Таможенные режимы как административно-правовой регулятор внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:27, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования состоит в изучении таможенных режимов как института таможенного права, выявлении наиболее используемых видов таможенных режимов и рассмотрение возможностей оптимизации их количества.
Исходя из этой цели были поставлены следующие основные задачи дипломной работы :
раскрыть теоретические основы и природу административно-правовых режимов;
исследовать таможенные режимы как разновидности административно-правовых режимов

Содержание

Введение
3
Глава 1 Административно-правовые режимы как институт административного права.
6
Административные режимы, общая характеристика
6
Таможенный режим как вид административно-правового режима
26
Глава 2 Таможенные режимы
33
2.1 Основные таможенные режимы
33
2.2 Таможенные режимы переработки
51
2.3 Специальные таможенные режимы
57
2.4 Иные таможенные режимы
68
Заключение
74
Список литературы
77

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенные режимы переработки.doc

— 368.00 Кб (Скачать файл)

Данный режим обеспечивает загрузку транспортных артерий страны, а также формирование внутренней добавленной стоимости за счет перевозки товаров Его стимулирующие влияние на развитие транспорта и соответствующей инфраструктуры достигается путем освобождение лиц от уплаты таможенных пошлин и налогов при его осуществлении. При этом перспективы режима транзита во многом зависят от грамотного законодательного подхода в этом вопросе, обеспечивающем баланс интересов государства и участников ВЭД. Мы предлагаем развитие систему обеспечения исполнения обязательств по данному режиму, которая включала бы в себя  активное использование таких способов как:

  • залог – имущественный или денежный, в последнем случае средства должны депонироваться на счетах Казначейства;
  • поручительства – обязательство третьего лица (поручителя) взять на себя ответственность за неисполнение лицом, помещающим товар под режим транзита, обязательств по данному режиму;
  • неустойка, включающая в себя штрафы и пени за несоблюдение условий таможенного режима.

Так же целесообразным представляется разработка стандартизированных транспортных маршрутов, позволяющих упорядочить движение транзитных грузов по территории РФ и одновременно улучшить контроль за их перемещением.

Временный ввоз (вывоз)

Временный ввоз (вывоз) товаров — таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения (ст. 68 ТК РФ).

Режим временного  ввоза (вывоза) товаров регулируется главой 11 ТК РФ, а также нормативными актами ГТК : Указанием от 25 апреля 1994 года №01-12/328 «О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза)»47, Указанием от 28 февраля 1995 года №01-13/2863 «О таможенном оформлении товаров, помещенных под таможенный режим ввоза (вывоза)»48, Порядком уплаты таможенных пошлин при частичном освобождении от уплаты таможенных платежей, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров от 22 августа 1995 года «01-20/1192749 и др.

Данный таможенный  режим предоставляется на  основе  разрешения  таможенного  органа  Российской Федерации,  оформляемого  в  установленном  порядке,  причем согласно ч. 2 ст. 70 ТК эти органы не  вправе предоставлять разрешение,  если  отсутствует возможность  обеспечения надежной   идентификации   временно ввозимых   (вывозимых) товаров.    В  случаях,  определяемых   ГТК  России,   данный  режим допускается  только  при  предоставлении  обязательства  об обратном  вывозе  (ввозе)  и  обеспечении  уплаты  таможенных платежей (ч. 1  ст. 69  ТК). Во  всех других  случаях в соответствии с  ч. 1  ст. 68  ТК пользование  временно ввезенными   (вывезенными)   товарами  на   таможенной  территории  Российской  Федерации  или  за  ее  пределами допускается  с  полным  или  частичным  освобождением  от  таможенных  пошлин,  налогов  и  без  применения  мер  экономической политики. Вместе  с  тем  ГТК  предоставлено право  определять категории  товаров, которые  не могут  ввозиться (вывозиться) временно (ч. 2 ст. 69 ТК).

Сроки временного ввоза (вывоза) товаров не могут быть больше двух лет, однако ГТК РФ имеет право для отдельных категорий товаров устанавливать более короткие или, наоборот, более продолжительные сроки временного ввоза (вывоза) товаров.

Рассматриваемый таможенный режим чаще всего заявляют при ввозе/вывозе выставочных экспонатов, рекламных материалов, многооборотной тары, транспорта, осуществляющего международные перевозки, оборудования для научно-исследовательских или учебных целей, если их использование носит разовый характер и не имеет смысла помещать их под режим выпуска для свободного обращения.

ГТК РФ устанавливает перечень категорий товаров, помещение которых под таможенный режим временного ввоза/вывоза не допускается. К ним относятся: — расходуемые материалы и образцы; — пищевые продукты, напитки, включая алкогольные, табачные изделия, за исключением случаев временного ввоза (вывоза) в рекламных или демонстрационных целях в единичных экземплярах;

  • квотируемые товары, предназначенные для вывоза;
  • промышленные отходы.

Также устанавливается перечень товаров, помещаемых под режим временного ввоза {вывоза), с полным освобождением от таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов. Полное освобождение от таможенной пошлины и налогов возможно на срок не более 1 года.

При частичном освобождении за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается три процента от суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если товары были выпущены для свободного обращения.

В день истечения установленных сроков невозвращенные временно ввезенные (вывезенные) товары должны быть заявлены к иному таможенному режиму, либо помещены на склады временного хранения, учрежденные таможенными органами(ст. 73 ТК РФ).

Если  временно  вывезенные  товары  не возвращены  в установленный  срок  по  причине  их уничтожения  или безвозвратной  утраты  вследствие аварии  или  действия непреодолимой  силы,  образования  недостачи  в  силу естественного износа  или  убыли  при  нормальных  условиях  транспортировки  и  хранения  или  выбытия  из владения  вследствие неправомерных  действий  органов  или  должностных  лиц  иностранного  государства,  то  лицо,  осуществившее вывоз,  не несет ответственности   перед   таможенными   органами   Российской Федерации,  но  при  одном  обязательном  условии   -  каждая из  перечисленных  причин  невозвращения   товаров  подтверждена  консульскими   учреждениями  Российской   Федерации  за границей (ст. 74 ТК РФ).  И   в   заключение  характеристики   данного  таможенного режима следует отметить, что в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 72 ТК РФ  общая  сумма   таможенных  пошлин,   налогов,  взимаемых при  временном  ввозе (вывозе)  товаров с  частичным освобождением  от  уплаты  таможенных  пошлин,  налогов,  не  должна превышать   суммы   таможенных   пошлин,   налогов,   которые подлежали бы  уплате на  момент ввоза  (вывоза), если  бы товары  были  выпущены  для свободного  обращения   или  вывезены  в  соответствии  с   таможенным  режимом   экспорта.  В случае, если указанные  суммы станут  равными, то  товар считается   выпущенным  для   свободного  обращения   или  вывезенным   в  соответствии   с  таможенным   режимом  экспорта, однако  при  одном  условии  -  в  отношении этого  товара не применяются меры экономической политики.

В отношении режима временного ввоза рекомендуется  предусмотреть возможность полного освобождения от таможенных платежей и не устанавливать жесткого требования о сроках вывоза иностранных товаров, которые используются на инвестиционных объектах. Действующая на сегодняшний день ограничение срока в один год зачастую не позволяет использовать данный режим для привлечения современных технологий.

 

    1. Таможенные режимы переработки

Российским таможенным законодательством предусмотрены три режима переработки товаров: — на таможенной территории; — под таможенным контролем; — вне таможенной территории.

Таможенные режимы переработки регулируются главами 9, 10, 13 ТК РФ, а также значительным числом ведомственных актов ГТК, в числе которых  следует назвать указание «О применении таможенных режимов переработки» от 6 апреля 1994 года50, указание «О некоторых вопросах таможенного оформления товаров, вывозимых (ввозимых  на таможенную территорию Российской Федерации» от 5 августа 1994 года51, Временное положение «О порядке ввоза в РФ иностранных товаров и вывозу российских товаров за границу для переработки, а также товаров по соглашению о международной кооперации производства», утвержденное совместно МВЭС РФ И ГТК (соответственно 4 марта 1992 года и 7 марта 19992 года), и др.

Переработка товаров на таможенной территории — таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации (ст. 58  ТК РФ).

   Согласно  ст.  59  ТК  РФ операции по  переработке  включают:     изготовление  товара,  включая  монтаж, сборку  и подгонку под другие товары;     собственно переработку и обработку  товаров;  ремонт товаров, включая их восстановление и приведение в порядок;   использование   некоторых  товаров,   содействующих  производству продуктов переработки  или облегчают  его, причем эти товары могут быть полностью потреблены  в процессе производства.    ГТК по  согласованию  с  Минэкономики  России  может вносить  ограничения  и устанавливать  условия проведения операций  по переработке  товаров, включая  возможность и порядок использования российских товаров. Так, в соответствии со ст. 62 ТК РФ таможенные органы  могут устанавливать обязательное  количество  выхода продуктов  переработки, образующихся в результате переработки товаров.  Переработка  товаров   должна  производиться   в  сроки, устанавливаемые  таможенным   органом  в   порядке,  определяемом  ГТК  России.  Длительность  сроков  основывается  на экономически    оправданной    продолжительности    процесса переработки  товаров  и  распоряжения  продуктами  их  переработки (ст. 64 ТК РФ).   Переработку  товаров  на  таможенной   территории  могут производить  только  российские  лица при  наличии лицензий, выдаваемых  таможенными  органами  России  в   порядке,  определяемом  ГТК России  (ст. 60  ТК РФ). Лицензия  выдается при условии, что:  ввезенные   товары  могут   быть  идентифицированы   в  продуктах переработки, за исключением случаев, определяемых ТК РФ; переработка   способствует   вывозу   продуктов   переработки,  либо  использованию  производственных мощностей  в Российской Федерации;     выполнены   иные   требования   по    обеспечению   соблюдения  законодательства  Российской  Федерации   о  таможенном деле, которые могут устанавливаться ТК РФ.  Лицензия  на  переработку  товаров  на  таможенной  территории  может быть  аннулирована, если  она была  выдана на основе  неполных  или  недостоверных  сведений,  имевших существенное значение для  принятия решения  о ее  выдаче либо если она не  могла быть  выдана на основании установленного порядка.     Лицензия  также  может быть  отозвана, если  ее владелец не  соблюдает  вышеизложенных  требований,  либо   если  лицензия  более не  соответствует экономической  политике Российской Федерации.                                          

Переработка товаров под таможенным контролем — таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещения продуктов переработки под другой таможенный режим (ст.65 ТК РФ). Согласно  ст.  67  ТК РФ переработка  товаров  под таможенным  контролем  не  может  использоваться  для  уклонения от соблюдения  мер  экономической  политики  и  правил  определения страны происхождения товаров.   ГТК  России  может  устанавливать  случаи,  когда использование  таможенного  режима  переработки  товаров  под  таможенным контролем не допускается (ч. 2 ст. 67 ТК РФ).      

При помещении товаров под режим переработки под таможенным контролем платежи на депозит таможенного органа не перечисляются. Однако разрешение на помещение под этот режим дается при выполнении ряда условий:

— переработка осуществляется предприятием, ввозящим товары для переработки;

— это предприятие обладает статусом юридического лица; — операции по переработке производятся в соответствии с обычным технологическим процессом предприятия; — ввозимые товары не могут быть подакцизными; — срок переработки не превышает полугода и т.д. Перечень условий состоит из II пунктов. Этот режим используется, например, в случае, когда предприятие осуществляет ремонт ранее вывезенной за границу техники; он может применяться предприятиями, экспортирующими товары, собранные на территории РФ из импортных комплектующих.

В отдельных случаях необходима лицензия соответствующего органа при помещении ряда товаров под режим переработки под таможенным контролем. Это касается урановых и торцевых руд и концентратов, изотопов драгоценных металлов, товаров двойного назначения.

Особый порядок существует при переработке товаров, содержащих драгоценные металлы, драгоценные камни и янтарь.

Переработка товаров вне таможенной территории — таможенный режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (ст. 87 ТК РФ).

Согласно  ст.  88  ТК РФ при  переработке товаров  вне таможенной  территории  могут  применяться  все  операции,  применяемые  при  переработке  товаров  на  таможенной территории (они конкретизированы в ст. 59 ТК РФ).   Представляется,  что  с  правовой  точки  зрения редакция ст. 88 ТК РФ является неконкретной, т. к. распространяет действие  российского  национального  законодательства  на территории,  не находящиеся  под  юрисдикцией  Российской  Федерации52.  Очевидно,  что  лица, производящие  переработку российских   товаров   вне  таможенной   территории  Российской Федерации,  при  выборе  конкретных  операций   должны  также  руководствоваться (прежде  всего с  точки зрения  их допустимости)  положениями  таможенного  законодательства того государства,  на  территории  которого  будет осуществляться переработка.                                                    Таможенный   режим   переработки   вне   таможенной  территории  представляется  российским  лицам  по  лицензии таможенного органа России.  Указанная  лицензия  в  соответствии  со  ст. 90  ТК РФ выдается  при  следующих  условиях:

  • таможенный   орган  считает   возможным  установить, что  продукты  переработки  образовались в  результате переработки вывезенных товаров;
  • если переработка товаров вне таможенной территории не наносит серьезного ущерба интересам российской экономики.  

  Порядок выдачи лицензий  определяется ГТК России. Лицензия  аннулируется, если она была выдана  на основе неполных  или  недостоверных сведений,  имеющих существенное значение для принятия решения о  ее выдаче,  либо если она не могла быть выдана на основе установленного порядка.     Лицензия отзывается, если  она более  не соответствует экономической  политике  Российской  Федерации, либо  если ее  владелец  не  соблюдает  положений  ТК РФ,  относящихся к данному таможенному режиму.    В частности, согласно ст. 96  ТК РФ лицо,  получившее лицензию  на переработку  товаров вне  таможенной территории и не возвратившее товары либо  не осуществившее  ввоз продуктов их переработки  в установленные  сроки, несет ответственность  перед  таможенными  органами  России. Ответственность  не наступает  при уничтожении  или безвозвратной утрате товаров, либо продуктов переработки вследствие аварии или действия непреодолимой силы,  их недостачи  в силу естественного  износа  или  убыли при  нормальных условиях транспортировки и хранения,  а также  в случае  выбытия из владения  вследствие  неправомерных,  по  законодательству Российской  Федерации,  действий  органов  или должностных лиц  иностранного  государства.  Каждый  из  перечисленных фактов  должен  быть  подтвержден   консульскими  учреждениями Российской Федерации за границей. Таможенный  режим  переработки  товаров  вне  таможенной территории не может применяться:

 а) к  товарам, которые до вывоза  были выпущены в  свободное  обращение  с полным  освобождением  от  ввозных  таможенных  пошлин, налогов, до окончания пользования таким освобождением;

 б) если вывоз  товаров дает  основание требовать  возврата  ввозных таможенных пошлин, налогов, освобождения  от них  либо  получения  выплат,  предоставляемых  при  вывозе;

в)  в иных случаях,  определяемых  ГТК  по  согласованию с Минэкономики и Минфином России (ст. 89 ТК РФ). 

Не допускается выдавать лицензии на переработку вне таможенной территории, если в качестве продуктов переработки заявлены следующие товары: мебель; пиломатериалы; плиты древесностружечные и аналогичные плиты из древесины; спирт этиловый; алкогольные изделия; табачные изделия; пиво; продукты питания; кожа из шкур животных; изделия из натуральной и искусственной кожи, включая обувь; ювелирные изделия в связи с отсутствием возможности идентификации исходных товаров в продуктах переработки.

Информация о работе Таможенные режимы как административно-правовой регулятор внешнеэкономической деятельности