Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
- исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;
- рассмотреть основные направления таможенно-тарифной политики РФ на 2013-2015 гг.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач по вэд.docx

— 66.18 Кб (Скачать файл)

 В  2013 году и в плановый период 2014-2015 годов таможенно-тарифная политика будет осуществляться в условиях вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) и дальнейшей интеграции на пространстве Евразии.

 На 2013 год и плановый период 2014-2015 годов  российские тарифные обязательства  будут определяться перечнем  уступок и обязательств по  товарам, прилагаемым к протоколу  о присоединении РФ к ВТО  от 16 декабря 2011 года. Так, в процессе  снижения ставок ввозных пошлин  по ряду позиций предполагается  переход от комбинированной к  адвалорной или специфической  ставке, а также снижение специфической  составляющей комбинированной ставки. В основном это коснется таких  товаров, как живые свиньи, мясные  субпродукты, молоко и сливки  сухие и сгущенные, рис и  изделия из него, дрожжи, некоторые  шоколадные изделия, сахар-сырец  и сахар прочий (кроме белого  сахара), прокат из черных металлов, комбайны, грузовые и легковые  автомобили.

"Есть  основания спрогнозировать, что  связанный характер импортного  тарифа в 2013-2015 годы ограничит  свободу маневра в таможенно-тарифном регулировании. В целях достижения приоритетов внешнеторговой политики Таможенного союза может потребоваться использование других инструментов регулирования, стимулирующих расширение ресурсной базы модернизации, импортозамещение, повышение конкурентоспособности предприятий и выпускаемой ими продукции, что позволит обеспечить эффективную защиту отечественных производителей", - говорится в материалах к заседанию.

 В  частности, возрастет потребность  в использовании специальных  мер по защите внутреннего  рынка, для повышения конкурентоспособности  отечественных производителей будут  задействованы такие эффективные  инструменты, как тарифные квоты.  В 2013-2015 годах сохранится механизм  тарифного квотирования в отношении  импорта мяса и мясных продуктов.  Возможно также применение ограничений  импорта в Россию и другие  страны ТС.

 Обязательствами перед ВТО предусмотрена отмена экспортных пошлин по истечении переходных периодов (сроком 1-5 лет) на все товары, облагаемые действующими вывозными пошлинами, за исключением семян масличных культур, минерального топлива (нефть, нефтепродукты, газ), необработанных шкур и выделанной кожи, лесоматериалов необработанных и некоторых видов обработанных лесоматериалов из ценных пород древесины, лома черных и цветных металлов, осей железнодорожных локомотивов. При этом предполагается усиление роли системы технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, унифицированных и единообразно применяемых в рамках ТС, в качестве инструментов торговой политики.

 В  2013 году должно завершиться формирование  полномасштабной системы наднационального  регулирования в Таможенном союзе  и Едином экономическом пространстве. В рамках этой системы могут  быть реализованы новые подходы к регулированию внешнеэкономической деятельности с учетом общих интересов стран "тройки" и долгосрочных перспектив интеграции.

 В 2014-2015 годах важнейшим направлением активного позиционирования Таможенного союза в международной торговой системе станет выполнение обязательств, вытекающих из Договора о свободной торговле СНГ. Кроме того, предстоит подготовить и заключить соглашения о свободной торговле с Европейской ассоциацией о свободной торговле (ЕАСТ), Новой Зеландией, Вьетнамом, Монголией, а также начать переход к практическому обсуждению вопросов создания межблоковых зон свободной торговли Таможенный союз - АСЕАН и Таможенный союз - Евросоюз, говорится в материалах к заседанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

 

Для регулирования внешней торговли во всех странах мира используются как тарифные, так и нетарифные меры. В соответствии с требованием Всемирной торговой организации таможенный тариф должен стать основным инструментом регулирования внешней торговли.

Необходимо  учитывать, что основным принципом  этой организации является максимальная либерализация мировой торговли путем снижения торговых и таможенных пошлин. Также следует отметить, что самые развитые государства - США, Япония, и, отчасти, Канада - образуют в рамках ВТО так называемый большой квартет. Эти страны, являясь крупнейшими производителями, занимают, соответственно, ведущие места по объемам внешнеторгового оборота. Из этого следует, что необходимо рассмотреть системы внешнеторгового, прежде всего таможенного регулирования крупнейших участников международной торговли.

Таможенный тариф США. Импортный  таможенный тариф США имеет восьмизначную номенклатуру на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС). Он содержит две колонки ставок пошлины (как адвалорных, так и специфических). Эти ставки применялись также к товарам Афганистана, Албании, Вьетнама, Камбоджи, КНДР, Кубы, Лаоса, Латвии, Литвы, Монголии, Румынии, Эстонии (данные перечислены в Законе о торговле). Установленные законом ставки составляют, как правило, от 25 до 60 %, но на некоторые товары (например, текстиль) они достигают 90 %.

Средневзвешенный  уровень применяемых ставок пошлин составляет 3 % для сельскохозяйственной и 5 % для промышленной продукции. Для  некоторых категорий товаров (табак, овощи, керамика, бензольные химикаты, текстиль и одежда) уровень средневзвешенных ставок значительно выше (иногда достигает 20 %). Самыми высокими пошлинами на практике оказываются специфические.

На определенные виды товаров (сахар, некоторые сорта молока, сливок, тунец, зеленые оливки и т.д.) установлены тарифные квоты. При ввозе товаров в пределах этих квот ставки пошлин понижаются на 70-75 %.

Ввоз  молока, масла, некоторых видов овощей и фруктов, произрастающих в США, облагается сезонными пошлинами. Допускается также временное понижение и временное увеличение ставок пошлин на некоторые товары, в том числе ввозимые из отдельных стран (как, например, увеличение пошлин на говядину, консервированные томаты, фруктовые соки - из Европейского Союза (ЕС), на кожаные изделия и машины для обработки информации из Японии).

Страна, пользующаяся преференциями, может быть исключена из схемы  ОСП, если она достигла определенного (установленного американским законодательством) уровня ВНП на душу населения, а также, если наблюдается значительный прогресс в ее экономическом развитии и торговле. Отдельный продукт выводится из сферы действия преференций, если его поставки из данной страны превышают 50 % (иногда – 25 %) всего американского импорта этого товара, или если стоимость импорта превысила предварительно установленную величину.

Перечень товаров и стран, подпадающих  под режим ОСП, пересматривается ежегодно.

Начиная с 90-х годов США распространили действие режима ОСП на Россию. Тарифные льготы предоставляются при ввозе в Соединенные Штаты российских товаров, относящихся к 4284 товарным позициям по восьмизначной классификации. Сюда входят в основном изделия обрабатывающей промышленности, некоторые продукты сельского хозяйства и рыбной промышленности. Преференции не распространяются на текстильные изделия и предметы одежды, подпадающие под действие Международного соглашения по текстилю, а также часы, полуфабрикаты и готовые изделия из стекла.

Поскольку в рамках СНГ создана сегодня  зона свободной торговли, товары, 35 % стоимости которых создано в  России и странах СНГ, могут пользоваться в США преференциальным режимом.

Чтобы товар, стоимость которого превышает 1500 долларов, мог пользоваться преференциями при ввозе в США, при его таможенном оформлении должен предъявляться в предусмотренный международными соглашениями об ОСП сертификат происхождения формы «А». Выдачу таких сертификатов в России осуществляют Министерство экономического развития и торговли и его уполномоченные в регионах.

Таможенный тариф ЕС. Единый таможенный тариф ЕС ежегодно издается Комиссией Европейского Союза в двух вариантах официальное издание и интегрированное (расширенное) издание, содержащее более полную информацию.

В основе тарифа лежит восьмизначная номенклатура (хххххх - 6 -значный код товара; хх - дополнительная детализация), сформулированная на основе ГС. В интегрированном тарифе номенклатура расширена до 13 знаков. Девятая цифра, обозначенная в едином тарифе звездочкой, зарезервирована для статистических целей отдельных стран-членов ЕС. Цифры 10-13 детализируют тарифные позиции, обеспечивая возможность регулирования импорта отдельных категорий товаров, не заполняющих целиком всю тарифную позицию.

Тарифные преференции. ЕС имеет  шесть схем предоставления преференций. Наиболее общая из них - схема Общей системы преференций (ОСП), предоставляемых  развивающимся странам. Таможенными пошлинами не облагаются все произведенные в развивающихся странах промышленные изделия и полуфабрикаты, за исключением некоторых «чувствительных» товаров, выведенных за пределы схемы ОСП (черные металлы, текстиль). Ввоз их ограничивается определенными квотами или может быть предметом ограничений в соответствии с защитной оговоркой (т.е. для защиты национальной экономики). Для 47 наименее развитых стран, а также для Боливии, Колумбии, Эквадора, Перу, Коста-Рики, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа и Панамы некоторые количественные ограничения не применяются, и преференции действуют в расширенном объеме. Зато для Китая и Гонконга ограничения более жесткие.

В рамках ОСП пошлины на ввоз из развивающихся  стран ряда аграрных продуктов питания (около 700 тарифных позиций) понижены на величину от 20 до 60 %. Импорт этих товаров (около 1400 позиций) из наименее развитых стран осуществляется беспошлинно. Из схемы ОСП полностью или частично исключены животные, мясо, домашняя птица, рыба, молочные продукты, овощи, крупы, масличные семена, сахар, вино, корм для животных. Для наименее развитых стран сделаны определенные послабления в отношении этой группы товаров.

Консервированные ананасы, кофе, чай, а также необработанный табак (кроме китайского) ввозятся по преференциальным ставкам в пределах тарифных квот.

Схема ОСП  применяется ко всем развивающимся  странам. Тем из них, которым предоставлены определенные преимущества, пользуются ими сверх нее.

Таковыми являются:

- льготы 69 странам Африки, Карибского бассейна  и Тихого океана, предоставляемые  в рамках Ломейской конвенции. Из этих стран беспошлинно ввозятся любые товары, кроме некоторых минеральных и аграрных продуктов (рис, кукуруза, говядина, свежих апельсинов). Особый режим существует также для рома, сахара и бананов;

- льготы странам Северной Африки и Ближнего Востока (Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Сирия). Обеспечивается свободный ввоз в ЕС промышленных, а с 1995 г. и традиционных сельскохозяйственных продуктов.

Кроме того, действуют:

  • соглашения о свободной торговле с Норвегией, Исландией и Швейцарией. Беспошлинно ввозятся любые промышленные изделия и полуфабрикаты, происходящие из этих стран (за исключением некоторых изделий из черных металлов из Исландии). Преференциальный режим распространяется также на ряд видов сельскохозяйственных продуктов и продукты питания;
  • соглашения об ассоциации   с Турцией, Мальтой, Кипром (беспошлинный ввоз промышленной продукции), а также с Польшей, Чехией, Словакией; Венгрией, Болгарией, Румынией;

- соглашение о свободной торговле промышленной продукцией с Израилем. 
Средний уровень ставок импортных таможенных пошлин на российские товары снизился с 1 % до 0,3 %. Ряд товаров освобожден от пошлин полностью или в пределах тарифных квот.

Таможенно-тарифная политика Японии. Японский импортный таможенный тариф содержит четыре вида ставок пошлин - общие, временные, ставки и преференциальные. Общие ставки являются максимальными и реже всего используемыми. Временные ставки установлены Законом о временных тарифных мерах. Общие и временные ставки относятся к категории законодательно установленных ставок.

Уровень их варьируется от 0 % до 55 %. Сравнительно высок (40-50 %) уровень пошлин на некоторые мясные и молочные продукты, овощи, фрукты, алкогольные напитки и текстиль. При этом временные ставки, как правило, ниже общих. Законодательно установленные ставки применяются к импорту из стран, которым не предоставлен РНБ (КНДР, Вьетнам, Непал, Ливан, Андорра, Албания, Экваториальная Гвинея, Ботсвана, Лесото и Свазиленд).

Ставки  ВТО - это ставки пошлин, согласованные  на многосторонних торговых переговорах. К товарам из стран, которые пользуются РНБ, применяются либо ставки ВТО, либо временные ставки, если они ниже.

В рамках тарифных квот установлены  пошлины на мясной крупный рогатый  скот, сыр для промышленной переработки, патоку для изготовления спирта, изделия, содержащие какао, для изготовления шоколада, томатное пюре и пасту для изготовления соусов, ананасы в воздухопроницаемых контейнерах, неденатурированный этиловый спирт для изготовления алкогольных напитков, кожу и кожаную обувь. Устанавливаются сезонные пошлины на апельсины, бананы и грейпфруты. Преференциальные пошлины применяются в рамках системы ОСП. Они затрагивают 77 сельскохозяйственных позиций четырехзначной классификации ГС. Преференции распространяются и на все промышленные товары, за исключением 27 позиций по четырехзначной классификации ГС (нефтяные масла, шелк-сырец, шелковая пряжа, желатин и клей из костей и шкур, шелковые ткани, хлопковая пряжа, хлопковые ткани, одежда и ее принадлежности из кожи, фанера, обувь с резиновыми подошвами и верхом и ее части). Треть аграрных продуктов и большинство промышленных изделий, на которые распространяются преференции, ввозятся беспошлинно.

Японская  схема ОСП - одна из самых широких  по числу охваченных стран. Она распространяется на 134 государства и 25 территорий. Все  товары из 41 наименее развитых стран  ввозятся беспошлинно без количественных ограничений. Тем не менее, Япония, в  отличие от большинства западных стран, не предоставила преференций  России, и российские товары облагаются по ставкам РНБ.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование ВЭД