных товаров или установление налогов на импорт или экспорт в фискальных целях2. Другими словами, таможенные сборы как стоимость услуг, связанные с внешнеторговыми операциями и оказываемые административными органами, не должны представлять налогообложение в фискальных целях. Безусловно, это связано с проблемами снижения таможенных доходов в любой из стран-членов ВТО. Однако страны-участники ВТО должны строго придерживаться вышеуказанной договоренности, несмотря на статус или влияние той или иной страны.

     В качестве  примера решения проблем  в  данном вопросе можно привести  жалобу Канады и ЕС на введенный  в 1986 г. Соединенными Штатами сбор  за таможенное оформление товаров в размере 0,22 % от стоимости импортных товаров. В марте 1987 г. Совет ГАТТ создал группу экспертов для рассмотрения этого вопроса. Канада и ЕС в своей жалобе подчеркивали, что этот сбор противоречит статьям II и VIII ГАТТ, согласно которым дополнительные сборы должны соответствовать стоимости оказанных услуг, а американские сборы это положение нарушали. К тому же целевое назначение этих сборов (финансирование некоторых обычных форм деятельности американской таможенной службы) также нарушало положение названных статей ГАТТ. Группа экспертов пришла к выводу, что названные выше сборы США противоречат положениям ГАТТ и обязательствам США по этим статьям. Этот вывод был принят Советом ГАТТ в феврале 1988 г., в результате чего США согласились с этим решением и сообщили, что соответствующие поправки к принятому бюджетному закону США будут направлены в Конгресс США. В результате этот сбор в 1988-1989 гг. был уменьшен до 0,17 %, а в октябре 1990 г. представитель США проинформировал Совет ГАТТ о том, что новый закон США (Закон 1990 г. о таможне и торговле) содержал положение, приводившее этот таможенный сбор США в соответствие с правилами ГАТТ.

     Анализ  практики  применения правил ГАТТ говорит  о том, что обычно таможенные сборы взимаются в виде фиксированных платежей, размер которых устанавливается на уровне, обеспечивающем покрытие стоимости инвестиций в таможенную инфраструктуру и затрат на ее содержание.

     Потребность  в разработке отдельного от  ГАТТ свода  правил международной торговли услугами объясняется целым рядом причин, в первую очередь принципиальными различиями между товарами и услугами. Переговоры по созданию Генерального Соглашения по торговле услугами (ГАТС) привели к появлению новых теоретических и практических подходов к пониманию характера международного обмена услугами. Изучение особенностей предоставления таможенных услуг в рамках ГАТС выявило ряд исключений. Так, например, из ГАТС исключен важный компонент – государственные услуги, которые не отнесены к другим категориям. Прямые таможенные услуги, осуществляемые таможенными службами, в основном относятся к государственным услугам. В соответствии с правилами ГАТС «услуги» включают любую услугу в любом секторе за исключением услуг, поставляемых при осуществлении функций правительственной власти. При этом услуга, поставляемая при осуществлении функций правительственной власти, означает любую услугу, которая поставляется на некоммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг.

     В настоящее  время наблюдается  тенденция  узаконенной передачи ряда функций  по таможенному оформлению, сопровождению  и хранению товаров институту таможенных посредников и международной предотгрузочной инспекции (выполняющей роль и функции национального таможенного органа). В связи с этим таможенные услуги в настоящее время трансформируются из государственных в коммерческие услуги с вытекающими из этого соответствующими последствиями.

     Аналогичный  вывод можно применить и к  финансовым услугам (в том числе  относящаяся к ним часть таможенных  услуг), которые оговорены в приложении ГАТС, поскольку поставщик финансовых услуг означает любое физическое или юридическое лицо члена ГАТС. Однако понятие «поставщик финансовых услуг» не включает государственное учреждение.

     Важность  развития  мировых таможенных услуг, и прежде  всего разработка четких стандартов  предоставления этих услуг, связана  с наступлением глобальной конкуренции, поскольку низкий уровень предоставления  услуг и сервиса отрицательно влияет на конкурентоспособность власти, бизнеса и человека, а также на потери как на собственном рынке, так и на внешнем. 

 

1.2 Классификация  таможенных  услуг

     Для построения  любых моделей таможенных услуг  важное место занимают вопросы  классификации предмета исследования. Приведенные выше результаты  анализа показали, что во внешнеторговой  деятельности в целом и в  таможенном деле РФ в частности нет юридически определенного понятия услуги, практически отсутствуют научные исследования по данной проблеме, что значительно усложняет не только формирование понятийного аппарата, но и осуществление классификации таможенных услуг. Однако изучение нормативно-правовых материалов и практики в сфере таможенной деятельности дает возможность выделить такие, которые по своей сути являются услугами3. Группировка таможенных услуг в основном осуществляется при определении складывающихся отношений таможни с внутренней и внешней средой, а также с различными инфраструктурами.

     К первой  группе услуг следует отнести  деятельность, которая определяет  отношение таможни к различным  рынкам услуг:

     - таможенные  услуги на внутреннем  рынке  государственных услуг.  В данном случае таможня выполняет  делегированные ей функции государства  в области таможенного регулирования,  в том числе в области предоставления государственных услуг;

     - таможенные  услуги на рынке внутренних  коммерческих услуг. В этом случае  оказывается содействие участникам  внешнеторговой деятельности в  осуществлении экспортно-импортных операций, в том числе за счет таможенной инфраструктуры и таможенных посредников;

Информация о работе Таможенные услуги в международной цепи поставки товара