Информирование и консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 05:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой заключается в стремлении научиться комплексно и системно работать с литературой по таможенному праву, а также приобрести навыки научного анализа нормативно-правовой базой Таможенного союза и Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Защита информации 5
1.1. Понятие информации, конфиденциальность информации 5
1.2. Перечень сведений, составляющих государственную тайну 7
1.3. Обеспечение информационной безопасности на единой таможенной территории Таможенного союза 11
1.4. Право заинтересованных лиц на получение информации и консультирование 16
Глава 2. Информирование и консультирование 18
2.1. История информирования и консультирования 18
2.2. Информирование 21
2.2.1. Запрос на получение информации, срок подачи запроса, срок ответа на запрос 22
2.2.2. Информирование о правовых актах в сфере таможенного дела, органы уполномоченные информировать, порядок информирования 25
2.3. Консультирование 30
2.3.1.Порядок консультирования, сроки, формы, лица уполномоченные консультировать 32
Глава 3. Правоприменительная практика в области информирования и консультирования 40
3.1. Пример правоприменительной практики в области информирования и консультирования………..…………………………………………………….….42
Заключение 51
Список источников и литературы 53

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. ИНФОРМИРОВАНИЕ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.docx

— 90.81 Кб (Скачать файл)

4) сведения в области  разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности:

  • о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
  • о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
  • об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
  • о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;
  • о методах и средствах защиты секретной информации;
  • об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;
  • о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  • о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;
  • о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.4

1.3. Обеспечение  информационной безопасности на  единой таможенной территории  Таможенного союза

Планируемое вступление России во Всемирную Торговую Организацию обусловливает необходимость обеспечения нового уровня информатизации таможенной службы России. Процесс информатизации таможенных органов не должен сопровождаться повышением вероятности утечки конфиденциальных данных. Перед ФТС России стоит проблема обеспечения информационной безопасности. Таможенные органы должны одновременно открывать и защищать информацию. Защита информации и открытость информационных ресурсов - два тесно взаимосвязанных и не противоречащих друг другу направления. Кроме того, в настоящее время особую актуальность приобрели вопросы обеспечения информационной безопасности на единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Участники Таможенного союза сотрудничают в вопросах применения современных информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле.5 Объединение в Таможенный союз создало новые обстоятельства, где появились общие сферы деятельности, требующие согласования между странами, в том числе в информационной области.6

Основными причинами, которые  поднимают актуальность вопросов обеспечения  информационной безопасности на единой таможенной территории Таможенного  союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, являются:

  • объединение в единое информационное пространство деятельности таможенных органов государств - участников Таможенного союза, включая сопряжение их информационных систем;
  • динамичное развитие информационных технологий в таможенном деле, которые требуют новых адаптированных к ним подходов по обеспечению безопасности информации;
  • специфика закрытости технологий и средств защиты конфиденциальной информации таможенных органов, включая национальную государственную тайну;
  • особенности финансирования деятельности по обеспечению безопасности информации в условиях Таможенного союза.

Анализ подходов государств - участников Таможенного союза в решении задач по обеспечению безопасности информации показал, что они имеют в целом одни и те же взгляды на эту сферу деятельности. В проекте Таможенного кодекса Таможенного союза также отражены положения по регулированию деятельности таможенных органов в сфере обеспечения безопасности информации, в частности этим вопросам посвящена глава 4, ст. 7, 12, 59, 60.

Объединение в Таможенный союз таможенных органов, создает новую  обстановку, в которой появляются общие сферы деятельности, требующие  согласования друг с другом, в том  числе в информационной сфере. И  новое здесь - это сфера информационной деятельности собственных органов  Таможенного союза, для которой  также необходимо обеспечить информационную безопасность.

С учетом общих подходов государств - участников Таможенного союза можно сформулировать определение информационной безопасности Таможенного союза. Информационная безопасность Таможенного союза - это состояние защищенности его интересов в информационной сфере, при которой соблюдается баланс интересов личности, общества и государств - участников Таможенного союза.

При этом можно выделить следующие задачи информационной сферы  деятельности Таможенного союза:

  1. соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения и использования таможенной информации;
  2. информационное обеспечение деятельности Таможенного союза, связанное с доведением до населения стран - участниц Таможенного союза и международной общественности достоверной информации о его деятельности, его официальной позиции по значимым вопросам в таможенной сфере, с обеспечением доступа граждан к его открытым информационным ресурсам;
  3. применение и развитие современных информационных технологий собственного производства;
  4. защита информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационных технологий от угроз в сфере информационной безопасности.

Успешное решение перечисленных  задач будет способствовать формированию положительного имиджа Таможенного  союза, что, в свою очередь, должно привести к повышению активности участников внешнеэкономической деятельности на его территории.

При решении первой из указанных  задач, очевидно, что необходимо будет  определить первоначально перечень сведений ограниченного доступа  о деятельности Таможенного союза, уровень доступности этих сведений и корректировать этот перечень в  дальнейшем.

Для доведения до граждан  информации о деятельности Таможенного  союза необходимо создание собственных  средств массовой информации Таможенного  союза (например, сайта в сети Интернет) и обеспечение их постоянного  функционирования.

Что касается использования  собственных информационных технологий государств - участников Таможенного союза, то здесь необходимо учитывать в первую очередь возможности сопряжения национальных автоматизированных информационных систем (АИС). Сложности здесь могут возникнуть при проведении работ со сведениями, составляющими государственную тайну.

При обеспечении защиты конфиденциальных сведений необходимо иметь в виду, что защите подлежит как информация, обеспечивающая деятельность таможенных органов, так и информация, принадлежащая  участникам внешнеэкономической деятельности.

Основными элементами системы  защиты конфиденциальной информации являются:

  • владелец информации;
  • защищаемая информация;
  • угрозы информационной безопасности;
  • способы и средства защиты информации;
  • контроль защиты информации, включающий мониторинг угроз и контроль эффективности средств защиты информации.

Заметим, что владелец информации определяет степень конфиденциальности информации, несет расходы по созданию и поддержанию в рабочем состоянии  системы защиты информации, пользуется преимуществами обладания конфиденциальной информацией.

В случае защиты информации Таможенного союза появляются следующие  особенности:

  • увеличится количество владельцев информации (это будут государства - участники Таможенного союза и собственно органы Таможенного союза);
  • возникнет новая ситуация с угрозами информационной безопасности (появятся новые угрозы, какие-то угрозы станут менее опасными, а некоторые, наоборот, станут более опасными);
  • появится необходимость решения вопросов о системе защиты информации и ее контроле.

Таким образом, можно определить вопросы, которые необходимо решать при защите конфиденциальной информации на территории Таможенного союза:

  • определение на общепринятой в Таможенном союзе основе перечня сведений Таможенного союза, которые необходимо относить к конфиденциальным, и возможную их градацию;
  • разработка общих технических стандартов в области информационного взаимодействия и информационной безопасности;
  • взаимная возможность использования таможенными органами государств - членов Таможенного союза национальных секретных технологий и средств, обеспечивающих защиту информации;
  • организация допуска сотрудников таможенных органов государств - членов Таможенного союза к общим конфиденциальным сведениям, в том числе к национальной государственной тайне, определение общих подходов к ответственности за нарушение конфиденциальности информации;
  • определение порядка проведения контроля выполнения и эффективности принятых мер по защите информации;
  • определение порядка возложения ответственности таможенных органов Таможенного союза перед участниками внешнеэкономической деятельности за сохранность конфиденциальности предоставляемых ими сведений;
  • организация финансирования защиты конфиденциальной информации Таможенного союза.

Для решения обозначенных проблемных вопросов предлагается:

  • рассмотреть возможность создания органа по управлению вопросами обеспечения безопасности информации Таможенного союза, наделения его полномочиями и возможностями их реализации;
  • организовать разработку нормативно-правовой основы таможенной деятельности в области информационной безопасности на территории Таможенного союза;
  • организовать проведение научных исследований в целях обеспечения информационной безопасности деятельности Таможенного союза с привлечением ученых и специалистов всех государств - членов Таможенного союза.7

Таким образом, одной из функций  таможенных органов является информирование и консультирование участников внешнеэкономической  деятельности и граждан.

1.4. Право заинтересованных лиц на получение информации и консультирование

Информирование и консультирование представляют собой важную юридическую  гарантию защиты лица (юридического или  физического), выступающего участником таможенных правоотношений, от возможных  проявлений административного произвола  со стороны должностных лиц таможенных органов.

.Право на получение информации, право на доступ к информации или право знать имеют конституционную основу. В Конституции РФ вопросам, регулирующим использование информации и определяющим права граждан и государства в информационной сфере, посвящены статьи 15, 23, 24, 29, 33, 41, 42 и 44.

В соответствии с п.4 ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Статья 24 Конституции РФ закрепляет то, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, статьи 23 и 24 Конституции РФ обеспечивают охрану неприкосновенности частной жизни любого лица. Они запрещают собирать и использовать информацию о гражданах без их разрешения. Данные статьи служат основой для правового института персональных данных. Государственные органы власти и органы местного самоуправления наделяются полномочиями по созданию информационных ресурсов, содержащих данные о гражданах, необходимые для функционирования данных органов.

Лицо, в отношении которого принято решение таможенным органом, совершено действие должностным  лицом таможенного органа, а также  лицо, в отношении которого решение  не принято или требуемое действие не совершено в течение установленного срока, вправе обратиться в этот таможенный орган с запросом о причинах и  основаниях принятого решения или  совершенного действия либо непринятия решения или несовершения действия, если это затрагивает права, свободы и законные интересы такого лица непосредственно и индивидуально.8

Физические лица могут  обращаться с коллективными запросами, если указанные решения, действия или  бездействие затрагивают непосредственно  и индивидуально права, свободы  и законные интересы каждого члена  коллектива.

Таким образом, за информированием  в таможенные органы могут обращаться те заинтересованные лица, права, свободы  и законные интересы которых затрагиваются  непосредственно и индивидуально. За консультированием могут обращаться любые заинтересованные в этом лица.

Информация о работе Информирование и консультирование