Судебная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:27, реферат

Краткое описание

Существуют два аспекта понятия «судебная власть» - функциональный и институциональный. В функциональном аспекте судебная власть представляет собой совокупность юрисдикционных полномочий, ограниченных юридической конституцией и общими принципами права, и связанных с ними полномочий государства, реализуемых от имени народа независимыми должностными лицами - судьями - в особо оговоренной законом судебной процедуре и иными должностными лицами, которые обеспечивают юрисдикционную деятельность судей.

Содержание

1. Понятие судебной власти и судебной системы. 3
2. Понятие судебного звена и судебной инстанции. 4
3. Принципы построения судебной системы. Виды судов и общая характеристика судебной системы Республики Беларусь. 9
Список использованных источников 12

Вложенные файлы: 1 файл

9 Судебная власть и система.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Понятие судебной  власти и судебной системы.

 

Судебная система есть совокупность судебных органов, предназначенных  для осуществления судебной власти. В связи с этим необходимо определить, что есть судебная власть. По определению О.А.Галустьяна, судебная власть это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Существуют два аспекта  понятия «судебная власть» - функциональный и институциональный. В функциональном аспекте судебная власть представляет собой совокупность юрисдикционных полномочий, ограниченных юридической конституцией и общими принципами права, и связанных с ними полномочий государства, реализуемых от имени народа независимыми должностными лицами - судьями - в особо оговоренной законом судебной процедуре и иными должностными лицами, которые обеспечивают юрисдикционную деятельность судей. В институциональном аспекте судебная власть - это обособленная группа связанных между собой государственных учреждений (в основном судов), организующих и обеспечивающих реализацию судьями юрисдикционных полномочий. Именно в институциональном аспекте понятие «судебная власть» можно приравнять к понятию «судебная система», поскольку в обоих случаях речь идет об государственных учреждениях, органах, непосредственно занимающихся судопроизводством и правосудием. Органы суда фактически являются материальными носителями судебной власти.

 

2. Понятие судебного звена и судебной инстанции.

 

Суды общей юрисдикции и хозяйственные суды подразделяются на несколько звеньев судебной системы.

Звено судебной системы - это совокупность однотипных судов, судов имеющую одинаковую структуру и одинаковые полномочия.

Суды общей юрисдикции подразделяются на три звена судебной системы.

Первое, основное звено  общих судов включает в себя все  существующие на территории Республики Беларусь районные суды и равные им по полномочиям и структуре городские  суды.

Среднее звено общих  судов образуют областные суды и  Минский городской суд. Их компетенция одинакова.

Основным звеном военных  судов являются межгарнизонные военные  суды. Среднее звено военных судов - Белорусский военный суд.

Высшим звеном всех судов  общей юрисдикции является Верховный  Суд Республики Беларусь. Он проверяет  законность и обоснованность судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции, а также межгарнизонными военными судами или Белорусским военным судом.

Хозяйственные суды Республики Беларусь объединяются в настоящее  время в два звена: Одно звено  образует областные суды и хозяйственный суд г. Минска. Высшим звеном является Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

В судебной системе следует  различать суды, которые принято  называть «вышестоящие» и «нижестоящие». Этим подчеркивается различие в компетенции судов различных звеньев и их взаимосвязь. Так, вышестоящим по отношению к районному суду будет областной суд, который будет в то же время нижестоящим по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь.

Суды, входящие в систему  Республики Беларусь, имеют структурные подразделения. Так, например, областные суды состоят из судебной коллегии по уголовным делам, судебной коллегии по гражданским делам и президиума суда. Верховный Суд Республики Беларусь состоит из судебной коллегии по уголовным делам, судебной коллегии по гражданским делам, военной коллегии, Президиума и Пленума. Каждый суд возглавляет председатель. Он имеет заместителей. При каждом суде функционирует аппарат суда, который предназначен для организационного обеспечения деятельности суда.

Понятие «судебная инстанция» связано с характером конкретной деятельности суда по осуществлению правосудия.

В судебной системе судов  общей юрисдикции действуют:

/. Суды первой инстанции.

П. Суды второй инстанции.

Каждая судебная инстанция обладает только ей присущими признаками.

Суды первой инстанции имеют следующие признаки:

1. Суд первой инстанции  рассматривает дело в первый  раз. До него никакой суд дело не рассматривал.

2. Суд первой инстанции может  выступать как коллегиальный  орган и рассматривать дело  в составе профессионального судьи и двух народных заседателей, где профессиональный судья будет председательствующим в судебном заседании, в обязанности которого входит вести судебный процесс, руководить судебным заседанием. Суд первой инстанции может выступать также как орган правосудия в виде единоличного судьи. В законодательстве определено, какие дела рассматриваются коллегиально судом, а какие единолично судьей.

3. Суд первой инстанции рассматривает  дело по существу, что означает: а) в судебном заседании непосредственно исследуются доказательства, т.е. суд заслушивает показания как заинтересованных в исходе дела лиц, так и не заинтересованных в результатах рассмотрения дела, а не ограничивается исследованием лишь письменных материалов дела; б) порядок судебного заседания по рассмотрению дела регламентирован законодательством, соблюдение которого является обязательным для суда; в) по результатам рассмотрения дела суд выносит судебный акт, в котором формулирует свое окончательное решение (вывод). Если было рассмотрено уголовное дело, то судебный акт носит название «Приговор», если гражданское, то - «Решение», в случае рассмотрения дела об административном правонарушении, то - «Постановление». По вопросам, предшествующим вынесению приговора, а также вопросам, связанным с исполнением вынесенного приговора и некоторым другим вопросам, суд выносит судебный акт, который называется «Определение», а судья - «Постановление».

К судам первой инстанции относятся  все суды общей юрисдикции, входящие в судебную систему Республики Беларусь.

Суд первой инстанции, вынесший судебный акт, не может сам его отменить или изменить. Решение суда по гражданскому делу и приговор по уголовному делу вступает в законную силу спустя 10 суток после их вынесения. В течение этого времени стороны могут их обжаловать, а прокурор опротестовать в вышестоящий суд. Если подана жалоба или протест, то приговор и решение суда не исполняются до тех пор, пока вышестоящий суд не рассмотрит поступившие жалобы или протест и не вынесет по ним свой судебный акт, который носит название «Определение». Исходя из содержания определения вышестоящего суда происходит дальше движение дела.

//. Суды второй инстанции проверяют законность и обоснованность судебных актов, вынесенных судами первой инстанции. Эту проверку они могут осуществлять в форме кассационного производства или в форме надзорного производства, выступая при этом судом кассационной или надзорной инстанции. Применительно к судам общей юрисдикции, судами второй инстанции являются все суды, входящие в судебную систему Республики Беларусь, за исключением районных (городских) судов и межгарнизонных судов (как вида военных судов).

Суд кассационной инстанции характеризуется следующими признаками:

1. В суде кассационной инстанции  рассматриваются решения, приговоры,  постановления, определения, не вступившие в законную силу. В задачу суда входит проверить законность и обоснованность этих судебных актов. В случае обнаружения допущенных нарушений закона, суд принимает меры к их устранению.

2. Кассационной инстанцией  всегда является вышестоящий суд по отношению к тому, который рассмотрел дело по существу. Если районный (городской) суд при рассмотрении конкретного дела действовал в качестве суда первой инстанции, то кассационным судом по отношению к нему будет областной (Минский городской) суд. В случае, когда областной (Минский городской) суд был судом первой инстанции, то кассационной инстанцией будет Верховный Суд Республики Беларусь.

3. Суд кассационной  инстанции осуществляет кассационное  производство при наличии кассационной  жалобы, поданной участниками процесса, заинтересованными в исходе дела, либо протеста прокурора. Прокурор обязан опротестовать каждый незаконный или необоснованный судебный акт.

Кассационная жалоба и протест могут быть принесены  в течение 10 суток со дня вынесения приговора или решения суда по гражданскому делу.

4. Порядок рассмотрения  дел в суде кассационной инстанции  отличается от порядка рассмотрения дел в суде первой инстанции.

5. Судами кассационной  инстанции судов общей юрисдикции  в Республике Беларусь являются:

- судебная коллегия  по уголовным делам, судебная  коллегия по гражданским делам областных судов, Минского городского суда, в отношении приговоров и решений районных (городских) судов, а также Белорусский военный суд в отношении судебных актов межгарнизонных военных судов;

- судебная коллегия  по уголовным делам и судебная  коллегия по гражданским делам, военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь в отношении приговоров и решений областных судов, Минского городского суда, Белорусского военного суда.

Суд надзорной  инстанции обладает следующими особенностями:

1. Суд надзорной инстанции  проверяет законность и обоснованность  судебных актов (приговоров, решений, определений, постановлений), вступивших в законную силу;

2. Суд надзорной инстанции  осуществляет рассмотрение вступивших в законную силу судебных актов по протесту указанных в законе должностных лиц, к которым относятся: Генеральный прокурор Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и их заместители, прокуроры области и г. Минска, председатели областных судов и председатель Минского городского суда. Прокурор района и председатель районного (городского) суда этими полномочиями не наделены.

3. Судами надзорной  инстанции в Республики Беларусь  являются: президиум областных судов и президиум Минского городского суда; судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по гражданским делам и военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь; Президиум Верховного Суда Республики Беларусь.

 

3. Принципы построения судебной системы. Виды судов и общая характеристика судебной системы Республики Беларусь.

 

Судебная система - это совокупность судов Республики Беларусь, установленных Конституцией Республики Беларусь, Законом «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», иными нормативно-правовыми актами.

В ст. 109 Конституции сказано, что система судов строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается. В ст. 1 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» перечислены суды, входящие в судебную систему Республики Беларусь. К ним относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. Кроме того в судебную систему входят хозяйственные суды, к которым относятся: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов. В системе хозяйственных судов функционирует Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд г. Минска. Остальные хозяйственные суды, названные в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», не образованы. В судебную систему согласно Конституции Республики Беларусь входит также Конституционный Суд.

Необходимость существования в государстве множества судов объясняется рядом причин.

Во-первых, наличие в  государстве совокупности судов  способствует обеспечению их доступности для народа. В Республике Беларусь суды, как государственные органы, осуществляющие правосудие, организованы и действует в соответствии с установленным административно-территориальным делением. При этом деятельность каждого из судов основана на единых законах с использованием той же процедуры рассмотрения дел. Образование чрезвычайных судов, судов организованных для рассмотрения какого-либо одного дела, запрещено законом.

Суд - единый для всех орган, независимо от того, какое социальное положение занимает человек в обществе.

Во-вторых, наличие системы  судов объясняется необходимостью распределения между судами компетенции по рассмотрению и разрешению ими дел в зависимости от их характера, сложности и общественного значения. Вследствие этого, каждый из судов, входящих в судебную систему, полномочен рассматривать определенный круг дел, отнесенных законом к его компетенции. Определению того, к ведению какого суда относится дело, служит подсудность. Подсудность - это свойство юридического дела, совокупность характеризующих его признаков, определяющих, какой именно суд вправе и обязан рассматривать и разрешать это дело. В законодательстве определена подсудность дел с учетом предметных, территориальных и специальных признаков.

Предметная подсудность  определяется родом, характером юридического конфликта, который подлежит рассмотрению судом. Территориальная - местом возникновения дела, например по месту совершения преступления, по месту жительства ответчика. Специальная - в зависимости от специфики субъекта. Так, дела о преступлениях военнослужащих подсудны военным судам. Только на основе совокупности указанных в законе признаков подсудности, характеризующих дело, можно установить конкретный суд, который должен рассмотреть и разрешить дело.

В-третьих, создание системы  судов в государстве необходимо с целью обеспечения проверки законности и обоснованности судебных актов. Согласно действующему законодательству, участники судебного процесса, изначально заинтересованные в исходе дела, имеют право на его обжалование, а прокурор на их опротестование. Рассмотрение жалоб и протестов происходит в вышестоящем суде по отношению к тому, который вынес судебный акт, с которым не согласны спорящие стороны рассмотренного судом конфликта, а также прокурор. Наличие возможности обжалования действий суда способствует вынесению законных и обоснованных судебных актов, гарантирует справедливость суда при рассмотрении дел и тем самым способствует укреплению прав и законных интересов человека.

Информация о работе Судебная система Республики Беларусь