Таможенные тарифы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:33, реферат

Краткое описание

Нормативный документ, содержащий систематизированный перечень товаров с указанием ставок таможенных пошлин, взимаемых при перемещении товаров через границу, называется таможенным тарифом. Он состоит из:
 таможенных пошлин, их ставок и видов;
 системы группировки товаров;
таможенной стоимости товаров и методов её определения

Содержание

Содержание
Таможенные тарифы и пошлины………………………………………………...3
Уровень таможенного обложения. Тарифная эскалация……………………….8
Экономическая роль тарифов. Неоклассическая концепция………………….11
Оптимальный тариф………………………………………………………….......15
Аргументы против тарифов……………………………………………………...17
Аргументы в защиту тарифов…………………………………………………...19
Михаил Фрадков дал таможне добро…………………………………………...23
Список используемой литературы……………………………………………....25

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенные тарифы.docx

— 78.41 Кб (Скачать файл)

Таким образом, роль таможенного тарифа в регулировании внешнеторговых товарных потоков определяется не только абсолютной величиной пошлины на отдельно взятый товар, но и соотношением ставок пошлин на товары, отличающиеся степенью переработки. Если в тарифе нет пошлины на сырье или она небольшая, то пошлина на готовое изделие, по существу, приходится на добавленную стоимость. В результате степень протекционизма фактически повышаётся.

В качестве иллюстрации можно привести следующий конкретный пример. Допустим, сырье ввозится беспошлинно, а на полуфабрикат из него установлена пошлина в 5%. Тогда импортер, закупивший этот полуфабрикат на 100 евро, уплачивает пошлину в 5 евро. Если стоимость сырья в данном полуфабрикате составляет 50 евро, т.е. половину, то указанная выше пошлина фактически относится лишь к добавленной стоимости в 50 евро. Последнее означает, что пошлина на рассматриваемый полуфабрикат достигает 10% (5 евро от 50 евро) или вдвое превышает ставку в тарифе.

На основании  вышеизложенною можно сделать заключение что уровень таможенного обложения сырья существенно влияет на конкурентоспособность соответствующею полуфабриката и конечного готового изделия. Снижение пошлин на менее обработанные товары в большей степени, чем на обработанные ведет к усилению тарифной защиты соответствующих рынков готовых изделий. Наконец, чтобы увеличить таможенно-тарифный барьер, не обязательно повышать ставку пошлины на данную обработанную продукцию — этого можно достичь и путем снижения пошлины на соответствующие полуфабрикат или сырье.

Таким образом, величина действительной ставки таможенной защиты оказывается тем больше, чем  выше разница между величинами пошлин на готовое изделие и сырье  и чем большая доля сырья входит в готовое изделие. Уровень действительной (или эффективной) тарифной защиты (уровень эффективного протекционизма) может определяться по формуле, наиболее часто используемой в исследованиях ЮНКТАД:

Z =

где Z — эффективная ставка пошлины; t — номинальная ставка пошлины на готовую продукцию; s — номинальная ставка пошлины на сырье; m, V — коэффициенты, показывающие долю стоимости сырья в цене товара (m) и долю стоимости, добавленной в процессе обработки (V).

Из формулы следует, что уровень защиты повышается не только по мере увеличения разницы в величинах пошлин на сырье и готовые изделия, но и по мере понижения степени обработки, т. е. уменьшения добавленной стоимости. Такая практика оказывается особенно дискриминационной по отношению к развивающимся странам, стремящимся к постепенному повышению степени обработки, вывозимого сырья, облагораживанию своего экспорта.

 

Экономическая роль тарифов. Неоклассическая концепция

Рассмотрим  схематично влияние изменения импортных  пошлин на ценообразование в стране (рис. 1). При этом будем полагать следующие допущения: 1) пошлина взимается с товара, пересекающего национальную границу; 2) вкусы, доходы и привычки потребителей не меняются; 3) технологические нововведения не учитываются; 4) тарифы на сырье, используемое для производства товара, отсутствуют; 5) не учитываются транспортные расходы; 6) изменение спроса на импортные товары не приводит к изменениям мировых цен.

В нашем  примере иностранный поставщик готов поставлять любое количество товара по фиксируемой цене, т. е. полностью удовлетворять потребности данной страны. На рис. 1 линия DD1 обозначает изменение величины потребления товара в зависимости от вариации ее цены; линия SS1, показывает количество производимых национальной товаров, изменяющихся в зависимости от вариации цен.

 

Цена товара




Рис. 1. Влияние  импортной пошлины на экономику  страны

 

Рассмотрим  зависимость «цена товара — количество товара.

До начала торговли. Страна производит количество товара Q3 и цена товара составляет Р3 (точка А)

При Свободной Торговле. Страна открывается мировой торговле. При этом мировая цена на товар Р1 оказывается ниже, чем ее внутренняя цена Р3. Равенство спроса и предложения в условиях свободной торговли будет достигнуто в точке D1, в которой объем спроса на товар составил Q5. При цене Р1 из общего количества потребляемого товара 0Q5 на долю местного производителя приходится величина 0Q1, в то время как на долю иностранного поставщика — величина Q1Q5.

После введения тарифа. Введен дополнительный импортный тариф Т, повышающий цену товара до уровня Р2. Кривая совокупного предложения перемещает вверх на величину введенного тарифа. При новом уровне предложения равенство внутреннего спроса и совокупного предложения достигается в точке D2, в которой под защитой импортного тарифа внутреннее производство увеличивается на Q1Q2, а внутреннее потребление падает на Q4Q5.

Импорт сокращается с Q1Q5 до Q2Q4. В результате введения тарифа произошло сокращение внутреннего потребления и увеличение внутреннего производства товара, что привело к сокращению импорта.

Площадь прямоугольника Р1Р2D2L, будет определять величину потерь или дополнительных расходов, понесенных потребителями в связи с общим увеличением цен товаров. Эта сумма включает дополнительные прибыли, полученные, национальными производителями (четырехугольник «а»), и потери общества, возникающие в связи с тем, что в производство вовлекаются новые, менее эффективные факторы, использование которых стало возможным благодаря протекционистской политике правительства (треугольник «б»). Треугольник «d» показывает потери, возникающие в связи е уходом с рынка части иностранных производителей, а прямоугольник «с» — величину выигрыша лиц, получающих средства от сбора налогов.

В теоретическом  плане экономисты классической школы допускают возможность установления «оптимального» таможенного тарифа. Суть сводится к следующему: если страна достаточно велика, то она в состоянии обеспечить снижение цен на импортируемые товары за счет сокращения на них спроса. В этом случае она может ввести таможенный тариф с целью улучшения условий торговли, т.е. заставить иностранных поставщиков снизить цены. Такая ситуация свойственна для ряда сельскохозяйственных товаров, обладающих низким уровнем эластичности потребления, при этом производство и потребление их сконцентрированы в нескольких местах.

После введения дополнительного налога (импортной пошлины) поставщик, опасаясь потерять большой экспортный рынок, может пойти на снижение цены, превышающее величину вводимого налога.

Такое явление  называется «парадоксом Мецлера. Графически он представлен на рис. 2.

Цена товара




Рис. 2. Влияние импортной пошлины на экономику страны — «парадокс Мецлера»

 

На графике  линия W обозначает динамику предложения товара на мировом рынке до момента введения таможенного тарифа; линия — тенденцию предложения на рынке к моменту установления тарифа Т, когда поставщики, опасаясь потерять рынки, снизили цену на величину Р1Р3, превышающую величину тарифа T; линия — предложение товара на рынке после установления тарифа. Параметры Q1, Q2, Q3 показывают соответствующее количество приобретенного товара, а линия D — потребность в импортном товаре, изменяющаяся в зависимости от цены. Как видно из графика, при снижении цен объем расходов потребителей в связке с общим увеличением поставок с (Q1 до Q2 будет определяться площадью прямоугольника P2D2Q20 вместо величины, равной площади P3D1Q10, а выгода для потребителей составит сумму четырехугольника «а» и треугольников «b» и «с».

Обязательным  условием, при котором экспортеры оказываются готовыми пойти на такое  снижение цены, выступает большая  величина потребления в импортирующей  стране или странах, вводящих новые  таможенные пошлины. В качестве примера возникновения «парадокса Мецлера» могут служить поставки какао из Ганы в 1960г. и масла из Новой Зеландии в начале 70-х гг. в Великобританию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оптимальный тариф

Положительный экономический эффект после введения тарифа для экономики страны возникает, если прибыль от улучшения условий торговли перекроет потери, возникающие из-за необходимости увеличивать менее эффективное внутреннее производство товаров из-за сокращения внутреннего потребления. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще, сделав экспорт товара в данную страну невыгодным для иностранных поставщиков. Отсюда возникает задача нахождения оптимального уровня тарифа (рис. 3.).

Экономическое благосостояние страны




Рис. 3. Оценка оптимального тарифа

Оптимальная ставка тарифа — уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

При невысоком  номинальном уровне тарифа на импорт товара большой страной существует возможность нахождения его оптимальной ставки. При отсутствии тарифа (Т = 0) экономическое благосостояние страны находится на уровне Е2. Максимальное положительное воздействиё тарифа на экономическое благосостояние достигается при оптимальном уровне тарифа Т1, при котором за счет превышения выигрыша от улучшения условий торговли над потерями от введения тарифа экономическое благосостояние возрастает до уровня Е3. Затем по мере увеличения ставки тарифа экономические потери начинают все более перекрывать получаемый выигрыш до тех пор, пока уровень тарифа не станет настолько высоким или запретительным (Т2), что импорт товара в страну потеряет экономический смысл. Из-за отсутствия более дешевого импорта экономическое благосостояние страны упадет на уровень Е1. Дальнейшее увеличение ставки тарифа уже никакие сможет сказаться на экономическом благосостоянии, поскольку импорта просто не будет.

Оптимальный тариф имеет следующие основные черты, которые необходимо учитывать  при осуществлении государственной внешнеэкономической политики:

  • ставка оптимального тарифа всегда положительна и находится в промежутке между нулем и запретительной ставкой тарифа;
  • ставка оптимального тарифа всегда относительно невелика. Расчеты при предпосылке линейного характера функций спроса и предложения показывают, что для большой страны выигрыш от улучшений условий торговли перевешивает возникающие экономические потери только в случае, если ставка импортного тарифа относительно невелика и если как можно большая часть его перекладывается на иностранных поставщиков за счет снижения мировой цены на импортный товар;
  • ставка оптимального тарифа обратна эластичности, импорта. Чем ниже эластичность импорта по цене, тем выше ставка оптимального тарифа. Чем выше эластичность импорта по цене, тем ниже ставка оптимального тарифа. В экстремальном случае при бесконечно большой эластичности импорта оптимальный тариф равен нулю, т. е. его просто не нужно вводить;
  • оптимальный тариф ведет к экономическому выигрышу одной страны, но к потерям международной экономики в целом, поскольку является лишь перераспределением доходов от одной страны к другой. Мировое хозяйство несет потери из-за необходимости развития менее эффективного по сравнению с зарубежным внутреннего производства и из-за сокращения внутреннего потребления во всех странах.

Аргументы против тарифов

Исторически основной спор между сторонниками и противниками протекционизма концентрировался на обсуждении аргументов «за» и «против» использования тарифов как средства экономической политики. Аргументы, традиционно приводимые сторонниками и противниками тарифов, используются в тех или иных вариантах практически во всех странах, включая Россию.

Противники тарифов строят свою аргументацию на следующем:

  • тарифы замедляют экономический рост. Анализ показывает, что экономическое благосостояние малой страны (страна считается малой, если изменение спроса с ее стороны на импортные товары не приводит к изменению мировых цен) снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного: когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа;
  • одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли.

Торговые партнеры страны, применившей  в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта. События могут развиваться по схеме «действие — противодействие» до тех пор, пока отрицательные экономические последствия от сокращения торговли будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов;

  • тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну.
  • тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, нона становится менее конкурентоспособной на мировых рынках. Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения;
  • тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих конкурирующие с импортом товары, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях. Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей заработной платы. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные сектора производства тоже поднимут заработную плату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

Информация о работе Таможенные тарифы