Таможенные платежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

В связи с развитием мирового хозяйства, международных экономических связей, увеличением экспорта и импорта, в странах появляются государственные учреждения, осуществляющие контроль за провозом грузов, в том числе багажа и почтовых отправлений, через границу. Такой орган получил название - таможня. Таможня осуществляет проверку грузов, взимает таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы, штрафы за нарушение таможенных постановлений; задерживает товары, запрещенные к ввозу и вывозу законодательством данной страны; организует временное хранение товаров, проходящих через границу; выполняет другие функции. Взимание таможенных платежей, их расчет, является важной и актуальной темой на сегодняшний день. Таможенные платежи играют важную роль для федерального бюджета, так как в полном объеме учитываются в его составе доходов в качестве налоговых (НДС, акцизы) и неналоговых (таможенные пошлины, таможенные сборы) доходов. Активное использование института таможенных платежей серьезно повышает их значимость для государства. Это позволяет им выполнять различные функции.
Цель данной курсовой работы - изучить порядок и

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 100.25 Кб (Скачать файл)

 

     За  исследуемый период (с 2000 по 2008 гг.) по данным таблицы 3 следует отметить, что показатели экспорта, превышают показатели импорта, это свидетельствует о положительном сальдо торгового баланса на протяжении всего исследуемого периода (данные представлены в таблице 3). Наглядно сальдо торгового баланса представлено на рисунке 1.

Таблица 4 - Структура внешнеторгового оборота по направлению потоков в %5

      Анализируя данные представленные в таблице 4, можно сказать, что в структуре внешнеторгового оборота, на протяжении всего периода, экспорт занимает большую часть, не смотря на то, что имеет тенденцию к снижению показателей

4,5Составлено автором по: [17].

     (Со странами Д.З. от 59,56% до 49,12%, т.е. с 2000 года по 2008 год показатели экспорта снизились на 10,44%), что связанно с увеличением показателей импорта (Со странами Д.З. от 30,43 % до 51,59, т.е. с 2000 года по 2008 год показатели увеличились на 21,16%), а также с тем, что рост данных показателей происходит значительно интенсивнее, чем показателей экспорта. Показатели экспорта со странами СНГ с 2000 года по 2008 год увеличились на 10,44% ,  что связано со снижением показателя импорта, с 2000 года по 2008 год снизился на 21,16%. 

Экспорт 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Со  странами ДЗ 86,61 85,4 85,29 84,67 83,76 86,5 85,96 85,08 85,08
Со  странами СНГ 13,39 14,6 14,71 15,33 16,24 13,5 14,04 14,92 14,92
Импорт 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Со  странами ДЗ 65,78 73,27 77,92 77,14 76,59 80,75 83,74 85,08 86,29
Со  странами СНГ 34,22 26,73 22,08 22,86 23,41 19,25 16,26 14,92 13,71
Внешнеторговый  оборот 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Со  странами ДЗ 81,46 81,82 83,06 82,41 81,65 84,83 85,26 85,08 85,52
Со  странами СНГ 18,54 18,18 16,94 17,59 18,35 15,17 14,74 14,92 14,48

Таблица 5 - Структура экспорта, импорта, оборота по группам стран, в % 6 

        За исследуемый  период (с 2000 по 2008 гг.) по данным таблицы 5 видно, что для стран дальнего зарубежья сохраняется та же тенденция (снижение показателей экспорта и увеличение показателей импорта), а для внешнеторгового оборота со странами СНГ, доля экспорта увеличивается от 13,39 % до 14, 92 % (за период с 2000 по 2008гг.), а доля импорта уменьшается с 34,22 % до 13, 71 %, за тот же период.

        

6Составлено автором по: [15]. 

        Также следует отметить, что большая часть экспорта и  импорта приходится на долю стран  дальнего зарубежья, предположительно из-за того, что в него входит большее  количество стран, чем в Содружество  Независимых Государств. Так, например, в 2000 году доля экспорта стран дальнего зарубежья составила 86,6%, а стран  СНГ - 13,4%. 

Таблица 6 - Абсолютные и средние показатели динамики по методологии платежного баланса; в фактически действовавших ценах, миллионов долларов США7

     
Экспорт 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Прирост за период % Среднегодовой прирост %
Всего - -3,1 6,7 27 47,9 59,8 59,8 51,3 115,4 364,8 56,2
Со  странами ДЗ - -3,9 5,6 22,2 38,9 56,7 50,1 41,0 98,2 308,8 47,1
Со  странами СНГ - 0,8 1,1 4,8 9,0 3,1 9,7 10,3 17,2 56,0 9,0
Импорт 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Прирост за период Среднегодовой прирост
Всего - 8,0 4,3 11,1 18,3 23,1 39,1 61,9 67,4 233,2 34,3
Со  странами ДЗ - 8,4 5,3 8,2 13,7 21,8 35,7 54,5 60,6 208,2 7,6
Со  странами СНГ - -0,4 -1,0 2,9 4,6 1,3 3,4 7,4 6,8 25,0 103,8
Внешнеторговый  оборот 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Прирост за период Среднегодовой прирост
Всего - 4,9 11,0 38,1 66,2 82,9 98,9 113,2 182,8 598,0 93,8
Со  странами ДЗ - 4,5 10,9 30,4 52,6 78,5 85,8 95,5 158,8 517,0 81,6
Со  странами СНГ - 0,4 0,1 7,7  13,6 4,4 13,1 17,7 24,0 81,0 12,2

 

      Из таблиц 6 видно, что экспорт на начало исследуемого периода составил 103,1 млрд. долларов США, абсолютный прирост за период составил 364,8 млрд. долларов США, среднегодовой абсолютный прирост составил 56,2 млрд. долларов США. Темп роста за период равен 453,8%, а среднегодовой темп роста - 120,8%.

7Составлено автором по: [15].

Таблица 7 - Относительные и средние показатели динамики (темп роста), %, по методологии платежного баланса; в фактически действовавших ценах; миллионов долларов США8

     
Экспорт 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008  за период Среднегодовой темп роста
Всего - 97,0 106,7 125,3 135,8 132,9 124,8 117,0 132,7 453,8 120,8
Со  странами ДЗ - 95,6 106,6 124,4 134,4  137 124 115,8 132,7 445,8 120,5
Со  странами СНГ - 105,8 107,5 130,6  143,9  110,5 129,8  124,3 132,7  505,9 122,5
Импорт 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008  за период Среднегодовой темп роста
Всего - 123,6 110,3 124 131,9 131 139,6 144,9 133,7 787,9 158,2
Со  странами ДЗ - 137,7 117,3 122,8 131 137,7  144,8 147,2  135,6  1033,5 168,0
Со  странами СНГ - 96,6 91,1  128,4 135,1  107,3 117,9 133,0 122,9 315,7 129,1
Внешнеторговый  оборот 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008  за период Среднегодовой темп роста
Всего - 103,6 107,8  124,9  134,7 132,2 129,1 125,8  133,1  536,5 123,4
Со  странами ДЗ - 104,0 109,4 123,9  133,4 137,4 129,7  125,5 133,8 563,2 124,1
Со  странами СНГ - 101,6 100,4 129,7 140,5 109,3 125,4 127,4 129,2 419,0 119,6

 

     По  данным таблиц 7 следует, что импорт на начало исследуемого периода составил 33,9 млрд. долларов США,      абсолютный прирост за период составил 233,2 млрд. долларов США, среднегодовой абсолютный прирост составил 34,3 млрд. долларов США. Темп роста за период равен 787,9%, среднегодовой темп роста - 158,2%.

     Проанализировав данные из таблиц 6 и 7, можно еще раз подтвердить, что показатели экспорта и импорта возрастают в рассматриваемый период.

         Экспорт и импорт, как со странами СНГ, так и со странами Дальнего Зарубежья  растет, но при этом объем экспорта выше объемов импорта, что говорит  о положительном сальдо торгового  баланса. Это очень благоприятная  тенденция для нашей экономики. При этом большая часть экспорта, импорта и внешнеторгового оборота  РФ приходится на страны дальнего зарубежья, и на конец периода (2008г.) показатели составили: 398,1 млрд. долл.

8 Составлено автором по: [15].

        США - экспорт; 230 млрд. долл. США - импорт. Рассматривая абсолютные, относительные и средние показатели динамики, отметим, экспорт на начало исследуемого периода составил 103,1 млрд. долларов США, абсолютный прирост за период составил 364,8 млрд. долларов США, среднегодовой абсолютный прирост составил 56,2 млрд. долларов США. Темп роста за период равен 453,8%, а среднегодовой темп роста - 120,8%. Импорт на начало исследуемого периода составил 33,9 млрд. долларов США, абсолютный прирост за период составил 233,2 млрд. долларов США, среднегодовой абсолютный прирост составил 34,3 млрд. долларов США. Темп роста за период равен 787,9%, среднегодовой темп роста - 158,2%. Что еще раз подтверждает увеличение показателей экспорта и импорта в исследуемый период. Внешняя торговля осуществляется в последнее время все менее активно, причем в большинстве случаев импорт преобладает над экспортом, в связи с чем на российском рынке появляется все больше товаров иностранного производства.

1.2 СУЩНОСТЬ  И ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ 

         Обязательный характер таможенных платежей основан на конституционной норме заложено ст.57 Конституции РФ, согласно которой любое лицо обязано платить законно установленные налоги и сборы. [1] В специальной литературе уже отмечалось, что «конституционные понятия «налог» и «сбор» служат своеобразными эталонами для всего массива нормативных актов о налогах и сборах», а так же и иных нормативных актов о фискальных платежах. Отсутствие в формулировке названной статьи Конституции РФ указаний на другие платежи, установление которых возможно отраслевым законодательством, например пошлин, не изменяет характера названных платежей, хотя и в значительной мере затрудняет применение к ним основного закона. Пункт 2 ст. 70 ТК ТС гласит, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено ТК ТС. В определениях таможенной пошлины, налогов и таможенных сборов, которые содержатся в законодательстве, также закрепляется обязательность каждого вида таможенных платежей заложено ст. 5 Закона о таможенном тарифе, ст.11 ТК, ст. 8 НК.

       Установление таможенных платежей  представляет собой сложный, с  позиции законотворческой техники,  процесс. Его суть заключается  в необходимости не просто  закрепить перечень таможенных  платежей, но и определить все  существенные элементы его состава:  плательщика, объект обложения,  базу, ставку, порядок исчисления, порядок  и сроки уплаты.  При установлении  таможенных платежей применяются  нормы как таможенного, так  и налогового законодательства. При этом перечень таможенных  платежей сдержится в ст. 70 ТК  ТС. Раздел 2 ТК ТС полностью посвящен  таможенным платежам. В нем закреплены  как общие положения, относящиеся  к таможенным платежам, так и  порядок их исчисления, уплаты, принудительного  взыскания и другие вопросы.  Юридический состав таможенных пошлин и сборов определяется таможенным законодательством. При этом решение отдельных вопросов, связанных с их установлением, входит в компетенцию Правительства РФ, в частности установление ставок таможенных пошлин и таможенных сборов за оформление, предоставление льгот и др. В то же время ряд существенных вопросов, связанных с установлением налогов, регламентирован нормами налогового законодательства. В НК закреплены налоговые ставки НДС и акцизов, перечень подакцизных товаров. В нем же подробно регламентирован порядок исчисления названных платежей, а также содержатся иные нормы, относящиеся к налогам, взимаемым в области таможенного дела. Как и в отношении внутригосударственных налогов, все элементы названных таможенных платежей устанавливаются законом.[5]

             В качестве объединяющего фактора  выступает то, что обязанность  по уплате таможенных платежей  продиктована совершением действий, направленных на перемещение  товаров через таможенную границу  Российской Федерации. Некоторые  особенности имеют таможенные  сборы, уплачиваемые за совершение  действий , непосредственно не связанных с фактом перемещения товаров через таможенную границу. Однако выполнение таможенными органами функций по таможенному оформлению, по таможенному сопровождению и хранению товаров направлено на обеспечение соблюдения положений российского законодательства, в соответствии с которым происходит ввоз (вывоз) товаров.

           Контроль за уплатой таможенных платежей осуществляют таможенные органы. В соответствии со ст. 6 ТК ТС названные органы выполняют функции по взиманию таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролю за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных платежей, принятию мер по их принудительному взысканию.

Информация о работе Таможенные платежи