Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
- исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;
- рассмотреть основные направления таможенно-тарифной политики РФ на 2013-2015 гг.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач по вэд.docx

— 66.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РФ

 

2.1 Сущность таможенной политики в РФ

Таможенная  политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию  внешнеторгового обмена (объема, структуры  и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу7.

Таможенная  система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего  рынка, отечественной торговли и  промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так  и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно  представить как систему государственных  экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.

Совокупность  институтов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной политики, а также набор форм и методов  ее осуществления, порядок использования  компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования  образуют понятие механизма таможенной политики.

Основной  целью таможенной политики любого государства  является обеспечение его экономических  интересов. И Россия в этом плане  не исключение.

Цели  таможенной политики России сформулированными  в ст. 2 ТК РФ:

- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России.

- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка.

- стимулирование развития национальной экономики.

- содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России.

Иные  цели, определяемые Президентом, Федеральным  Собранием и Правительством Российской Федерации.

Основные  начала таможенной политики тесно связаны  с принципами государственного регулирования  ВЭД.

Таможенная  политика должна содействовать обеспечению  экономической безопасности, под  которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень  социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических  интересов по отношению к возможным  внешним и внутренним угрозам  и воздействиям.

Статья 2 ТК закрепляет, что в Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики России. Ее цели определяются Федеральным Собранием, Правительством РФ и Президентом РФ в соответствии с ТК и другими источниками таможенного права и сводятся к обеспечению наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на российской таможенной территории, участию в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию реализации основных задач экономической политики России.

Направленность  целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

Таможенная  политика опирается на деятельность таможенной службы, являющейся институционной предпосылкой ее реализации. В то же время нельзя отождествлять таможенное регулирование только с деятельностью таможенных органов. Формирование и реализация таможенной политики - сложный процесс, протекающий в недрах государственного механизма с участием всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, а также заинтересованных предпринимательских кругов.

Таможенная  политика - часть внешнеэкономической  деятельности государства. Исторически  она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется  в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д. | Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного  оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения  и формальности, связанные с практикой  внешнеторгового лицензирования и  квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).

 

2.2 Таможенные режимы

Таможенный  режим – таможенная процедура, определяющая порядок применения в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в законодательстве Российской Федерации. Участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) вправе в любое время выбрать любой таможенный режим либо изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны назначения или страны происхождения товара.

Виды  таможенных режимов:

Основные:

- выпуск для внутреннего потребления, или импорт – таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории. Товары получают статус находящихся в свободном обращении при соблюдении следующих условий: уплата таможенных пошлин и налогов; соблюдение ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании ВЭД. При несоблюдении указанных условий товары подлежат условному выпуску.

- экспорт  – таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. Вывозить можно только товары, находящиеся вне таможенной территории РФ в свободном обращении, то есть речь идет только о российских товарах.

- международный таможенный транзит (МТТ) – таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории РФ под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию и местом их убытия с этой территории. Под режим международного таможенного транзита можно поместить любые иностранные товары, за исключением запрещенных в явном виде. Для регулирования МТТ применяется не только ТК РФ, но и международные соглашения.

Экономические:

- переработка на таможенной территории (толлинг) – таможенный режим, при котором иностранные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин. Предусмотрены 4 вида операций по переработке товаров, которые могут применяться: переработка или обработка товаров; изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборка или разборка товаров; ремонт товаров, в том числе их восстановление, замена составных частей; переработка товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его. Предельный срок переработки товаров составляет 2 года. Режим завершается выпуском продуктов переработки с таможенной территории РФ либо выпуском остатков, отходов переработки с таможенной территории РФ.

- переработка для внутреннего потребления – таможенный режим, при котором иностранные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин) для целей проведения операций по переработке и последующего выпуска продуктов переработки для свободного обращения. Операции по переработке товаров включают: собственно переработку или обработку товаров; изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров. Срок переработки не может превышать 1 года. Режим завершается выпуском продуктов переработки для свободного обращения.

- переработка вне таможенной территории – таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории РФ (с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и неприменением к ним мер нетарифного регулирования) для целей проведения операций по переработке (в течение установленного срока) и последующего ввоза продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. К вывозимым товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД. Предельный срок применения таможенного режима составляет 2 года. Завершается ввозом продуктов переработки на территорию РФ.

- временный ввоз – таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории РФ с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования. Срок временного ввоза товаров составляет 2 года. Режим может быть завершен выпуском товаров для свободного обращения. При этом стоимость и количество товаров определяется на день помещения товаров под таможенный режим, а ставки таможенных пошлин, налогов — на день выпуска товаров для свободного обращения.

- таможенный склад – таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем на специально выделенных и обустроенных для этих целей таможенных площадках. Таможенный склад является зоной таможенного контроля. Товары могут храниться на складе в течение 3 лет.

- свободная таможенная зона (свободный склад) – для участников особых экономических зон

Завершающие:

- реимпорт  – таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ, ввозятся на таможенную территорию РФ без уплаты таможенных пошлин.

- реэкспорт  – таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин.

- уничтожение  – таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин.

- отказ  в пользу государства – таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин.

Специальные:

- временный  вывоз – таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, могут временно использоваться за пределами этой таможенной территории с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин.

- беспошлинная  торговля – таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории РФ, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин.

- перемещение  припасов – таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на судах, самолетах и в поездах, используемых для перевозки пассажиров или товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам их экипажей, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

Иные  специальные таможенные режимы, касающиеся перемещения, в основном, в интересах  государственных органов либо в  целях проведения аварийно-спасательных операций.

Кроме вышеперечисленных  таможенных режимов используется понятие  «режим наиболее благоприятствуемой нации» («режим наибольшего благоприятствования»), не имеющее ничего общего с понятием «таможенный режим».

2.3 Основные направления таможенной политики РФ на 2013-2015 гг.

Правительство РФ одобрило основные направления таможенно-тарифной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

 Согласно  документу, правительство оставляет  для себя возможность применения  ограничений импорта в случае  возникновения рецидивов мирового  экономического кризиса. "Возможно  также применение ограничений  импорта в Россию и другие  страны Таможенного союза в  случае возникновения рецидивов  мирового экономического кризиса.  Одновременно сохранится возможность  маневрирования в рамках тарифных  обязательств, особенно по тем  позициям, где действующие ставки  пошлин установлены ниже предельного  уровня", - говорится в материалах, размещенных на сайте кабинета  министров.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование ВЭД