Антимонопольное регулирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 17:51, реферат

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: на основе анализа антимонопольного регулирования в Российской Федерации выявить проблемы и указать пути решения.
В рамках достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1.Рассмотреть необходимость и сущность антимонопольного регулирования;
2. Выявить цели и задачи антимонопольного регулирования;
3. Изучить зарубежный опыт антимонопольного регулирования;
4. Объяснить особенности антимонопольного регулирования в экономике России
5. Обозначить тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем.

Содержание

Введение
1 Экономические аспекты антимонопольного регулирования
1.1 Необходимость и сущность антимонопольного регулирования
1.2 Цели и методы антимонопольного регулирования
1.3 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования
2 Проблемы антимонопольного регулирования в Российской Федерации и пути решения
2.1 Особенность антимонопольного регулирования в экономике России
2.2 Проблемы антимонопольного регулирования и перспективы развития
2.3 Тенденции базы антимонопольного законодательства в решении проблем
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование в россии.docx

— 46.79 Кб (Скачать файл)

Антимонопольная политика государства ставит перед собой достаточно большое количество важных задач, реализация которых позволит улучшить экономическое состояние страны и благосостояние общества в целом. Однако методы, предпринятые государством, не всегда эффективны и не позволяют выполнить большинство поставленных задач. Что бы добиться большей эффективности, необходимо принять во внимание зарубежный опыт и специфику развития антимонопольного регулирования ведущих стран мира.

1.3 Зарубежный  опыт антимонопольного регулирования

В основе политики антимонопольного регулирования, реализуемой в 100 странах мира, лежат законодательство о конкуренции и антимонопольное законодательство. Их цели - содействие развитию рыночных структур в рамках отдельного государства или группы государств и ограничение монопольной власти одного или нескольких субъектов, а также регулирование отношений между участниками рынка в различных странах [4. с. 107].

Соединенные Штаты Америки имеют богатейший опыт в области проведения антитрестовской политики. Юридическую основу этой политики составляют три федеральных закона: Закон Шермана (1890), Закон Клейтона (1914) и Закон о Федеральной комиссии по торговле (1914) [4. с. 118].

Закон Шермана

Закон устанавливает, что любе соглашение, объединение … или тайный сговор, имеющие целью ограничение торговли между несколькими штатами … объявляются … незаконными; что любое лицо, которое монополизирует или пытается монополизировать торговлю между штатами, виновно в совершении преступления [3. с. 100].

Федеральное правительство США в соответствии с этим законом имеет право привлекать к суду фирмы и деловые предприятия, причем спектр вероятных наказаний достаточно широк: от денежных штрафов до тюремного заключения, причем после введения поправки 1974 года последняя мера получила широкое распространение. На действия провинившейся фирмы может быть наложен судебный запрет, а в исключительных случаях суд может вынести предписание о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий.

Кроме того, все частные лица, считающие, что понесли убытки в результате нарушения кем - либо Закона Шермана, имеют право возбудить дело в суде и, в случае признания претензий обоснованными - могут получить компенсацию, втрое превосходящую стоимость нанесенного им ущерба. Такие случаи стали за рубежом в последнее время вполне обычной практикой в деятельности судебных органов [9].

Закон Клейтона

Закон Клейтона был призван усилить и сделать более определенными положения закона Шермана. Закон Клейтона объявляет вне закона ценовую дискриминацию, запрещает принудительные соглашения…, приобретение акций конкурирующих фирм… и запрещает совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий, когда вследствие этих действий ослабляется конкуренция [3. с. 100].

Закон о Федеральной комиссии по торговле

Одновременно с Законом Клейтона Конгресс США ратифицировал Закон о Федеральной торговой комиссии, который дополнял Закон Клейтона. Этот акт давал Федеральной торговой комиссии США - вновь созданному и независимому органу - полномочия определять в каждом конкретном случае факты наличия нарушений антимонопольного законодательства. Кроме того, ФТК наблюдает за рекламной практикой, защищая потребителей от лжи и обмана в этой сфере. Значение данного органа лежит, скорее, не в расширенном толковании незаконных средств и методов ведения бизнеса, а именно в создании независимого от влияния монополистических структур института, имеющего право возбуждения судебных разбирательств [9].

В 1950 г. Закон Селлера-Кефовера внес поправку в параграф 7 закона Клейтона (разрешающего приобретение акций конкурирующих фирм), поскольку фирма могла обойти его путем приобретения вещественных элементов активов конкурирующих фирм, а не их акций. Закон Селлера-Кефовера закрыл эту лазейку, запретив одной фирме приобретать активы другой фирмы, если результатом этого будет ослабление конкуренции. [3. с. 101]

Главную работу по государственному контролю за монополистической деятельностью в США проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля за соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия.

Сложнейшая задача, стоящая перед государственными органами, непосредственно проводящими в жизнь антимонопольное законодательство, заключается в следующем: а каковы те экономические критерии, на основании которых устанавливается факт монополизации? Существуют вопросы, которые предстоит каждый раз решать государственным службам:

что считать низким (или наоборот, завышенным) уровнем цен?

какой процент (доля) всего отраслевого производства свидетельствует о монополистическом захвате?

какой уровень ограничения выпуска продукции считается искусственным дефицитом?

Все эти проблемы показывают, насколько сложным является практическое воплощение в жизнь антитрестовского законодательства. Государство должно балансировать между опасностью разрушительного монополизма и опасностью ограничения конкуренции. Антимонопольная практика должна действительно поддерживать конкуренцию, а не ограничивать ее, предоставляя наиболее льготный режим одним группам производителей (потребителей) за счет других [8].

2. Проблемы антимонопольного регулирования в Российской Федерации и пути решения

2.1 Особенность антимонопольного регулирования в экономике России

Институциональная среда, определяющая условия конкуренции на российских товарных рынках и рынках финансовых услуг и обеспечивающая реализацию основных направлений антимонопольной политики, состоит из набора законодательных актов, определяющих правила взаимодействия субъектов рынка, а также из механизмов, обеспечивающих соблюдение установленных в законодательных актах правил [5. с. 194].

То, в какой мере государству удается обеспечить соблюдение установленных правил, определяет процесс становления конкурентных отношений и качественные характеристики конкуренции на товарных и финансовых рынках. Антимонопольное законодательство действует на всей территории России для большей части рынков товаров и услуг и имеет структуру, показанную в приложении 2 табл. 3.

Становление антимонопольной политики происходило одновременно с либерализацией экономики, приватизацией, формированием рыночных отношений. История антимонопольного регулирования началась 22 марта 1991 г., после принятия Закона РСФСР № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. При разработке данного Закона учитывались особая форма высокомонополизированной экономики России и основополагающая концепция запрета не самого монопольного положения, а злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Применение Закона на практике показало его неполную приспособленность к реальным процессам, происходящим в экономике России переходного периода и составляющим основной предмет антимонопольного регулирования. Именно поэтому за период действия Закон подвергался редактированию восемь раз, при этом прежняя концепция оставалась неизменной.

Принятие Конституции РФ, гарантирующей единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также нового Гражданского кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях обусловило необходимость внесения изменений и дополнений в Закон «О защите конкуренции».

Одним из инструментов проведения государственной антимонопольной политики, направленной на регулирование процессов экономической концентрации на товарных рынках и деятельности крупных предприятий, владеющих влиятельными сегментами рынка, служит ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов (далее - Реестр).

Целевое назначение Реестра - подготовка информационной базы о крупнейших субъектах отдельного товарного рынка для осуществления государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства при осуществлении институциональных преобразований в экономике. [5. с. 195]

За период проведения антимонопольной политики в России существовали две разные концепции формирования и ведения Реестра, менявшие свое экономическое и правовое предназначение в зависимости от экономических условий.

Государственный Реестр РФ объединений и предприятий-монополистов (далее - Реестр-М), как инструмент предупреждения и пресечения монополистической деятельности с 1992 до 1995 гг., носил жестко принудительный характер, формировался на основе приказа ГКАП России и основывался на одновременном наличии двух признаков - доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке и факта злоупотребления этим положением. Под государственным регулированием в 1993 г. находилось около 5-6 процентов выпускаемой продукции на федеральном уровне и около 15-20 процентов - на региональном. антимонопольное регулирование законодательство

По мере либерализации внешней торговли Реестр превратился из инструмента, предназначенного для выполнения функции административного, ценового и количественного регулирования в перечень крупных хозяйственных субъектов, имеющих значительную долю рынка. Методология функционирования Реестра претерпела кардинальные изменения: функция административного контроля сменилась наблюдением за деятельностью субъектов, имеющих существенную долю рынка.

Новая редакция Закона «О конкуренции ...» (1995) предложила иной подход к формированию Реестра. Изменилось название этого документа на «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов», а правовые последствия для включенных в Реестр предприятий определены только при государственном контроле за созданием и реорганизацией коммерческих предприятий и приобретением акций в уставном капитале. Соответственно изменилось не только название, но и форма легитимности Реестра.

Практическая работа по формированию Реестра показала, что с 1997 г. количество включенных в него предприятий увеличилось почти в 1,5 раза, при этом в федеральном разделе наблюдалось как временное увеличение количества субъектов, так и его снижение. По состоянию на 1 ноября 2007 г. в Реестр включено около 7 тыс. хозяйствующих субъектов и около 300 - в федеральный раздел.

Включенные в реестр предприятия имеют следующее распределение по принципу отраслевой принадлежности: 22 процента - услуги жилищно-коммунального хозяйства, 13 процентов - продукция производственно-технического назначения, 28 процентов - продукты питания, 5 процентов - товары народного потребления, 21 процент - отдельные виды работ и услуг, 11 процентов - хозяйствующие субъекты, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий (для естественных монополистов в области транспортных перевозок, в области связи и энергетическом комплексе составляются свои реестры).

В конце 2002 г. была предложена новая редакция Закона «О конкуренции ...», включающая изменения и дополнения действующих положений антимонопольного законодательства.

К 2005 г. стало очевидно, что положения действующего Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не в должной мере стали отвечать экономическим и правовым реалиям России и современным международным правовым нормам конкурентного законодательства. В июле 2006 г. был принят Закон «О защите конкуренции».

Он был разработан в целях совершенствования законодательства о конкуренции, в том числе путем создания единых правовых основ для развития и защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках.

Одной из основных задач при формировании данного Закона стало закрепление в нем комплекса норм, направленных на эффективную реализацию права физических и юридических лиц на получение товаров и услуг по справедливой рыночной цене и права хозяйствующих субъектов на ведение своей деятельности в условиях, стремящихся к справедливой конкуренции.

В законе существенно модифицировано понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

- Снижено пороговое значение  доли хозяйствующего субъекта  на товарном рынке с 65 до 50 процентов, начиная с которого положение  такого хозяйствующего субъекта  на товарном рынке признается  доминирующим (если такой хозяйствующий  субъект не докажет обратное).

- Введено понятие коллективного (множественного) доминирования.

- Презюмируется доминирование субъекта естественной монополии.

- Предусмотрена возможность  установления федеральными законами  доминирования компании с долей  менее 35 процентов.

- Введен особый порядок  установления антимонопольным органом  доминирующего положения финансовой  организации (ст. 5).

Избирательное предоставление льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам органами государственной власти и местного самоуправления является одной из основных угроз конкуренции. Запреты на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти и органов местного самоуправления распространены также на акты и действия государственных внебюджетных фондов. Закон содержит принципиально новый подход к контролю предоставления органами государственной власти и местного самоуправления льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам. В него включено понятие государственной помощи, которое устраняет существовавшую ранее неопределенность в подходе к определению понятий ограничивающей конкуренцию государственной помощи и мер государственной поддержки.

Информация о работе Антимонопольное регулирование в России