Актуальность внедрения опыта таможенных органов Республики Беларусь таможенными органами Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении международного опыта таможенных органов в части экономической эффективности их деятельности на примере Республики Беларусь и возможностью внедрения данного опыта Российской Федерацией.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
- усовершенствовать понятийный аппарат, связанный с темой и целью исследования;
- изучить мероприятия, проводимые таможенными органами Республики Беларусь;

Содержание

Введение
5
1 Теоретические основы эффективности таможенных органов
6

1.1 Понятие социально-экономической эффективности
6

1.2 Подходы и система показателей, используемых для оценки социально-экономической эффективности таможенных органов
8

1.3 Методика оценки экономической эффективности деятельности таможенных органов
12
2 Опыт таможенных органов Республики Беларусь в части экономической эффективности их деятельности
19

2.1 Таможенные органы Республики Беларусь: задачи и функции
19

2.2 Анализ экономической эффективности деятельности ГТК Республики Беларусь
24
3 Актуальность внедрения опыта таможенных органов Республики Беларусь таможенными органами Российской федерации
40
Заключение
43
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсач эфективть там органов.docx

— 85.56 Кб (Скачать файл)

В целях закрепления данных положений  ГТК принят приказ от 20 марта 2008 г. № 195-ОД, «О типовой технологии производства таможенного оформления и таможенного контроля в ведомственном пункте таможенного оформления»13.

Данным приказом установлено, что  в ПТО должна быть обеспечена возможность  представления документов в кратчайшие сроки после объявления заинтересованным лицом о его готовности представить  документы. Регистрация принятия документов, а также постановка их в очередь  должностным лицом таможни при  использовании системы мониторинга, распределение таможенных документов должностным лицом таможни должны осуществляться в максимально короткое время. Принятие решения по представленным документам должностным лицом таможни, как правило, должно осуществляться в день их представления.14

В условиях экономического кризиса таможенная служба Беларуси основные усилия направляет на либерализацию  экономики и  всемерное содействие торговле и  привлечению инвестиций. В качестве одной из мер, направленных на снижение издержек предприятий, рассматривается  внедрение  системы  электронного декларирования товаров. Она создается  совместно с Национальной академией  наук в рамках Государственной программы  «Электронная Беларусь», схожей по своим  задачам с программами электронного правительства, реализуемыми в других государствах. Результатом работы стало создание в 2008 г. пилотной, экспериментальной зоны Национальной автоматизированной системы электронного декларирования.

Преимущества  электронной технологии таможенного  оформления очевидны:

  • многократное сокращение времени таможенного оформления (в 5-6 раз);
  • возможность подавать таможенную декларацию в электронном виде с использованием сети Интернет не выходя из рабочего кабинета;
  • упрощение процедуры таможенного оформления товаров;
  • существенная экономия денежных средств, затрачиваемых на декларирование товаров;
  • исключение субъективизма при принятии решения (без непосредственного контакта с должностным лицом таможни);
  • оптимизация числа работников предприятия, осуществляющих таможенное оформление товара.

Внедрение электронного декларирования товаров  позволило избавить субъектов хозяйствования от затрат, которые имеют место  при бумажном документообороте. Так, время таможенного оформления сокращено с часов до минут, минимизируются расходы, связанные с доставкой товаров на склады временного хранения. Уже в 2009 году таможенное оформление в системе электронного декларирования осуществляют порядка 500 предприятий.

В марте 2010 г. оформлены первые электронные импортные таможенные декларации.

Таможенное оформление в системе  электронного декларирования за весь период ее эксплуатации применяло более 2000 предприятий-экспортеров, ежесуточно оформляется более 2000 электронных  таможенных и иных документов.

Применение системы электронного декларирования товаров позволило  сократить: стоимостные затраты  на транспортировку и хранение товаров, количество представляемых в таможню  документов, время таможенного оформления с 4-6 часов до 30 минут (более чем  в 8 раз).

С принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 июня 2010 г. № 944 ”О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров от 30 апреля 2009 г. № 549“15, значительно расширился круг участников статистического декларирования товаров в электронном виде. Статистическую декларацию в виде электронного документа теперь сможет подать любой субъект хозяйствования (ранее, только ”добросовестный участник ВЭД“).

При внедрении электронного декларирования реализована возможность электронного обмена сведениями о лицензиях на экспорт и (или) импорт товаров, выданных Министерством торговли.

В рамках комплекса мероприятий  по развитию и расширению системы  электронного декларирования таможенными  органами Республики Беларусь проводятся работы по совершенствованию взаимодействия с министерствами и ведомствами, выдающими разрешительные документы. Совместно с заинтересованными  министерствами и ведомствами начата работа по формированию единого централизованного  информационного ресурса, в котором  будут в оперативном режиме накапливаться  в виде электронных документов сведения из выданных уполномоченными органами лицензий (разрешительных документов).

На конец августа 2010г. около 90% от всех экспортных и 5% импортных поставок были оформлены с применением  электронной декларации. Количество оформленных электронных деклараций на товары, помещаемые под процедуру  временного вывоза составило более 90%, реэкспорта 25%, а количество зарегистрированных электронных статистических деклараций около 40%.

Разработанным Правительством Беларуси планом по либерализации  экономики  предусмотрено присоединение в 2009 году к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур – Киотской конвенции. С учетом транзитной роли государства значение этого мероприятия имеет важный международный аспект.

Проводится работа по осуществление  таможенного контроля на основе системы  управления рисками (далее – СУР).

СУР направлена на построение системы  организации таможенного контроля, позволяющей эффективно поддерживать баланс между мерами, осуществляемыми  таможенными органами в целях  обеспечения соблюдения таможенного  законодательства, и максимальным облегчением  условий для международной торговли.

В период до конца 2009 года была сформирована правовая база системы управления рисками, организационная структура, обеспечивающая функционирование системы управления рисками. Работа системы анализа и управления рисками обеспечена соответствующим программным обеспечением. Разработан и внедрен программный продукт, позволяющий доводить в электронном виде до инспектора, производящего таможенное оформление и таможенный контроль, информацию о существующих рисках и средствах их выявления.

Результатом внедрения системы  анализа и управления рисками  в таможенных органах Республики Беларусь стало:

  • повышение эффективности проведения отдельных операций таможенного контроля, в частности, таможенного досмотра в 8 раз;
  • оптимизация затрат сил и средств, используемых таможенными органами в ходе таможенного контроля, а также снижение физического количества проводимых таможенных досмотров в 5 раз.

Таможенными органами Республики Беларусь утверждена Концепция системы анализа  и управления рисками на период 2010 −2015 гг. и в перспективе до 2020 года.

Важным элементом Концепции  является привлечение бизнес- сообщества к противодействию таможенным правонарушениям  через заключение меморандумов о  взаимопонимании, а также определение  порядка и принципов взаимовыгодного  сотрудничества таможенных органов  и бизнес-сообщества.

Издание Концепции позволит создать  партнерские взаимоотношения между  таможенными органами и бизнесом и позволит повысить безопасность международной  цепи поставок товаров.16

Принцип доверия, подкрепленный системой управления рисками, поставлен  во  главу  стратегии развития таможенного дела. Все таможенные досмотры проводятся только на  основании  системы  анализа  и  управления рисками. Количество проводимых досмотров по сравнению с 2004 г. снизилось более чем в три раза и во столько же раз возросла их эффективность. Обеспечению безопасности цепи поставок способствует взаимодействие и информационный обмен контрольных служб на границе, применение  современного досмотрового  оборудования.

В I квартале  2009 г. в  рамках международной технической помощи Европейского  союза поставлены две мобильные сканирующие рентгеновские системы контроля фирмы Rapiscan. В перспективе сканирующими системами должно быть  оснащено не менее  восьми  автодорожных пунктов пропуска, а также не менее трех железнодорожных передаточных станций. Сосредоточить усилия таможенных органов на контроле товаров, не  соответствующих  установленным  критериям безопасности поставок, при общем ускорении процесса таможенного оформления, призвана система предварительного информирования.

В 2008 году утверждена Концепция предварительного информирования таможенных органов о товарах, перемещаемых через границу. В настоящее время объем оформляемых товаров с использованием предварительного информирования составляет порядка 10-15 процентов.

Работа ведется по двум направлениям: создание единого информационного пространства для обмена сведениями с таможенными органами иностранных  государств и развитие  сотрудничества между  таможенными  органами и  предпринимательским сообществом. Доверительный принцип в работе с бизнес сообществом в немалой степени уже реализуется через институт добросовестного  участника внешнеэкономической деятельности. Сегодня 350 субъектов хозяйствования получили  такой статус. Для них определен упрощенный порядок таможенных операций, связанных с представлением товаров  к таможенному оформлению.

Предприятия имеют право доставлять  товары, находящиеся под  таможенным контролем, без обеспечения уплаты таможенных платежей; осуществлять хранение товаров до двух месяцев на собственных складах. Товары предприятий разрешено  вовлекать  в  экономический оборот  до представления таможенной декларации и уплаты таможенных платежей.

Инициативе  предпринимателей предоставлено больше  возможностей, исключено  излишнее административное давление. От предпринимателей, в свою очередь, таможенные органы ожидают честности и открытости, работы исключительно в правовом поле.

Консультации  с участниками внешнеэкономической  деятельности – неотъемлемая часть  современного таможенного администрирования. Площадкой для дискуссий и предварительной проработки решений стал созданный при Государственном таможенном комитете Общественный совет, в который входит руководство более 40 крупнейших предприятий Беларуси, свободных экономических зон, союзов предпринимателей. В соответствии с рекомендациями миссии ВТО таможенная служба выступает в качестве инициатора активизации диалога с представителями деловых кругов.

Ряд важных шагов сделан по либерализации транзитного режима. Национальные таможенные формальности в сфере транзита гармонизированы с международными стандартами. Уделяется  серьезное  внимание  внедрению стандартов европейской системы общего транзита. Таможенниками стран ЕС и Беларуси используется  единая железнодорожная накладная, унифицированы  уровень  гарантии  с  применяющимся  в  странах ЕС,  подходы к  использованию классификаторов и справочников для целей таможенного оформления. Названные меры даже в ситуации мирового финансового кризиса позволили не допустить значительного падения объемов транзитных перевозок через территорию Беларуси.

Параметр  «время ожидания на границе» снижается  не только за счет сокращения объема контрольных  операций, но и  благодаря  увеличению пропускной способности пунктов пропуска. Этот показатель возрос в 2,5 раза – c 7 800 до 19 920 автомобилей в сутки.

Практика  постоянно подтверждает тезис, что эффективная реализация системы государственного управления возможна лишь при наличии компетентных, высококвалифицированных, современно мыслящих кадров. Надо отметить,  что еще Устав таможенной  службы Российской империи 1857 г. предъявлял особые требования к таможенным служащим. Начальниками таможенных органов, управляющими и членами таможен не могли назначаться лица, «не  служившие по  таможенной части», поскольку  «таможенная  служба  требует  чиновников опытных, в верности испытанных и доверия достойных» (ст. 68). Таможенное начальство, управляя значительным числом  чиновников, было обязано изыскивать «способнейших и усерднейших к пользам казны и открывая таковым путь по службе, замещать ими высшие места» (ст. 69).

И  сегодня  совершенствование  подготовки и подбора  руководителей, овладение искусством управления кадрами всех уровней становится одним из важнейших факторов успеха. В Государственном  таможенном комитете  сформирована и утверждена Номенклатура должностей руководящего и оперативного состава кадров таможенных органов Республики Беларусь. Планирование кадрового резерва в таможенных органах осуществляется в виде схем замещения, которые разрабатываются  подразделениями  кадровой  работы, утверждаются руководителями. Работа эта проводится в такой последовательности:

  • составление прогноза предполагаемых изменений в составе руководящих кадров;
  • предварительный набор кандидатов в резерв;
  • получение  информации  и  изучение  деловых, профессиональных  и  личностных  качеств кандидатов;
  • формирование состава кадров.

Источниками резерва кадров являются квалифицированные  специалисты, заместители руководителей  структурных подразделений, руководители среднего руководящего звена. Разработаны квалификационные  требования к  кандидатам  в резерв выдвижения на должности номенклатуры ГТК. Работа по формированию резерва, как правило, начинается  с прохождения  стажировки, когда наряду с обучением стажируемого изучаются и его качества, способности. Уже на этом этапе в процессе практической и теоретической подготовки отмечаются работники,  которых  выделяют из  общей массы такие качества, как воспитанность, образованность, способность адаптироваться и переключаться с одного вида деятельности на другой, быстрая реакция, стремление к познанию, способность к быстрому овладению знаниями и основами практической работы. Это дает основание видеть потенциальных кандидатов  в резерв уже на  этой стадии становления таможенника.

Информация о работе Актуальность внедрения опыта таможенных органов Республики Беларусь таможенными органами Российской федерации