Культурные ценности: порядок таможенного оформления и таможенного контроля при перемещении через Таможенную границу РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:44, дипломная работа

Краткое описание

Целевая установка на выполнение выпускной квалификационной работы
Выявление характерных черт и особенностей таможенного оформления и таможенного контроля культурных ценностей при перемещении через таможенную границу Российской Федерации

Перечень основных вопросов, подлежащих разработке
1. Рассмотрение понятия культурных ценностей в международно-правовом аспекте и в сравнении с отечественным законодательством и законодательством Таможенного союза.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Комарова.docx

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Архивные документы свидетельствуют, что Пакт был задуман Н.К.Рерихом  как международно-правовой акт универсального характера. 
Универсальность Пакта состоит в том, что в нем содержатся общие, принципиальные положения об охране культурных ценностей, а также в том, что он мог быть воплощен в действие посредством заключения как всемирного, так и регионального договоров.

Принципы и положения  Пакта сыграли важную роль в дальнейшем формировании международно-правовых норм в области охраны культурного  наследия. К их числу можно отнести:

— положение о защите и уважении, которые следует оказывать  культурным ценностям; причем это положение носит безусловный характер и не ослабляется оговорками о военной необходимости, снижающими эффективность их охраны в условиях вооруженных конфликтов; и в этом большое преимущество Пакта по сравнению с Гаагскими конвенциями 1907 и 1954 годов;

— принцип регистрации  культурных ценностей посредством  составления специальных списков;

— обязательство государств принимать в национальном законодательстве нормы, соответствующие требованиям международного законодательства охраны культурных ценностей;

— принцип национального  режима охраны в отношении иностранных  культурных ценностей.

 Следует отметить конкретность  предмета регулирования Пакта  — недвижимые культурные ценности, а также регламент применения акта — как во время мира, так и в случаях вооруженных конфликтов. Особо надо подчеркнуть, что Пакт предусматривает (как отмечал сам Н.К.Рерих) общественную охрану культурного наследия. Однако самого понятия «культурные ценности» в Пакте мы не встречаем.

Историческое значение Пакта  состоит в том, что он явился основополагающим элементом юридическо-организационной системы международной охраны культурного наследия, которая стала формироваться после второй мировой войны.

Правовую основу современного международного сотрудничества в области охраны культурного наследия составляют соответствующие конвенции и рекомендации ЮНЕСКО, а также акты других международных организаций.

Определение культурных ценностей содержится в ст.1 Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., принятой на дипломатической конференции под эгидой ЮНЕСКО в Гааге. Согласно настоящей Конвенции, «культурными ценностями считаются независимо от их происхождения и владельца2:

(а) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;

(b) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а), такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а);

(с) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах (а) и (b), так называемые “центры сосредоточения культурных ценностей».

Определение культурных ценностей, данное Гаагской Конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954г.,  является одним из первых и стремящихся к универсальности. Конвенция обусловлена стремлением охватить как можно большее число объектов, подпадающих под понятие «культурные ценности» и пользующихся ее правовой защитой.

Наряду с Конвенций 1954 г. определение «культурная ценность»  содержит и Рекомендация о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности 1964 г. С точки зрения этой Рекомендации «культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы»3.

Одноименная Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности, принятая в 1970 г. определяет в ст.1 культурные ценности, как «ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки»4. Если сравнить определения, данные в Рекомендации 1964г. и Конвенции 1970 г. с определением культурных ценностей Гаагской Конвенции 1954 г., рассмотренной выше, то мы заметим, что в определениях, данных Рекомендацией 1964 г. и Конвенцией 1970 г. прямо предусмотрено право самих государств определять, что является культурной ценностью, исходя из ценности именно для данного народа (государства).

При сравнении определений, данных Конвенцией 1970 г. и Рекомендацией 1964 г. стоит отметить, что Конвенция не делит культурные ценности на движимое и недвижимое имущество. Конечно, в силу характера Конвенции 1970 г., прежде всего имеются ввиду движимые объекты, но в силу своей природы это могут быть и недвижимые объекты.

Конвенция 1970 г. делит культурные ценности на 11 категорий:

  1. Редкие коллекции и  образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы, представляющие интерес для палеонтологии.
  2. Ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и обществ, а также связанные с жизнью национальных деятелей, мыслителей, ученых и артистов  и с крупными национальными событиями.
  3. Археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические открытия. (К тайным археологическим находкам относятся добытые при незаконно проводимых раскопках без специального разрешения государства).
  4. Составные части расчлененных художественных и исторических памятников и исторических мест.
  5. Старинные предметы более, чем столетней давности, такие как надписи, чеканные монеты и печати.
  6. Этнологические материалы.
  7. Художественные ценности, включающие: полотна, картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки) (исключенные объекты подпадают под охрану международных договоров о защите промышленной собственности), оригинальные произведения скульптурного искусства из любых материалов, оригинальные гравюры, эстампы и литографии, оригинальные художественные подборки и монтажи из любых материалов.
  8. Редкие рукописи и инкунабулы, старинные книги, документы и издания, представляющие собой интерес (исторический, художественный, научный, литературный и т.д.), отдельно или в коллекциях.
  9. Почтовые марки, налоговые и аналогичные марки, отдельно и в коллекциях.
  10. Архивы, включая фоно-, фото-, и киноархивы.
  11. Мебель более чем 100-летней давности и старинные музыкальные инструменты.

Пункт 14 статьи 5 Конвенции 1970 года предусматривает создание «национальной  службы охраны культурных ценностей». В функции такой службы входит содействие разработке законодательных  проектов по охране культурного наследия. Особое значение для охраны культурных ценностей и предотвращения их вывоза имеют такие функции национальной службы, как составление и обновление на базе национального охранного  реестра перечня  культурных ценностей (государственных и частных), вывоз  которых означал бы обеднение  национального культурного наследия.

Конвенция предусматривает, что ввоз, вывоз и передача права  собственности на культурные ценности, совершенные с нарушением правил, принятых государствами-участниками, считаются незаконными. Для ограничения вывоза государства обязались установить специальное свидетельство (сертификат), которым государство-экспортер удостоверяет, что оно дает разрешение на вывоз и запрет на вывоз со своей территории культурных ценностей, к которым не приложено такое свидетельство (п. b ст. 6).

Наряду с этим, согласно Конвенции, возможен и абсолютный запрет вывоза, т.к. предусматривается  неотъемлемое право каждого государства  объявлять культурные ценности неотчуждаемыми, т.е. лишенными права на вывоз (п. в ст. 13).

Самое развёрнутое  определение понятия «движимые культурные ценности» даётся в Рекомендации ЮНЕСКО об охране движимых культурных ценностей 1978 г. Под этим термином подразумеваются «все движимые ценности, которые являются выражением или свидетельством творчества человека или эволюции природы и которые имеют ценность с археологической, исторической, художественной, научной или технической точек зрения»5. Далее в ст.1 указывается список, состоящий также из 11 категорий, но в частностях отличный от Конвенции 1970 г., предметов:

  1. Находки в результате наземных и подводных археологических исследований и раскопок.
  2. Предметы древности, такие как орудия, гончарные изделия, надписи, монеты, печати, драгоценности, оружие и предметы из погребений, в частности, мумии.
  3. Элементы исторических памятников, подвергшихся расчленению.
  4. Антропологические и этнологические материалы.
  5. Исторические ценности, в том числе связанные с историей естественных наук и техники, военной и общественной историей, а также с жизнью народов и национальных руководителей, мыслителей, учёных и деятелей искусства и важными национальными событиями.
  6. Художественные ценности, включающие произведения живописи и рисунки полностью ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных вручную); оригинальные эстампы, афиши и фотографии, как виды оригинального творчества; оригинальные художественные подборки и монтажи из любых материалов; скульптурные произведения из любых материалов; произведения прикладного искусства из таких материалов, как стекло, керамика, металл, дерево и т.д.
  7. Манускрипты и инкунабулы, кодексы, книги, документы или издания, представляющие особый интерес.
  8. Предметы, представляющие интерес с точки зрения нумизматики (медали и монеты) или филателии.
  9. Архивные документы, включая записи текстов, карты и другие картографические материалы, фотографии, кинофильмы, звукозаписи и машиночитаемые документы.
  10. Мебель, гобелены, ковры, костюмы и музыкальные инструменты.
  11. Зоологические, ботанические и геологические образцы.

Далее, следует особо  остановиться на двух более поздних  рекомендациях ЮНЕСКО. Рекомендация об охране и сохранении движущихся изображений 1980 г. дополнила и конкретизировала вышеприведённый список движимых культурных ценностей, составляющих неотъемлемую часть национального наследия, введя в юридический лексикон новый термин «движущиеся изображения».

В соответствии с  п. а ст.1 Рекомендации «движущиеся изображения» следует понимать как серию зафиксированных на носителе изображений (независимо от метода фиксации и характера носителя, например, киноплёнка, магнитная лента или пластинка и т.д., используемые для первоначальной или последующей фиксации), со звуковым сопровождением или без такового, которые при воспроизведении создают впечатление движения и которые предназначаются для коммуникации или демонстрации зрителям или же создаются в документальных целях6. К ним Рекомендация 1980 г. относит:

  1. Кинематографические произведения (художественные, короткометражные, научно-популярные, хроникально-документальные, мультипликационные и учебные фильмы).
  2. Телевизионные произведения.
  3. Видеографические произведения (видеозаписи).

Рекомендация, принятая 15 октября 1989 г. во время работы 25-й сессии Генеральной конференции, посвящена проблематике комплексного сохранения фольклора.

Фольклор, как отмечается в тексте рекомендации, будучи проявлением  индивидуального или коллективного  интеллектуального творчества, является частью общего наследия человечества, а также мощным средством сближения различных народов и поэтому заслуживает правовой охраны, сходной с охраной, предоставляемой произведениям интеллектуального творчества.

Фольклор представляет собой, пожалуй, наиболее хрупкую и  сложно определимую часть национальной культуры. Это отразилось и на определении самого термина «фольклор». Так, ст. А Рекомендации гласит: «Фольклор (или традиционная и народная культура) - есть совокупность основанных на традициях культурного сообщества творений, выраженных группой или индивидуумами и признанных в качестве отражения чаяний сообщества, его культурной и социальной самобытности; фольклорные образцы и ценности передаются устно, путём имитации или другими способами. Его формы включают, в частности, язык, литературу, музыку, танцы, игры, мифологию, обряды, обычаи, ремёсла, архитектуру и другие виды художественного творчества»7.

На региональном международном  уровне наиболее детальная классификация движимых культурных ценностей приводится в Регламенте (ЕЭС) № 3911/92 Совета Европейского экономического сообщества от 9.12.1992 г. о вывозе культурных ценностей. В части А приводятся категории таких ценностей, в части В – стоимостные группы, соответствующие названным в части А категориям:

Информация о работе Культурные ценности: порядок таможенного оформления и таможенного контроля при перемещении через Таможенную границу РФ