Выпуск товаров: нормативно - правовая база и механизм реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 01:21, курсовая работа

Краткое описание

Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ белорусской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны, путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения ряда иных мер: обеспечивает защиту интересов белорусских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнения доходной части республиканского бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза.

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 94.93 Кб (Скачать файл)

 

Российская Федерация, как участница Таможенного Союза потерпела многочисленные преобразования таможенных отношений, которые будут вводиться постепенно.

Введение в действие ТК ТС означает, что на территории государств – членов Таможенного Союза будут применяться единые таможенные правила. Товары, прошедшие таможенное оформление в одной стране союза, будут беспрепятственно пересекать границы трех стран. Понятно, что речь идет не обо всех товарах, а только о тех, которые не запрещены к ввозу в союзных государствах.

Право свободно обращаться на всей территории Таможенного Союза получают товары, происходящие из России, Белоруссии и Казахстана, а также товары, которые признавались в этих государствах отечественными. Иностранные товары, ввезенные в любое из государств-членов союза и помещенные в нем под процедуру выпуска для внутреннего потребления, получают право свободно обращаться на всей территории Таможенного Союза. Таким образом, перемещение товаров из России в Казахстан, например, будет считаться взаимной торговлей.

Особенностью действия ТК ТС станет декларирование товаров по принципу национального резидентства. Предусмотрено, что декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. Таким образом, российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, как и раньше, будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации.

В соответствии с ТК ТС сократился период оформления грузовой таможенной декларации с трех до двух дней, по сравнению с Таможенным Кодексом Российской Федерации.

У декларанта появилась возможность внесения изменений в таможенную декларацию до и после выпуска товаров.

Институт специальных упрощенных процедур заменил институт уполномоченного экономического оператора, которому предоставлена  возможность осуществлять выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации, то есть фактически с беспроцентной отсрочкой платежа на срок от 10 до 40 дней; проводить таможенные операции, связанные с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора; осуществлять временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора.

При этом уполномоченные экономические операторы будут вносить обеспечение не менее одного миллиона евро при включении в соответствующий реестр [7].

Изменилась норма, касающаяся срока подачи таможенной декларации на ввозимые товары. В Таможенном Кодексе Российской Федерации таможенная декларация на ввозимые товары должна была подаваться не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в месте их прибытия, либо со дня завершения внутреннего таможенного транзита. При этом была предусмотрена возможность продления этого срока по мотивированному письменному обращению декларанта в пределах четырех месяцев. В ТК ТС таможенная декларация на ввозимые товары должна быть подана до истечения срока временного хранения товаров, который также как и в Таможенном Кодексе Российской Федерации не может  превышать четырех месяцев. То есть декларанту не придется лишний раз обращаться за разрешением в таможенный орган.

Срок выпуска товаров сократился на один рабочий день. В Таможенном Кодексе Российской Федерации срок выпуска был не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления документов, необходимых для таможенного оформления и предъявления товаров. В ТК ТС срок выпуска – один рабочий день со дня, следующего за днем  регистрации таможенной декларации. Так как в ряде случаев для проведения досмотровых операций таможенному органу  необходимо более длительное время, предусмотрено продление срока выпуска с письменного разрешения начальника таможенного органа до десяти рабочих дней.

После выпуска товаров таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при совершении таможенных операций. В ранее действующей норме этот срок был равен одному году. В соответствии с вновь принятым документом таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Более того, законодательством государств – членов таможенного союза может быть установлен срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров до пяти лет.

Основаниями для выпуска, также как и в Таможенном Кодексе Российской Федерации, являются: 

-  представление в таможенных орган лицензий, сертификатов и иных документов, подтверждающих соблюдение других  видов государственного контроля, если их проведение и представление таможенным органам подтверждающих документов предусмотрено международными договорами государств-членов ТС;

- соблюдение условий заявленной таможенной процедуры;

-   уплата таможенных пошлин, налогов, либо предоставление обеспечения их уплаты [8].

Нововведением ТК ТС является отказ в выпуске товаров. Перечень документов,  необходимых для таможенного декларирования, и основания для выпуска товаров  определены непосредственно в ТК ТС. В случае, если основания для выпуска по итогам проверки таможенной  декларации и представленных документов не соблюдаются, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого решения. Получив отказ в выпуске товаров, декларант сможет подать новую таможенную декларацию, устранив причины, по которым ему было отказано, либо заявив другую таможенную процедуру, позволяющую таможенному органу осуществить выпуск товаров.

В ТК ТС создана правовая основа для  внедрения технологии удаленного выпуска товаров. Вместе с предварительным информированием и электронным декларированием это должно вывести таможенное администрирование на качественно новый уровень.

 ТК ТС определяет, что  при подаче предварительной декларации  товары должны быть предъявлены  как таможенному органу, зарегистрировавшему  таможенную декларацию, так и  иному таможенному органу, определенному  в соответствии с законодательством  государства - члена ТС, в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации.

Это является прогрессивной нормой по сравнению с ранее действующей в Таможенным Кодексом Российской Федерации, который устанавливал, что при  предварительном декларировании товары должны быть предъявлены исключительно таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.

 Положения ТК ТС  позволят расширить практику  применения технологии удаленного  выпуска товаров, в том числе  с использованием предварительного декларирования [9].

Многие нормы в ТК ТС направлены на упрощение таможенных операций: существенно сокращены сроки выпуска вывозимых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины  – со стандартных двух дней до четырех часов с момента регистрации декларации. Для тех же товаров в два раза сокращено количество документов, представляемых экспортерами, – с 14 до 7. Исключены, например, документы, подтверждающие таможенную стоимость товаров, полномочия лица, подающего декларацию, совершение внешнеэкономической сделки или транспортные документы.

 

 

3.2 Сравнительный анализ Таможенного Кодекса Таможенного Союза с Таможенным Кодексом Республики Казахстан

 

Вступление Казахстана в Таможенный союз и Единое экономическое пространство имеет большую экономическую и социальную значимость. Вступление Казахстана в ТС будет стимулировать экономическое развитие и способствовать диверсификации экономики.

При ввозе предусмотрено последовательное совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Таможенного союза, их помещением на временное хранение в месте прибытия либо перемещением в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита до таможенного органа, в котором будет осуществляться их таможенное декларирование в соответствии с выбранной декларантом таможенной процедурой.

Основным отличием от ранее действовавшего порядка,  является то, что если иностранные товары, ввезенные в любое из государств – членов Таможенного союза и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение товарами статуса товаров таможенного союза, получают право свободно обращаться на всей таможенной территории Таможенного союза. Такое же право свободно обращаться на всей таможенной территории Таможенного союза с 1 июля 2010 года получают товары, происходящие из Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, а также товары, которые на 1 июля 2010 года признавались отечественными в государствах – членах Таможенного союза.

Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.

В переходных положениях ТК ТС содержится норма, закрепляющая  декларирование товаров по принципу резидентства. В ТК ТС предусмотрено, что до издания отдельного решения Высшего органа Таможенного союза на уровне глав государств – членов Таможенного союза декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. То есть декларанты – казахстанские  лица, будут декларировать товары только таможенным органам Республики Казахстан. Это связано с тем, что  в Таможенном союзе пока унифицировано только таможенное законодательство, а иные виды законодательства – гражданское,  банковское, налоговое  остаются национальными. 

Данное переходное положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для  личного пользования и таможенную процедуру таможенного транзита.

Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии.  В частности, в соответствии с ТК ТС электронная копия не потребуется при подаче пассажирских таможенных деклараций, деклараций на транспортное средство, при подаче письменного заявления или перечня товаров.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация.

К таким документам относятся:

1) документы, подтверждающие  полномочия лица, подающего таможенную  декларацию;

2) документы, подтверждающие  совершение внешнеэкономической  сделки, либо иные документы, подтверждающие  право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в  рамках внешнеэкономической сделки, и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

3) транспортные (перевозочные) документы.

При необходимости к документам, указанным выше документам представляются следующие документы:

1) документ, подтверждающий  соблюдение требований в области  валютного контроля, в случае, предусмотренном  валютным законодательством Республики  Казахстан;

2) документы, подтверждающие  соблюдение запретов и ограничений, а также ограничений в связи  с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер, в случаях, предусмотренных  международными договорами Республики  Казахстан, решениями Комиссии таможенного  союза и нормативными правовыми  актами Республики Казахстан, изданными  в соответствии с международными  договорами Республики Казахстан;

3) документы, подтверждающие  уплату таможенных платежей и налогов;

4) документы, подтверждающие  обеспечение уплаты таможенных  пошлин, налогов, в случае, если товары  выпускаются с условием предоставления  такого обеспечения;

5) документы, подтверждающие  полное или частичное освобождение  от уплаты таможенных платежей  и налогов в соответствии с  таможенными процедурами, установленными  ТК ТС, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров.

В случае, когда отдельные документы не могут быть представлены в указанные сроки по мотивированному заявлению декларанта, таможенные органы разрешают подачу их копий с последующим представлением документов в сроки, необходимые для их получения, но не позднее тридцати календарных дней после регистрации таможенной декларации, если документ не является обязательным для принятия решения о выпуске товаров. Декларант несет ответственность за непредставление документов в установленные сроки либо недостоверное заявление сведений в ранее поданных копиях документов.

С 1 июля 2010 года, в связи с вступлением в Таможенный Союз таможенные органы Республики Казахстан обязаны принимать меры по защите прав интеллектуальной собственности, связанные с приостановлением выпуска товаров,  содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Комитетом таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, и включенных в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств – членов таможенного союза в рамках Соглашения о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств – членов таможенного союза, а в соответствии с Таможенным Кодексом Республики Казахстан, также в отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в такие таможенные реестры.

При этом согласно ТК ТС, меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, при обнаружении признаков нарушения прав интеллектуальной собственности, таможенными органами принимаются при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, т.е. при совершении таможенных операций [10].

Следует отметить, что в целом согласно нормам Таможенного кодекса Таможенного союза и нового Таможенного кодекса Республики Казахстан, механизм приостановления выпуска товаров, в отношении которых при таможенном оформлении обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, по сравнению с ранее действовавшим порядком существенных изменений не претерпел.

Информация о работе Выпуск товаров: нормативно - правовая база и механизм реализации