Таможенные органы как субъекты таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том , что таможенные органы активно содействуют обеспечению экономической безопасности , под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам РФ в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
Глава 1 .ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.......................................................................
1.1 Понятия и общая характеристика субъектов таможенного права ........
1.2 Таможенные органы как субъекты таможенного права...........................
Глава 2.ОБЯЗАННОСТИ, ПРАВОМОЧИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ.................................................................................................
2.1 Ответственность таможенных органов и их должностных лиц..........
2.2 Правомочия и права таможенных органов............................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................................

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_33__33__33.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

 

Таможенные  органы обеспечивают решение следующих  основных задач3:

 

1) содействие реализации  единой торговой политики таможенного  союза;

 

2) обеспечение исполнения  таможенного законодательства таможенного  союза и иного законодательства  государств - участников таможенного  союза , контроль за исполнением  которого возложен на таможенные органы;

 

3) совершение таможенных  операций и проведение таможенного  контроля , в том числе в рамках  оказания взаимной административной  помощи;

4) взимание таможенных  платежей, а также специальных,  антидемпинговых и компенсационных  пошлин , контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

 

5) обеспечение  в  пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно- тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

 

6)обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

 

7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств - участников таможенного союза , жизни и здоровья человека , животного и растительного мира , окружающей среды;

 

8) выявление , предупреждение  и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза;

 

9) обеспечение защиты  прав интеллектуальной собственности  на таможенной территории таможенного  союза в пределах своей компетенции;

 

10) ведение таможенной статистики.

 

         Законодательством государств - участников  таможенного союза могут быть  установлены и иные задачи, решаемые  таможенными органами. Система таможенных органов Российской Федерации , их права , обязанности и ответственность ,а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются главой  2 ФЗ " О таможенном регулировании в РФ "

 

Система таможенных органов.

 

Таможенными органами являются:

 

1) федеральный орган  исполнительной власти , уполномоченный  в области таможенного дела( в настоящее время Федеральная таможенная служба(ФТС) РФ;

2) региональные таможенные управления(РТУ);

3) таможни;

4) таможенные посты

 

 В систему таможенных  органов входят  и иные, не являющиеся  правоохранительными органами учреждения , образовательные учреждения высшего профессионального и дополнительного образования, учреждения здравоохранения, печатные издания , информационно-вычислительные центры и другие учреждения, а также государственные унитарные предприятия , деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

 

Принципы деятельности таможенных органов :

 

Деятельность таможенных органов основана  на принципах:

 

1) законности;

2) равенства лиц перед  законом, уважения и соблюдения  их прав и свобод;

3) единства системы таможенных органов и централизованного руководства;

4) профессионализма и  компетентности должностных лиц таможенных органов;

5) ясности, предсказуемости,  гласности действий должностных  лиц таможенных органов,  при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, в таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле ;

6) единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;

7) недопущения возложения  на участников внешнеэкономической   деятельности, лиц, осуществляющих  деятельность в сфере таможенного  дела , перевозчиков  и других  лиц чрезмерных и не оправданных издержек при осуществлении полномочий в области  таможенного дела;

8) совершенствования  таможенного контроля, применения  современных информационных технологий , внедрения  прогрессивных методов   таможенного администрирования  , в том числе на основе общепризнанных международных  стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в  иностранных государствах - торговых партнерах Российской Федерации. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц за неправомерные решения, действия(бездействия) должностные лица  таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

1.2 Таможенные  органы как субъекты таможенного права

 

Таможенные органы и  их место в системе государственных  органов Российской Федерации и  система таможенных органов 
Для реализации всего комплекса мероприятий, составляющих таможенное дело (взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и т.д.), создаются таможенные органы, составляющие единую систему, в которую входят:

 
-ГТК России;

- региональные таможенные управления;

-таможни;  
-таможенные посты.

 

Таможенные органы составляют единую централизованную систему. 
 
Единство системы таможенных органов обусловлено единством цели и задач таможенных органов (ст. 1 ТК РФ), единством таможенной территории (п. 1 ст. 2 ТК РФ), а также единством выполняемых функций (ст. 403 ТК РФ). 
 
Система таможенных органов представляет собою совокупность государственных органов, построенную иерархически в соответствии с их компетенцией. Возглавляет систему таможенных органов, объединяет и направляет их деятельность Государственный таможенный комитет (ГТК России). 
 
Нижестоящие таможенные органы подчиняются вышестоящим. В свою очередь, вышестоящие таможенные органы направляют и контролируют деятельность нижестоящих. Решения вышестоящих таможенных органов обязательны для нижестоящих. При этом единое централизованное руководство в системе таможенных органов не должно подавлять инициативу нижестоящих таможенных органов, которые, в свою очередь, ответственны за выполнение возложенных на них задач на подведомственных территориях.

 

Все четыре звена системы  таможенных органов являются федеральными органами. Они предназначены для реализации полномочий федеральной власти в сфере таможенного регулирования и финансируются за счет средств федерального бюджета. Органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также общественные объединения не вправе вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (п. 2 ст. 401 ТК РФ). 
 
Таможенные органы являются правоохранительными органами. ТК РФ 2003 г. в отличие ТК РФ 1993г. не содержит такой нормы. Однако правоохранительный характер деятельности таможенных органов вытекает из выполняемых ими функций (в соответствии с п. 6 ст. 403 ТК РФ таможенные органы ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, других товаров и предметов, кроме того, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации), а также из закрепляемых за ними полномочий (право должностных лиц таможенных органов применять физическую силу, специальные средства и оружие). 
 
Законодательство РФ, к сожалению, не содержит исчерпывающего определения правоохранительных органов. В юридической науке под правоохранительными органами понимаются "такие государственные органы и общественные организации, которые всей своей деятельностью на основе закона, в соответствующих формах и на демократических принципах призваны обеспечить законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять государственное принуждение или общественное воздействие к лицам, нарушившим законность и правопорядок"4
 
Деятельность правоохранительных органов характеризуется рядом отличительных черт.

 
1. Правоохранительные органы осуществляют  свою деятельность в строгом  соответствии с законом, который в ряде случаев предусматривает для этого определенную процессуальную форму.

 
2. Правоохранительная деятельность  может осуществляться только  лицами, состоящими на службе в правоохранительных органах.

 

3. Результаты правоохранительной  деятельности достигаются реализацией следующих функций: конституционного контроля, отправления правосудия, прокурорского надзора, расследования преступлений, оперативно-розыскной деятельности, исполнения судебных решений, оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам, предупреждения преступлений и иных правонарушений. Перечисленные функции выполняются правоохранительными органами в соответствии с основополагающими принципами разделения властей. При этом одноименные функции выполняются различными правоохранительными органами при разграничении их подведомственности, подследственности или подсудности. 
 
4. Решения правоохранительных органов представляют собой меры юридического воздействия, принимаемые на основе закона и с учетом конкретных обстоятельств, в связи с которыми было осуществлено вмешательство правоохранительных органов.

 

5. Правоохранительные  органы действуют только при  наличии конкретного повода - факта  правонарушения или необходимости  предупреждения его совершения. 
 
6. Законные решения и обоснованные требования правоохранительных органов подлежат обязательному выполнению всеми гражданами и должностными лицами.

 

7. Решения правоохранительных  органов, затрагивающие права  и интересы граждан, а также  интересы государства, различных  организаций (государственных, частных, общественных), могут быть обжалованы в установленном порядке5.

 

Таможенные органы, составляя  единую систему, представляют собой  подсистему общей системы органов  исполнительной власти. Координацию  и взаимодействие таможенных органов  и иных органов исполнительной власти в целях эффективного таможенного регулирования обеспечивает Правительство РФ, осуществляющее общее руководство таможенным делом в РФ .

Создание, реорганизация  и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. 
 
Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товара.

 
Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица. 
 
В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.

 
Полномочия и деятельность таможенных органов

 
Одновременно с мерами, направленными  на упрощение и ускорение таможенных процедур, ограничение правотворческого произвола ГТК, ТК РФ расширяет полномочия таможенных органов в области  таможенного контроля. 
 
В частности, ТК РФ вводит новую форму таможенного контроля - таможенная ревизия (ст.376). Под таможенной ревизией понимается проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении. В порядке таможенной ревизии таможенные органы вправе знакомиться с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с любой другой производственной, коммерческой, банковской информацией декларантов и иных лиц, осматривать помещения, проводить инвентаризацию товаров, изымать их и накладывать на них арест. 
 
Кодекс сохраняет фискальные и контрольно-надзирательные функции таможенной службы в том числе валютный контроль.

 

Кроме того, таможенные органы выполняют правоохранительные функции (оперативно-розыскная деятельность, проведение следственных мероприятий и дознания) в силу КоАП РФ и по ряду составов преступлений, предусмотренных уголовным кодексом.

 

Кодексом предусматривается, что таможенный орган обязан выпустить  в свободное обращение товар  не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам (п.1 ст.152 ТК РФ).Сейчас таможенное законодательство устанавливает для этой процедуры срок 10 дней.

 

При этом в целях выпуска для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию РФ товаров таможенные органы не вправе требовать подтверждение поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов (п.2 ст.149 ТК РФ). Это не значит, что указанные суммы уплачивать не обязательно, однако освобождение импортеров от обязанности подтвердить поступление налогов на счета таможенных органов значительно ускоряет процедуру таможенного оформления. 
 
Ускорению таможенного оформления может способствовать и широкое внедрение информационных технологий. Электронная форма декларирования допускается и действующим Таможенным кодексом РФ (ст.169), однако в новом Кодексе нормы о представлении документов в электронном виде представлены более широко (п.8 ст.63, п.3 ст.72, п.7 ст.81, п.4 ст.102, п.1 ст.124 и другие). Кроме того, информационным технологиям в таможенном деле посвящена отдельная глава кодекса

Информация о работе Таможенные органы как субъекты таможенного права