Анализ роли таможенного тарифа в защите внутреннего рынка и отечественных производителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:16, доклад

Краткое описание

В настоящее время таможенный тариф является основным регулятором ввоза и вывоза товаров в системе государственного тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, при этом таможенные пошлины одновременно являются важным источником пополнения доходов федерального бюджета страны.

Вложенные файлы: 1 файл

текст работы 3 глава.docx

— 57.55 Кб (Скачать файл)


Данная таблица подтверждает, что на товары, производство которых  развито в нашей стране, установлены  довольно высокие ставки. Следовательно, эти ставки не несут какой-либо протекционистской  нагрузки, а выполняют главным  образом фискальные функции.


Именно товары, пользующиеся особым, широким спросом, в большинстве  случаев не изменяющимся при изменении  цены, облагаются высокими фискальными  пошлинами в размере от 20 до 100 %. Такие товары представлены в Таможенном Тарифе группами «Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус», «Табак и промышленные заменители табака», «Взрывчатые вещества; пиротехнические изделия; спички; пирофорные сплавы; некоторые горючие вещества», «Жемчуг природный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них, монеты», «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности».

Таблица 2.4 Реализация функций таможенных пошлин по разделам таможенного тарифа

Функция

Группа товаров

Размер ставки

Защитная

1603, 1604, 1605

15 %

 

1701

140-340 долл. США за 1000 кг

 

1702

0,23 евро за 1 кг

 

1806

0,6 евро за 1 кг

 

1901, 1903, 1904

15 %

 

2003, 2005, 2006

15 %

 

2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106

15 %

 

2201, 2202

15 %, но не < 0,07 евро за 1 л

 

2203

0,6 евро за 1 л

 

2204, 2205, 2206

20 %

 

2207

100 %, но не < 2 евро за 1 л

 

2208

2 евро за 1 л

 

2208 90 910 0, 2208 90 990 0

4 евро за 1 л

 

2209

15 %

 

2309

20 %, но не < 0,16 евро за 1 кг

 

2403

20%

 

7101-7118

20 %

Регулирующая

1602 10 001 0

5 %

 

1702, 1703

5 %

 

1801

0 %

 

1802-1806

5 %

 

1901 10 000 0

5 %

 

2005 10 001 0

5 %

 

2009

5 %

 

2301, 2304

0 %

 

2302-2308

5 %

 

2401

5 %

 

7102 31 000 0

0 %

Фискальная

1601

20 %, но не < 0,4 евро за 1 кг

 

1604

20 %, но не < 22 евро за 1 кг

 

1605

20 %, но не < 3,5 евро за 1 кг

 

1704

20 %, но не < 1,2 евро за 1 кг

 

1902

15 %, но не < 0,06 евро за 1 кг

 

1905

15 %, но не < 0,15 евро за 1 кг

 

2001, 2002

15 %, но не < 0,075 евро за 1 кг

 

2207

100 %, но не < 2 евро за 1 л

 

2309

20 %, но не < 0,16 евро за 1 кг

 

2402

30 %, но не < 3 евро за 1000 шт.

 

7101-7118

20 %

 

7117

20 %, но не < 4 евро за 1 кг



По рассмотренным разделам функции таможенных пошлин реализуются  в полной мере. Защищается национальная готовая пищевая продукция 15 % ставками и комбинированными ставками для взимания больших сумм в бюджет. Защищаются российские производители алкогольной и табачной продукции высокими ставками таможенных пошлин. В то же время стимулируется ввоз продукции для детского питания, сырьевые товары и полуфабрикаты, на которые ставки снижены до 5 % и 0 %. Многие ставки выполняют одновременно защитную и фискальную функции, что позволяет в полной мере реализовывать основные цели пошлин

Итак, после проведенного анализа ставок действующего тарифа можно сделать вывод о том, что все виды ставок таможенной пошлины  выполняют фискальную функцию, то есть пополнение бюджета РФ. Также некоторые  ставки выполняют защитную функцию, то есть защищают отечественных товаропроизводителей от иностранных конкурентов. Таможенный тариф путем удорожания ввозимых товаров защищает отечественных  поставщиков аналогичных или  взаимозаменяемых товаров от чрезмерной иностранной конкуренции на внутреннем рынке, особенно нежелательной, когда  значительный импорт ограничивает возможности  сбыта продукции национальных предприятий. Потребность в защите отечественного товаропроизводителя связана с  тем, что на мировом рынке в  силу ряда причин существуют поставщики товаров более конкурентоспособные, чем отечественные производители.

В ЕТТ установлена новая  принципиально отличительная тарифная льгота, речь идет об освобождении от уплаты ввозной таможенной пошлины в  отношении оборудования, комплектующих, запасных частей и сырья, которые  ввозятся в рамках реализации инвестиционных проектов.

Вводимая странами Таможенного  союза аналогичная льгота очень  важна для бизнес-сообщества. Ее значимость состоит в том, что  она предоставляется в отношении  не только технологического оборудования (ставки пошлин на которое в большинстве  случаев обнулены), но и сырьевых товаров, облагаемых достаточно высокими ставками ЕТТ.

Перечислим условия применения данной льготы:

- льгота в отношении  сырья или материалов предоставляется,  если таковые не производятся  в странах Таможенного союза  или производимое сырье не  соответствует техническим характеристикам  проекта;

- инвестиционный проект, в рамках которого ввозятся  товары, включен в перечень, составляемый  Комиссией ТС;


- товары, ввезенные на  территорию Таможенного союза  с тарифной льготой, предназначены  исключительно для использования  в инвестиционном проекте. Порядок  контроля за целевым использованием  ввезенных товаров определяется Комиссией ТС.

К сожалению, данная льгота не может применяться компаниями на практике ввиду неразрешенности  ряда принципиальных вопросов, связанных  с порядком ее предоставления. К  ним относятся:

- определение группы инвестиционных  проектов, которые смогут претендовать на данную тарифную льготу (то есть какие проекты будут относиться к категории инвестиционных, останутся ли те же критерии оценки размера инвестиций и доли иностранного инвестора, смогут ли льготой пользоваться те проекты, которые уже реализованы на территории России, или это коснется только новых проектов);

- определение порядка  обращения компаний, претендующих  на включение инвестиционного  проекта в перечень, который ведется Комиссией ТС (то есть кто будет являться адресатом обращений, какие документы необходимо представлять компаниям, в какие сроки будут приниматься решения).

При формировании импортного таможенного тарифа России используется наиболее эффективный способ, получивший распространение в таможенных тарифах  промышленно развитых странах - принцип  тарифной эскалации. Рассмотрим эскалацию  ставок ввозных таможенных пошлин на продовольственные товары.

Данный принцип используется как для регулирования ввоза  сельскохозяйственного сырья, так  и для продуктов его переработки. В таблице 2.5 представлен пример эскалации ставок ввозных таможенных пошлин на мясную продукцию.

 

 

Таблица 2.5 Тарифная эскалация  вводных таможенных пошлин на продукты из мяса (говядины)

Код ТН ВЭД ТС

Наименование товара

Ставка ввозной пошлины

0102296100

Коровы убойные

5 %

0202100001

Туши и полутуши свежие или охлажденные

15 %, но не менее 0,2 евро кг

1602906100

смеси отварного мяса или субпродуктов и сырого мяса или субпродуктов

25 %, но не менее 0,4 евро за кг



В данном случае прослеживается увеличение ставки пошлины пропорционально  степени переработки мяса с 5 % в 5 раз. При этом, регулирование импорта мясопродуктов более высокой степени переработки отмечается использованием комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин.

Принцип тарифной эскалации  также применяется в отношении  регулирования импорта мяса птицы  и продуктов его переработки. Так при импорте курицы домашней применяется адвалорная ставка ввозной  таможенной пошлины в размере 5 %, тогда как «70 %-ные цыплята» - 25 %, но не менее 0,2 евро за килограмм. Вне квоты ставка таможенной пошлины на «70 %-ные цыплята» установлена в размере 80 %, но не менее 0,7 евро за килограмм. При этом данная ставка выше в адвалорной части комбинированной пошлины, чем ставка ввозной таможенной пошлины на консервы из мяса домашней птицы, имеющие более высокую степень переработки – 25 %, но не менее 0,4 евро за килограмм. В этом случае принцип тарифной эскалации реализуется в специфической части таможенных пошлин, так как стоимость «куриных консервов» выше стоимости «куриных полуфабрикатов», и в случае занижения стоимости срабатывает специфическая составляющая таможенной пошлины.

 

Таблица 2.7 Тарифная эскалация ввозных таможенных пошлин на продукты из мяса домашней птицы

Код ТН ВЭД ТС

Наименование товара

Ставка ввозной пошлины

0105 94 000 0

Куры домашние

5%

0207 11 300 1

«70%-ные цыплята» свежие или охлажденные

25%, но не менее 0,2 евро за  кг

1602 50 100 0

Смеси отварного мяса в герметичных  контейнерах

25%, но не менее 0,4 евро за  кг



При регулировании ввоза  рыбы и продуктов ее переработки  тарифная эскалация выражена не так  явно, как в предыдущих примерах.

Таблица 2.8 Тарифная эскалация  ввозных таможенных пошлин на ввоз продуктов из рыбы

Код ТН ВЭД ТС

Наименование товара

Ставка ввозной пошлины

030199 110 0

Лосось тихоокеанский живой

10 %

0302 13 000 0

Лосось тихоокеанский, свежий или  охлажденный

10 %

0303 12 000 0

Лосось тихоокеанский мороженный

10 %

0304 41 000 0

Филе рыбное и прочее мясо лосося тихоокеанского свежее

10 %

0305 41 000 0

Рыба копченая, включая филе лосося тихоокеанского

20, но не менее 4 евро за 1 кг

1604 11 000 0 

Консервированный лосось

20 %, но не менее З евро за кг


 

Тем не менее, на импорт копченого  и консервированного лосося установлена  комбинированная ставка ввозной  пошлины, размер адвалорной составляющей которой в 2 раза выше, чем на ввоз живой и разделанной рыбы.

При регулировании ввоза  овощей принцип тарифной эскалации  не применяется. Примером тому может  служить томаты и продукты из них. Комбинированные ставки применяются  на томаты свежие; или охлажденные, так и на томаты консервированные. Адвалорная составляющая совпадает, а  специфическая часть комбинированной  пошлины на томаты консервированные меньше на 0,005 евро за килограмм, чем на томаты свежие. В этом случае наблюдается явление обратное принципу тарифной эскалации.

Таблица 2.9 Тарифная эскалация ввозных таможенных пошлин на томаты и продукты их переработки

Код ТН ВЭД ТС

Наименование товара

Ставка ввозной пошлины

0702 00 000 1

Томаты свежие или охлажденные

15 %, но не менее 0,08 евро за кг

0710 80 700 0

Томаты замороженные

15 %

0712 90 300 0

Томаты сушеные

15 %

2002 10 100 0

Томаты консервированные, очищенные

15 %, но не менее 0,075 евро за 1 кг



В отношении регулирования  импорта фруктов принцип тарифной эскалации соблюдается. Данные отличия  в регулировании овощей фруктов  связано с тем, что овощи (картофель, морковь, капуста белокочанная, чеснок и другие) выращиваются на территории РФ и к их импорту применяются  защитные меры тарифного регулирования, в отличие от фруктов (апельсины, бананы виноград и другие), которые  не выращиваются или выращиваются на территории РФ в малом объеме.

Таблица 2.10 Тарифная эскалация ввозных таможенных пошлин на апельсины и продукты их переработки

Код ТН ВЭД РФ

Наименование товара

Ставка ввозной пошлины

0805 10 200 0

Апельсины свежие

5 %, но не менее 0,02 евро за кг

0812 90 200 0

Апельсины консервированные для кратковременного хранения, но пригодные к употреблению в таком виде

10 %

2007 00 380 0

Апельсины консервированные с помощью  сахара

15 %


 

Принцип эскалации не применятся в 17 группе таможенного тарифа. При  переводе специфической пошлины  на сахар-сырец тростниковый ставка таможенной пошлины при цене более 198,43 долларов за тонну составит 70,5 %, на сахар белый почти 90 %. В свою очередь средняя ставка на кондитерские изделия из сахара в адвалорной части комбинированной пошлины 20 %. Следовательно, в 17 группе принцип тарифной эскалации не соблюдается из-за защиты отечественных производителей сахарной свеклы и сахара белого.


Наиболее последовательно  принцип тарифной эскалации таможенных пошлин реализуется в отношении  продуктов переработки пшеницы, равномерно увеличиваясь в зависимости от степени переработки товара. При этом в целях усиления защитной функции таможенной пошлины при импорте готовых хлебобулочных изделий установлена комбинированная ставка ввозной пошлины, также усиливающая фискальный эффект.

Таблица 2.11 Тарифная эскалация ввозных таможенных пошлин на продукты из пшеницы

Код ТН ВЭД РФ

Наименование товара

Ставка ввозной пошлины

1001 10 000 0

Пшеница твердая

5 %

1101 00 1100

Мука из твердой пшеницы

10 %

1905 90 300 0

Хлебобулочные изделия, не содержащие добавок

15 %, но не менее 0,15 евро за кг

Информация о работе Анализ роли таможенного тарифа в защите внутреннего рынка и отечественных производителей