Антимонопольное регулирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 17:51, реферат

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: на основе анализа антимонопольного регулирования в Российской Федерации выявить проблемы и указать пути решения.
В рамках достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1.Рассмотреть необходимость и сущность антимонопольного регулирования;
2. Выявить цели и задачи антимонопольного регулирования;
3. Изучить зарубежный опыт антимонопольного регулирования;
4. Объяснить особенности антимонопольного регулирования в экономике России
5. Обозначить тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем.

Содержание

Введение
1 Экономические аспекты антимонопольного регулирования
1.1 Необходимость и сущность антимонопольного регулирования
1.2 Цели и методы антимонопольного регулирования
1.3 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования
2 Проблемы антимонопольного регулирования в Российской Федерации и пути решения
2.1 Особенность антимонопольного регулирования в экономике России
2.2 Проблемы антимонопольного регулирования и перспективы развития
2.3 Тенденции базы антимонопольного законодательства в решении проблем
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование в россии.docx

— 46.79 Кб (Скачать файл)

Сегодня антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг [9].

Совершенствование антимонопольного законодательства должно идти по следующим направлениям.

Во-первых, необходимо продолжить начатый процесс повышения экономической обоснованности принимаемых антимонопольным органом решений. Для этого необходимо:

изменить порядок установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта. Доминирующее положение должно признаваться по результатам анализа совокупности факторов, а не только размера доли рынка. К таким факторам относятся, в том числе: наличие препятствий для входа на рынок новых участников, эластичность спроса на товар, соотношение доли компании и ее конкурентов, соотношение доли компании и долей ее потребителей, экономия на масштабах производства, вертикальная интеграция, финансовые ресурсы компании и ее конкурентов;

повысить доказательный статус экономического анализа и оценки конкурентной среды, более жестко формализовать и регламентировать процедуру его проведения. Это необходимо сделать путем закрепления в федеральном законе основных поведенческих и структурных критериев для анализа и оценки конкурентной среды, а также предусмотреть обязательное включение результатов анализа в решении по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Во-вторых, необходимо четко разграничить две категории нарушений антимонопольного законодательства: прямо связанные и косвенные связанные с ограничением конкуренции.

К первой категории относятся нарушения антимонопольного законодательства, которые ограничивают или могут ограничить конкуренцию. Это правонарушения, наносящие вред конкурентной среде отдельного рынка (рынков) и которые затрагивают неопределенный круг лиц, ведущих хозяйственную деятельность на таких рынках. За нарушения, относящиеся к данной категории, должна быть установлена повышенная ответственность, вплоть до уголовной. Ко второй категории правонарушений относятся нарушения, не влекущие столько общественно-опасных последствий и связанные исключительно с отдельным фактом ущемления доминирующим субъектом конкретного потребителя (контрагента). Они составляют существенную часть нагрузки антимонопольного органа - больше половины всех рассматриваемых ФАС России дел.

Таким образом, для дел о нарушениях, не связанных с возможностью ограничения конкуренции, должен быть установлен упрощенный порядок и сокращенные сроки производства.

Кроме того, целесообразно предусмотреть менее значительные штрафы, дополненные возможностью дисквалификации должностных лиц виновного в нарушении хозяйствующего субъекта, а так же мерами воздействия в рамках системы тарифного регулирования.

Данные меры позволят антимонопольному органу более оперативно и эффективно рассматривать дела по защите прав потребителей услуг естественных монополий.

Необходимо отдельно подчеркнуть нецелесообразность использования по делам данной категории так называемого «оборотного» штрафа. Наложение санкции, кратной обороту компании на определенном рынке - адекватная реакция на вред, причиняемый этому рынку, но неоправданная в ситуации, когда угроза для рынка отсутствует. Расчет и последующее длительное обжалование такого штрафа затягивает процесс исполнения предписания антимонопольного органа и процесс подключения потребителя к инфраструктуре. Затраты на выплату штрафа в конечном итоге также ложится на плечи потребителя ( поскольку субъект естественной монополии компенсирует понесенные расходы на его уплату через включение суммы штрафа в инвестиционную программу, тариф на услуги).

В-третьих, следует пересмотреть подход к осуществлению контроля экономической концентрации. Необходимо сократить количество рассматриваемых антимонопольным органом сделок, не влияющих на состояние конкурентной среды. Это позволит повысить качество рассмотрения сделок, которые могут повлечь ограничение конкуренции путем возникновения или усиления доминирующего положения. Для этого необходимо отменить обязанность согласования сделок, совершаемых внутри одной группы лиц и увеличить пороговые значения стоимости активов для согласования сделок.

В-четвертых, необходимо проанализировать и усовершенствовать практику применения антимонопольным органом предусмотренных законодательством мер структурного характера.

В-пятых, необходимо повысить транспарентность решений ФАС России. Все решения и предписания по делам о нарушениях антимонопольного законодательства и рассмотрения сделок по экономической концентрации, результаты анализа состояния конкуренции товарного рынка должны оперативно публиковаться на сайте антимонопольного органа [8].

Заключение

Рассматривая содержательную сущность антимонопольной политики любого государства, исповедующего рыночные начала в экономике, в том числе Российской Федерации, следует иметь в виду два уровня понимания этой политики.

В узком смысле антимонопольную политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, относящихся к системе конкурентного права.

В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг решений, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов.

Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, оно обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение.

Вместе с тем, существуют факторы, негативно влияющие на результативность выполнения функции защиты конкуренции. Прежде всего, к ним относится перегруженность антимонопольного органа заявлениями и делами, косвенно связанными с защитой конкуренции. Несовершенная нормативно-правовая база также является препятствием на пути эффективного антимонопольного регулирования. Действующий закон не всегда требует проведения экономического анализа рассматриваемых отношений, прогнозирования возможных экономических последствий применения тех или иных норм.

Среди негативных факторов также следует отметить отсутствие закрепления в процессуальном законе особенностей доказывания по делам о нарушениях антимонопольного законодательства, что не дает возможность органам судебной власти учитывать специфику данной категории дел. Важно подчеркнуть, что все изложенные обстоятельства обусловлены во многом объективными факторами. В настоящий момент российское антимонопольное регулирование находится в стадии становления. К 2007-2008 годам завершился этап определения его значения в рамках государственной экономической политики (для сравнения, в США данный этап завершился в начале ХХ века), что ознаменовалось формированием системы санкций за нарушение законодательства о конкуренции, а по сути - оценки государством тяжести подобных правонарушений и общественной значимости их пресечения.

Основные экономические цели антимонопольной политики - действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух задач: повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности российской экономики.

В качестве основных принципов реализации антимонопольной политики можно обозначить следующие положения: содействие формированию рыночных отношений, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, соотнесение положений положительного и отрицательного эффектов, предполагающих правило разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов.

К сожалению, антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы. Причём антимонопольная политика должна плодотворно развиваться как в отношении искусственных монополий, так и в отношении естественных, что довольно - таки важно на данный момент для российской экономики.

Не смотря на то, что главной проблемой демонополизации в России является все еще недостаточно развитая законодательная база, эволюция системы антимонопольного законодательства в России показывает, что антимонопольная политика представляет собой не разовые мероприятия, а постоянно действующие и гибко меняющиеся в зависимости от экономической обстановки меры, осуществляемые государством в области регулирования экономики. Это дает надежду на устранение всех недостатков антимонопольной политики в скором будущем.

Список использованной литературы

1. Адашев С. Модернизация  антимонопольной политики в России [Текст] / С. Адашев, А. Шастико // Экономист. - 2005. - №5. - С. 116.

2. Балацкий Е. Недостатки антимонопольного регулирования [Текст] /Е. Балацкий. // Экономист. - 2003. - №5. - С. 48.

3. Видяпин И. В. Энциклопедия  рыночного хозяйства. Государственное  регулирование рыночной экономики [Текст] / И. В. Видяпин. - М.: Инфра, 2007. - 354 с.

4. Доклад «О деятельности  МАП России в области конкурентной  политики в 2002 году». М., 2003.].

5. Князева И. В. Антимонопольная  политика в России [Текст] : учебное  пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности  «Нац.экономика» / И. В. Князева.- М.: Омега-Л, 2006. - 526 с.

6. Куторжевский Г.А. Экономика. Основы теории [Текст] : учебное пособие / Г. А. Куторжевский. - М.: Экономика, 2004. - 382 с.

7. Микроэкономика: практический  подход (Managerial economics) [Текст]: учебник / под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. - 4-е изд., доп. И перераб. - М.: КНОРУС, 2008. - 704 с.

8. Минэкономразвития России  Р. Ф.: программа развития конкуренции: [Электронный ресурс]: официальный  сайт министерства экономического  развития. - М.: ECONOMY.GOV/RU, 2010. - Режим доступа: http://www/economy.gov.ru. - 25.04.2011.

 


Информация о работе Антимонопольное регулирование в России