Культурные ценности: порядок таможенного оформления и таможенного контроля при перемещении через Таможенную границу РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:44, дипломная работа

Краткое описание

Целевая установка на выполнение выпускной квалификационной работы
Выявление характерных черт и особенностей таможенного оформления и таможенного контроля культурных ценностей при перемещении через таможенную границу Российской Федерации

Перечень основных вопросов, подлежащих разработке
1. Рассмотрение понятия культурных ценностей в международно-правовом аспекте и в сравнении с отечественным законодательством и законодательством Таможенного союза.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Комарова.docx

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Действие настоящего Закона на основании  статьи 8 не распространяется на современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства.

Определение «культурных ценностей», данное ФЗ № 4804-1, носит достаточно полный характер и включает в себя категории, предложенные Конвенцией 1970 г. Существенным недостатком российских норм является отсутствие комментария к понятию «сувенирные изделия», а именно: Федеральным законом не определены критерии, характеризующие предметы как сувенирные.

Именно по этой причине в практической работе специалисты часто сталкиваются с проблемами, связанными с отнесением предметов к культурным ценностям, заявленным к вывозу. Сложность представляет также датирование предметов, выполненных на рубеже XIX и XX веков, так как существует четкий временной барьер запрета вывоза предметов, возраст которых 100 и более лет.

Если сравнить определение «культурные  ценности», данное в ФЗ  «Основы законодательства РФ о культуре» и в Законе РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», то можно сделать вывод, что между ними существует определенная несогласованность. Сопоставление содержания понятий показывает, что ФЗ  «Основы законодательства РФ о культуре» более широко трактует исследуемое понятие, относя к культурным ценностям не только соответствующие предметы материального мира, но и нематериальные объекты – ценности исключительно духовного порядка (например, нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения и др.). Безусловно, такого рода нематериальные или идеальные ценности обладают свойством культурной значимости и образуют самостоятельный сегмент сферы достижения человеческой культуры.

В свою очередь, именно содержащееся в ст. 6 и 7 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» описание культурных ценностей в полной мере соответствует рассмотренному выше международно-правовому пониманию данного понятия.

На основании изложенного  можно сделать вывод, что на сегодняшний  день в российской системе права  сложилась ситуация, по сути, двойственного описания в национальном законодательстве того, что следует считать культурными ценностями. Целесообразно разработать унифицированное определение понятия «культурные ценности», так как в законодательных актах не должно быть подобных расхождений.

В рамках функционирования Таможенного союза Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 19 и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 132 был утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами таможенного союза в рамках евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и положения о применении ограничений. В разделе 2.20 Единого перечня «Культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при вывозе» содержится перечень культурных ценностей и архивных документов, а также соответствующие им коды ЕТН ВЭД (см. приложение 1). Другими словами, в нем раскрывается понимание того, что относится к культурным ценностям на территории Таможенного союза. При определении понятия «культурные ценности» и при определении порядка перемещения культурных ценностей через таможенную границу РФ приоритет отдается, безусловно, этому документу.

Таким образом, если до утверждения Единого перечня основным законодательным документом, регламентирующим порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу, был Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г. № 4804-1, то после утверждения Единого перечня нормы национального законодательства Российской Федерации остаются в силе и пределах, не противоречащих законодательству Таможенного союза, что в целом соответствует международной правоприменительной практике приоритета международного законодательства.

 

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК  ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ

ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ  ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1. Порядок вывоза (временного вывоза) культурных ценностей

В настоящее время порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза утвержден Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 19 и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 132 в Едином перечне товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами таможенного союза в рамках евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень). Положение к п. 2.20 Единого перечня о порядке ввоза на таможенную территорию государств - участников таможенного союза и вывоза с таможенной территории государств - участников таможенного союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов (далее – Положение к п. 2.20) распространяется на юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих ввоз и вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, указанных в разделе 2.20 Единого перечня, а также на физических лиц, осуществляющих ввоз и вывоз таких товаров для личного пользования (в некоммерческих целях)15. Данное Положение содержит отсылочные нормы на национальное законодательство государств - участников таможенного союза.

В Российской Федерации основным законодательным документом, регулирующим порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу, является Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 (далее – Закон). Закон направлен на защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них, также призван способствовать развитию международного культурного сотрудничества.

В соответствии со ст. 5 данного Закона вывоз культурных ценностей -  это перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, без обязательства их обратного ввоза.

Временный вывоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок. Срок временного вывоза культурных ценностей, устанавливаемый таможенными органами, не может превышать срока, указанного в свидетельстве на право вывоза культурных ценностей. В случае принятия по ходатайству лица, временно вывозящего культурные ценности, решения о продлении срока временного вывоза Министерство культуры извещает о принятом решении таможенный орган, производивший таможенное оформление временного вывоза.

Продление срока временного вывоза производится в установленном  порядке (см. приложение 2).

Вывоз культурных ценностей может  осуществляться только законным собственником  предметов либо лицом, уполномоченным на то собственником в установленном законодательством порядке. При вывозе культурных ценностей юридическими лицами необходимо документальное подтверждение их права собственности на вывозимые предметы. Не допускается передача собственниками культурных ценностей правомочий по владению, пользованию и распоряжению указанными ценностями, а также продажа культурных ценностей, если эти действия могут способствовать незаконному вывозу и ввозу культурных ценностей.

Автор имеет право вывезти созданные  им культурные ценности в любом количестве независимо от того, выезжает он за пределы Российской Федерации временно или на постоянное жительство. Юридические и физические лица, вывозящие при жизни автора либо в течение 50 лет после его смерти созданные им культурные ценности, обязаны представить доказательства законности приобретения данных культурных ценностей. Министерство культуры или его территориальные органы обязаны известить автора или его наследников о факте законного вывоза его произведений другими лицами.

При вывозе культурных ценностей экспортная таможенная пошлина не взимается.

Согласно ст. 131 ФЗ «О таможенном регулировании  в РФ» в отношении  культурных ценностей, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза российскими государственными или муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами культурных ценностей в целях их экспонирования таможенные сборы за таможенные операции не взимаются16.

К временно вывозимым культурным ценностям, если они остаются в собственности  российского лица, применяется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов17.

Вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом  государства - члена таможенного союза (далее - уполномоченный орган), на территории которого зарегистрирован заявитель. На территории Российской Федерации таким уполномоченным органом является Министерство промышленности и торговли (Минпромторг), которое осуществляет выдачу лицензий по согласованию с  Министерством культуры и его территориальными органами. Министерство культуры осуществляет выдачу в соответствии с российским законодательством свидетельств на право вывоза и временного вывоза культурных ценностей.

Не требуется получение  лицензии на вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов при наличии разрешительного документа, выдаваемого государственным органом государства – члена Таможенного союза, осуществляющим контроль за вывозом культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза:

  • на временный вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов для организации выставок, презентаций в третьих странах;
  • на временный вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов для осуществления реставрационных работ и научных исследований в третьих странах;
  • на временный вывоз культурных ценностей для осуществления гастрольно-концертной деятельности и проведения культурно-зрелищных мероприятий в третьих странах;
  • на временный вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов для использования в судебных процессах в третьих странах;
  • на вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов третьих стран и оригина<span class="List_0020Para

Информация о работе Культурные ценности: порядок таможенного оформления и таможенного контроля при перемещении через Таможенную границу РФ