Актуальность внедрения опыта таможенных органов Республики Беларусь таможенными органами Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении международного опыта таможенных органов в части экономической эффективности их деятельности на примере Республики Беларусь и возможностью внедрения данного опыта Российской Федерацией.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
- усовершенствовать понятийный аппарат, связанный с темой и целью исследования;
- изучить мероприятия, проводимые таможенными органами Республики Беларусь;

Содержание

Введение
5
1 Теоретические основы эффективности таможенных органов
6

1.1 Понятие социально-экономической эффективности
6

1.2 Подходы и система показателей, используемых для оценки социально-экономической эффективности таможенных органов
8

1.3 Методика оценки экономической эффективности деятельности таможенных органов
12
2 Опыт таможенных органов Республики Беларусь в части экономической эффективности их деятельности
19

2.1 Таможенные органы Республики Беларусь: задачи и функции
19

2.2 Анализ экономической эффективности деятельности ГТК Республики Беларусь
24
3 Актуальность внедрения опыта таможенных органов Республики Беларусь таможенными органами Российской федерации
40
Заключение
43
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсач эфективть там органов.docx

— 85.56 Кб (Скачать файл)

Конкурсная  комиссия по формированию резерва руководящих  кадров ГТК, начальники самостоятельных  подразделений Комитета и  начальники таможен обеспечивают:

  • создание  банка  данных  для назначения  на должности руководящего состава по категориям должностей;
  • формирование перспективного плана комплектования  должностей  руководящего  состава, составляемого на три года;
  • обновление ныне действующего резерва на руководящие должности;
  • анализ качественного состава сотрудников, состоящих в резерве кадров для выдвижения, и организация их обучения или переподготовки по отдельным программам для каждого уровня резерва выдвижения, в том числе в Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Целям улучшения  подбора, расстановки кадров, повышения  их деловой квалификации, качества и эффективности труда служит аттестация руководителей и сотрудников таможенных органов. Она способствует совершенствованию системы управления, правильной оценке деловых качеств сотрудника, формированию  резерва на  выдвижение, оценке необходимости и целесообразности подготовки и повышения квалификации, на основании чего принимаются соответствующие решения.

Для ГТК  характерны высокая степень стабильности, последовательности перемещения по службе и преемственности при  формировании резерва руководящих кадров. Подбор и расстановка руководящих кадров позволяет руководству ГТК адекватно реагировать на складывающуюся кадровую ситуацию в условиях изменяющейся оперативной обстановки на государственной границе, осуществлять,  при необходимости,  ротацию кадров и их выдвижение на должности более высокого уровня. Задача обучения резерва кадров таможенных органов решается по нескольким направлениям: направление должностных лиц для обучения в Российскую таможенную академию, получение новой квалификации в Академии управления при Президенте Республики Беларусь и Институте национальной безопасности, повышение квалификации и прохождение стажировок.17

Применяемые в ГТК подходы к формированию резерва в целом отвечают требованиям  Главы государства и направлены на укрепление уровня управленческого потенциала таможенных органов в интересах повышения эффективности государственного управления.

С удовлетворением  можно констатировать повышение доверия населения к таможенным органам. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты анкетирования, проведенного в марте 2009 года во всех таможнях. Участие в нем приняли около 2 тыс.  граждан, пересекавших  границу, и приблизительно  столько же  представителей субъектов хозяйствования. Более 70 % респондентов оценивают действия должностных лиц таможни как профессиональные, 95 % опрошенных удовлетворены сроками оформления в пунктах таможенного оформления,  94 % –  возможностью оперативно получить необходимую информацию. По результатам 2007 года 45 % респондентов оценивали действия таможенных органов как профессиональные.

Таким образом, подводя промежуточные итоги  мероприятий, проведённых с целью  повышение экономической эффективности  таможенных органов Республики Беларусь, можно заметить, что:

- время  таможенного оформления, за счёт  программы электронного декларирования, сократилось в 10 раз с 5 часов  до 30 минут;

- за счёт  внедрения СУР снизилось физическое  количество проводимых таможенных  досмотров в 5 раз, а их результативность  возросла в 8 раз;

- пропускная  способность пунктов пропуска  возросла на 155 %;

- повысилось  доверие к работникам таможенных  органов Беларуси на 25 %.

Критерий 3. «Выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу Российской Федерации запрещен».

Исходя  из данных таблицы 2 можно сделать вывод, что за последние четыре анализируемых года коэффициент эффективности заметно возрос с 5,94 в 2006 году до 7,93 в 2009 году. Это может говорить о том, что, несмотря на сжижение количества сотрудников, работа идет эффективно. Таким образом, можно предположить, что уменьшение штата сотрудников было обоснованно и привело к улучшению работы и повышению показателей

Таблица 2 – Эффективность деятельности правоохранительного блока таможенных органов Республики Беларусь18

Период

Кол-во сотрудников

Кол-во дел

Наложено санкций, млн. руб.РБ

Загруженность, на 1 работника

Коэффициент эффективности

2006

120

8630

426,9

71,9

5,94

2007

120

8790

538,7

73,2

7,35

2008

100

8160

524,5

81,6

6,43

2009

100

8750

693,7

87,5

7,93


Проводя анализ экономической эффективности  таможенных органов Республики Беларусь, в данной работы выявлено, что экономическая  эффективность таможенных органов  Беларуси довольно высока. Высокий  экономический эффект связан с внедрением новых технологий в таможенной производство, сокращением издержек, повышение  уровня квалификаций кадров таможенных органов.

Анализируя проекты, разработанные Правительством Республики Беларусь и успешно реализованный Государственным Таможенным Комитетом Республики Беларусь, можно сделать вывод, что основной аспект в реформировании таможенной системе сделан на внедрению электронных технологий и улучшению управленческой деятельности. Электронное декларирование и переписка существенно снизило временные и денежные затраты на таможенное оформление и подняло таможенную систему Республики Беларусь на значительно новый уровень. Повышение квалификаций работников таможенной службы, сужение управленческого аппарата повысило доверие к данной профессии среди населения. Данные меры повышают не только авторитет таможенных органов Беларуси, но и авторитет Республики Беларусь в мире.

 

3 АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ОПЫТА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Федеральная таможенная служба РФ строит свою систему взаимодействия бизнеса и таможни при организации таможенного оформления и таможенного контроля следующим образом.

Концепция ФТС РФ по работе с участниками ВЭД строится по факту прибытия товара в пункт пропуска на государственную границу РФ или на соответствующий внутренний склад временного хранения, в зону деятельности той или иной таможни19.

 Таким образом, схема организации таможенного оформления и таможенного контроля в РФ в схематичном варианте строится по принципу: "Товар - документы на него - ответственное лицо за документы и за товар - контроль определенной таможни". Все технологии оформления товара, в том числе "с использованием компьютерной обработки информации", являются цепью взаимосвязанных и взаимообусловленных процедур, не стыкующихся друг с другом, а зачастую и противоречащих друг другу, как по времени, так и по месту их производства. Процесс оформления разорван на части, а сами части ориентированы на результаты фактического контроля, то есть визуального досмотра. В свою очередь, групповое принятие решения при документальном контроле, идентификационный досмотр, непосредственное участие в процессе оформления многих около таможенных структур приводит к деградации таможенного оформления и таможенного контроля и фактической бесконтрольности. Очень важное значение в процессах таможенного оформления и таможенного контроля в РФ имеет так называемый "человеческий фактор", так как процедуры запутанны и нечеткие, правила устарели, или вообще отсутствуют, то зачастую необходима именно логика человека, что бы принять решение.20

И самый главный аспект возможной, коренной модернизации таможенного делопроизводства, это моральный. Таможенникам не будет возможно и нужно от кого-то чего-то требовать в виде денежного вознаграждения. Разве что от компьютера, который и будет принимать решения по 98% операций надлежащего оформления таможенной декларации участниками ВЭД.

То есть, в РФ на данный момент существует необходимость в модернизации всего процесса таможенного оформления в пользу его полной автоматизации. Внедрение и модернизация автоматизированной системы позволит снизить временные и денежные затраты участников ВЭД и таможенных органов, позволит повысить пропускную способность таможенных постов, усилить борьбу с коррупцией и контрабандой.

Автоматизированная система должна включать в себя:

  • систему электронного декларирования товаров;
  • систему предварительного информирования таможенных органов о товарах, перемещаемых через границу;
  • реализацию принципа «одного окна» на всех таможенных постах и таможнях;
  • систему управления рисками.

Так же, она позволит сократить количество персонала, что положительным образом скажется на снижение финансирования таможенных органов государством, повышении квалификации работников, повышением их оплаты труда и облегчением работы административного аппарата таможенных органов РФ.

Меры, которые повысят экономическую эффективность таможенных органов РФ:

- отказ от бумажного документооборота в пользу электронного, введение повсеместного принципа электронной декларации на всех структурных объектах ФТС РФ;

- внедрение и разработка системы управления рисками, обязательное применение данной системы каждым должностным лицо таможенной службы;

- ежегодная аттестация и повышение квалификаций работников таможенных органов с целью создания оперативного, творческого и неподкупного персонала таможенной службы РФ.

Таким образом можно сделать выводы, что внедрение автоматизированной системы:

  • поможет в реализации программы по борьбе с коррупцией отсечением влияния "человеческого фактора" на выпуск товара в свободное обращение, сопровождающегося сегодня систематическими поборами.
  • поможет значительно оптимизировать количество таможенных офицеров и служб ФТС РФ, с приведением зарплат оставшихся до международного уровня.
  • позволит защитить экономику страны от неконтролируемых, не качественных, контрафактных товаров
  • поднимет на высокий уровень защиту интеллектуальных прав в РФ, так как все поставки будут учтены наилучшим образом.

Можно сделать вывод, что Центральный вычислительный комплекс позволяет существенно сократить время проведения таможенных процедур, обеспечить своевременное получение информации и, в целом, повысить качество предоставления услуг таможенными органами и эффективность деятельности таможенных органов.21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В результате написания курсовой работы, автором сделаны следующие выводы:

  1. при исследовании теоретических материалов было выявлено, что понятие категории «экономическая эффективность таможенных органов» весьма обширно и не существует единого мнения по данному вопросу, так же как и с оценкой данной эффективности;
  2. уровень эффективности таможенных органов Республики Беларусь в последние годы значительно повысился за счёт внедрения новых программ;
  3. анализируя проекты, разработанные Правительством Республики Беларусь и успешно реализованный Государственным Таможенным Комитетом Республики Беларусь, можно сделать вывод, что основной аспект в реформировании таможенной системе сделан на внедрению электронных технологий и улучшению управленческой деятельности;
  4. в РФ на данный момент существует необходимость в модернизации всего процесса таможенного оформления в пользу его полной автоматизации. Внедрение и модернизация автоматизированной системы позволит снизить временные и денежные затраты участников ВЭД и таможенных органов, позволит повысить пропускную способность таможенных постов, усилить борьбу с коррупцией и контрабандой.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

  1. Андриашин Х. Таможенное право / Х. Андрияшин, В. Свинухов. – М. : Москва, 2008. – 512 с.
  2. Белозерова С. В. Анализ выполнения критериальных показателей эффективности деятельности таможенного органа [Электронный ресурс] // Северо-Кавказский государственный технический университет : офиц. сайт. - http://science.ncstu.ru/articles/econom/ 2010_10/02.pdf/file_download. – 01.12.11.
  3. Бекяшев К.А. Таможенное право : Учебник / К.А. Бекяшев. - М. : Норма, 2007. – 445 с.
  4. Берков Е.А. Учебное пособие в помощь слушателям, изучающим таможенное дело / Е.А. Берков, Е.Ф, Галанжи. – М. : Москва, 2008. - 436 с.
  5. Боровский А. Новые средства коммуникаций порождают новые формы взаимодействия между людьми и организациями [электронный ресурс]// Таможня.ру: офиц. сайт.-http://www.tamognia.ru/people/articles/detail.php?ID=1532339 – 22.12.2011
  6. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь [офиц. сайт] http://gtk.gov.by– 20.12.2011
  7. Концепция развития системы ведомственных пунктов таможенного оформления на 2008–2013 гг»//Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [электронный ресурс]. http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=S20650549 – 9.12.2011
  8. Корняков К.А. Зарубежный опыт таможенного контроля и транспортных средств [электронный ресурс]// Таможня.ру: офиц. сайт.-http://www.tamognia.ru/people/articles/detail.php?ID=1532319 – 22.12.2010
  9. Министерство Финансов Республики Беларусь [офиц. сайт] -http://www.minfin.gov.by/- 06.12.2011
  10. Постановление Совета министров Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. № 549 «О статистическом декларировании товаров»//Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [электронный ресурс]. http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C20900549 – 6.01.2011
  11. Президент Республики Беларусь [офиц. сайт] http://president.gov.by/– 5.12.2011
  12. Приказ ГТК Республики Беларусь от 20 марта 2008 г. № 195-ОД, «О типовой технологии производства таможенного оформления и таможенного контроля в ведомственном пункте таможенного оформления» //Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [электронный ресурс]. http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=A54889549 – 7.12.2011.
  13. Развитие и администрирование Центрального вычислительного комплекса ЕАИС таможенных органов [Электронный ресурс] // edpc.customs.ru – ГНИВЦ ФТС России : офиц. сайт. –http://edpc.customs.ru/edpc/prject/2259-2010-08-16-07-01-43. – 01.12.11.
  14. Словарь таможенных терминов  [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Режим доступа : http : // www. tamognia. ru / dictionary / section. php? SECTION _ ID = 27093. - 19.12.2011.
  15. Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 204-ЗНациональный правовой интернет-портал Республики Беларусь [электронный ресурс]. http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=F20234549 – 6.12.2011.
  16. Таможенное право / В.Н. Галузо [и др.]. - М. : Москва, 2008. – 346 с.
  17. Чекмарева Г.И. Основы таможенного дела / Г.И. Чекмарева. - М. : Март, 2008. - 208 с.
  18. Шпилевский А.Ф. Стратегия развития таможенного дела и особенности реализации государственной кадровой политики в Государственном таможенном комитете Республики Беларусь/ А.Ф.Шпилевский // Проблемы управления.- 2009.- №32.- С. 71-73.
  19. Экономика БГЭУ  [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Режим доступа : http : // www. economy-web.org/?p = 584. - 19.12.2011.

Информация о работе Актуальность внедрения опыта таможенных органов Республики Беларусь таможенными органами Российской федерации