Таможенные тарифы, как инструмент внешнеторговой политики государств стран-участниц Таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Таможенные тарифы являются важным инструментом регулирования ввоза товаров на территорию государства и вывоза товаров в его территории. Содержание таможенных тарифов в значительной степени определяется национальным интересом государства и политической волей. Покуда существуют политические границы, существует и национальный интерес, который призваны защищать не только правоохранительные органы, но и политики.

Вложенные файлы: 1 файл

таможенный тариф.docx

— 65.63 Кб (Скачать файл)

Введение.

     Таможенный  тариф является классическим  средством общегосударственного  управления импортом. Обычно таможенные  тарифы устанавливаются на национальном  уровне, но существуют и единые  тарифы нескольких стран, в  рамках таможенных союзов. Размер  ставок таможенных тарифов повышается  вместе со степенью переработки  товара.

     Таможенные  тарифы являются важным инструментом  регулирования ввоза товаров  на территорию государства и  вывоза товаров в его территории. Содержание таможенных тарифов  в значительной степени определяется  национальным интересом государства  и политической волей. Покуда существуют политические границы, существует и национальный интерес, который призваны защищать не только правоохранительные органы, но и политики.

     Таможенная  политика-это мощный рычаг, при  помощи которого государство  может стимулировать рост отечественного  производства, а именно: в секторе  производства экспортной продукции  и ввоза импортных товаров,  призывая тем самым отечественных  производителей к конкурентной  борьбе. Средства формирования и  применения таможенных тарифов  могут принимать различные формы, включая непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сбор ), так и ограничивающие стоимостные объемы и количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т.д.). В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью особая роль отводится таможенной службе, таможенному законодательству.

     На постсоветском пространстве образовался ряд государств, которые сохранив экономические связи, сохранили и общий экономический интерес, заинтересованы в снятии таможенных барьеров и ограничений, в том числе и таможенных тарифов. 6 января 1995 года Россия и Белоруссия, подписав Соглашение союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, заложили правовую основу образования ныне действующего Таможенного союза, одной из целей которого является выработка единой таможенной политики и защита национальных интересов во внешнеторговой деятельности. 6 октября 2007 года Договор о создании единой Таможенной территории  и формировании Таможенного союза подписали Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация.

     С созданием  Таможенного союза, особое внимание  уделялось Таможенным тарифам,  а именно-Единому Таможенному  тарифу (ЕТТ) трех стран. Следует  обратить внимание, что именно  Таможенные тарифы влияют не  только на отдельные группы  внешнеторговой деятельности, но  и всю экономику Таможенного  союза и его стран-участниц  в отдельности.   

     Формирование  Таможенного союза существенно  изменило ситуацию во внутреннем  и международном положении России: формируется принципиально новое  пространство взаимодействия отечественной  экономики и зарубежной, внутреннего  рынка-с внешним.

     Это вызывает  необходимость постоянного развития специфического вида государственной и профессиональной деятельности по налаживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного регулирования экономических связей.

     При формировании  таможенного тарифа не всегда  учитывается взаимосвязь таможенных  пошлин и внутренних налогов,  что не обеспечивает оптимальную  структуру и уровень налогов  в государстве в целом.

     Цели и задачи  курсовой работы: рассмотреть таможенные  тарифы как инструмент внешнеторговой  политики государств стран-участниц Таможенного союза, сосредоточив при этом внимание на Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 1. История тарифного регулирования в России, понятие и правовое регулирование тарифа.

1.1 История тарифного регулирования  в России.

История таможенных тарифов  в России начинается с XVIII века. В  конце царствования Петра I был разработан и введен в действие первый в России таможенный тариф. Замысел монарха  состоял в том, чтобы таможенное обложение соответствовало степени  развития российского производства. Поэтому тарифом 1724 г. предусматривались  разнообразные пошлины, размер которых  колебался от 3 до 75% стоимости товара. Например, ввозимое железо, парусина, шелк, иглы, воск и другие предметы, производство которых в России было освоено  или только налаживалось, облагались пошлиной в 75%, а товары, непроизводимые в стране, - от 4 до 10%. С вывозимой продукции взимался 3%-ный таможенный налог. Таким образом, таможенная пошлина была своего рода премией за успешное развитие производства и снабжение внутреннего рынка. Центральным таможенным органом Петровской эпохи стала учрежденная в 1718 г. Коммерц-коллегия. В целях пресечения контрабанды большое внимание уделялось охране государственной границы с помощью регулярных войск.

В таможенной политике, проводимой преемниками Петра I, появляются элементы либерализма. Тариф 1731 г. значительно  снизил размер пошлин (до 10%) и изменил  порядок их взимания. Таможенные пошлины  с объявленной цены товара (адвалорные пошлины) были оставлены только для  предметов галантереи. Остальные  товары подлежали обложению с  меры или веса (т.е. с них взимались  специфические пошлины).

В 1765 году в России была упразднена последняя внутренняя таможня. Одной  из первых рекомендаций Вольно-экономического общества, учрежденного через три  года после прихода к власти Екатерины II , в 1774 году стало введение протекционистского тарифа для защиты не столько внутреннего  рынка (внешняя торговля России была незначительной), сколько одних производителей перед другими. Попытка взломать внутренний рынок за счет внедрения  мощного корпоративного еврейского капитала (после раздела Польши Российской империи достались территории, на которых плотность еврейского населения  была самой высокой в Европе) была осуществлена отнюдь не экономическими методами: введением черты еврейской оседлости, внутри которой был установлен свой торговый тариф и система налогообложения.

Павел I одно время был  в дружеских отношениях с консулом Французской республики Наполеоном Бонопартом и в 1797 году ввел очень высокий тариф на торговлю с Англией, в 1800 году - сделал его еще более высоким. Обороты на рынке корабельного леса резко упали, англичане несли значительные убытки. Положение было исправлено лишь после смещения императора Павла I и воцарения Александра I: внешнеполитический курс России изменился и, соответственно, изменилось и тарифное регулирование: в 1801 году последовало значительное снижение торговых тарифов с Англией - давним торговым партнером России, одним из ведущих потребителей российского зерна на мировом рынке ого времени. Но ненадолго.

Вскоре, после поражения  России в битве при Аустерлиц, в составе антинаполеоновской коалиции, была вынуждена присоединиться к французской континентальной блокаде Великобритании (Тильзитский мир 1807 года) и не ввозить зерно бывшей союзнице и торговому партнеру. Три года Александру I удавалось лавировать с торговыми тарифами, император Наполеон Бонапарт понуждал Россию придерживаться условий Тильзитского мирного договора на Эрфуртской встрече (1808), в 1810 году были приняты строго запретительные тарифы. Лишь после окончания заграничных походов и свержения Наполеона Бонопарта в 1815 году, после итоговой конвенции Венского конгресса, российские таможенные тарифы были приведены в соответствие с довоенными тарифами.

Таким образом, пример изменений  таможенно-тарифного регулирования  эпохи наполеоновских войн наглядно показывает, каким образом внешняя  политика (участие в коалициях, проигрыши  и победы), влияют на изменение таможенных тарифов.

Рассмотрим, как проведение финансовых реформ влияло на становление  тарифов.

К 20-30-м годам XIX века относится  и первая в России «финансовая  революция», известная также как  реформа Е.Ф. Канкрина. Егор Францевич Канкрин, министр финансов Александра I и Николая I, восстановил финансовую систему страны после войны с Наполеоном, ввел серебряное денежное обращение, наконец, ввел протекционистский тариф, направленный на развитие собственной промышленности внутри страны. К сожалению, помимо вывоза зерна, наиболее экономически прибыльной промышленностью в то время было винокурение, и поощрение этой деятельности оказалось «палкой о двух концах». С одной стороны, бюджет регулярно пополнялся за счет алкогольного акциза, но с другой - не позволяло правительству обратить внимание на более перспективные в плане импорта виды продукции, например, металлопрокат. Тем не менее, доходы от политики протекционизма обращались в бюджет, что позволило уйти от дефицита уже через год после назначения Канкрина на эту должность, в 1824 году.

Другой приметой второй четверти XIX стало вовлечение окраинных территорий Российской империи в сферу внешнеторговой деятельности и установление для  них своих таможенных тарифов. Можно  сказать, что в 20-е годы XIX века Россия училась использовать торговые и  таможенные тарифы для развития окраинных  территорий. Речь идет о введении системы  «порто-франко» в Одессе, что позволило  настолько продвинуть развитие территории, что Одесса уже к концу 20-х годов  была четвертым по величине городом  Империи после Москвы, Петербурга и Варшавы. Впоследствии этот же опыт был использован во Владивостоке.

До Крымской войны вся  российская внешняя торговля разделялась  на два пространства: Европейская  и Американская. В европейской  торговле вся тарифная политика осуществлялась Министерством финансов по согласованию с различными заинтересованными  ведомствами.

Американская торговля велась Российско-Американской компанией, ставшей  ко времени своего расцвета в 30-х  годах XIX в. крупнейшей корпорацией  мира. Российско-Американской компания не была государством, поэтому не устанавливала  тарифов. Она очень гибко вела целевую политику в зависимости  от спроса на главный товар - пушнину. Однако отсутствие долговременной политики развития и устраненность государства от управления компанией привели ее к краху после почти 60 лет существования. После чего вся российско-американская торговля замерла почти на сорок лет.

После Крымской войны тарифная политика России была направлена, прежде всего, на защиту собственного производителя, по сути говоря - рынка труда. Очень высокими пошлинами облагались товары идентичные тем, которые производились в самой России, тарифом пониже - те, которые не могли составить реальной конкуренции произведенным в стране. Политика потерпела крах: реально Россия ни в чем соперничать с Европой не могла.

Поэтому таможенный тариф 1868 года был выстроен по другому принципу: уменьшены пошлины по 152 статьям, уравнены пошлины по морской и  сухопутной границам. Наименьшей пошлиной на ввоз облагалось сырье, наивысшей - готовых фабрикатов. Однако и эта политика не дала ожидаемого результата: уже с середины семидесятых Россия опять возвращается к протекционизму. С 1877 года таможенные пошлины начали взимать золотой валютой, что сразу увеличило их номинальную стоимость на 25%. До 1891 года все таможенные пошлины были направлены на поддержание развития собственной индустрии, таможенная политика была на особом контроле у Александра III.

Новые принципы тарифной политики были закреплены в Государственном  тарифе 1891 года, предоставленном Министерством  финансов. Этот тариф соединял, систематизировал все положительно себя зарекомендовавшие  изменения предшествующих лет и  был нацелен на поддержание тех  отраслей промышленности, которым существовавшей поддержки было недостаточно: в первую очередь торговому мореплаванию, сельскому хозяйству и металлургии. Так, пошлины на ввозимые сельскохозяйственные машины были снижены до минимальных, - и через два года Россия стала  самым крупным импортером немецких косилок и паровых молотилок.

К 90-м годам XIX в. относится  радикальное изменение российской тарифной политики, выразившееся в  принятии двойного конвекционного тарифа. До 1890 года таможенный тариф России носил вполне автономный характер: однородные иностранные товары, привозимые в Россию, облагались одинаковыми  пошлинами, независимо от страны-производителя. В то же время таможенная борьба западноевропейских государств привела к системе двойного конвекционного тарифа: договаривающиеся стороны делали взаимные уступки в пошлинах на товары, в получении или сбыте которых они были заинтересованы. Такие договоры были заключены между Германией, Австро-Венгрией, Италией, Швейцарией и Бельгией и вступили в действие с февраля 1892 года. В среднем пошлины были повышены на 30% и с 20 июля 1893 года был установлен двойной таможенный тариф: общий для стран, благоприятствующих нам, и повышенный - для прочих. Первый торговый договор на конвекционных началах был заключен с Францией. Основным его положением было обоюдное пользование правом благоприятствующей нации во всем, что касается ввоза, вывоза, транзита и прочее. Кроме того, обе стороны обязались не допускать в пользу фабрикатов третьего государства никаких льгот, которые не были бы распространены на произведения договаривающейся стороны. На основании этого договора Франция понизила пошлины на керосин на 50%, открыв тем самым французский рынок для русских нефтепродуктов. Впоследствии такие же договора были заключены с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией, Данией, Португалией, Сербией, Японией, Тунисом, но не с США, Англией и Турцией.

Первым русским теоретиком тарифной политики был Сергей Юльевич  Витте математик по образованию, начинавший карьеру билетным кассиром, а закончивший ее Председателем  Совета Министров Российской империи. Именно он написал в 80-е годы XIX в. книгу «Принципы железнодорожных  тарифов», которая выдержала четыре издания только при жизни автора и была переведена на 6 языков. Принципы, описанные в этой книге, Витте  пришлось применить на практике во время российско-германской «таможенной  войны из-за 10 копеек с пуда». В  течение года 1893-94 годов Германия пыталась изменить русские тарифы на хлебную торговлю и совсем снять  тарифы на поставки сельхозмашин. Ни того, ни другого Витте сделать не дал, и в 1894 году был подписан взаимовыгодный договор между Россией и Германией.

После Октябрьской революции  новая власть также придавала  значение регулированию таможенных тарифов. 19 декабря 1928 г. был принят Таможенный кодекс Союза ССР, в соответствии с которым главной задачей  таможен стал «фактический контроль за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли» (ст. 2). Обеспечение фискальных интересов (т.е. взимание пошлин и таможенных сборов) рассматривалось законодателем как дополнительная, второстепенная функция.

Информация о работе Таможенные тарифы, как инструмент внешнеторговой политики государств стран-участниц Таможенного союза