Экономика страховой медицинской организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить принципы работы страховой медицинской организации, ее структуру. Выявить положительные и отрицательные стороны в ее работе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….........3
1. Теоретическое устройство организации страховой медицины
1.1 Принципы организации медицинского страхования ………..….…...…..5
1.2 Юридическая основа медицинского страхования………………….….......8
2. Экономико-финансовые основы страховой медицинской организации
2.1 Собственные средства страховщика……….………………………...……15
2.2 Построение страховых тарифов в любой страховой организации……25
2.3 Формирование и использование страховых резервов…………………29
2.4 Оценка финансовой устойчивости страховой компании……….......…32
3. Оценка финансовой устойчивости страховой компании на примере
ЗАО Страховая компания “Транснефть” …………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………….……36
Список литературы…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика страховой мед. орг..docx

— 63.68 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Уральский государственный  экономический университет

Кафедра

 

 

                             КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: ЭКОНОМИКА МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

 

На тему: Экономика Страховой Медицинской Организации

 

 

 

 

                                  

                              

 

Екатеринбург

2011

 

Содержание

 

 

 Введение……………………………………………………………………….........3

1. Теоретическое устройство организации страховой медицины

     1.1 Принципы организации медицинского страхования ………..….…...…..5

     1.2 Юридическая основа медицинского страхования………………….….......8

2. Экономико-финансовые основы страховой медицинской организации  
    2.1 Собственные средства страховщика……….………………………...……15                                                                                                                                                                                         

  2.2 Построение страховых тарифов в любой страховой организации……25 
   2.3 Формирование и использование страховых резервов…………………29 
   2.4 Оценка финансовой устойчивости страховой компании……….......…32

3. Оценка финансовой устойчивости страховой компании на примере

ЗАО Страховая  компания   “Транснефть” …………………………………….35

Заключение…………………………………………………………………….……36

Список литературы…………………………………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение

 

Как известно, право на охрану здоровья граждан  Российской Федерации государством определено Конституцией РФ (статья 39). Это право имеют все граждане нашей страны (работающие и неработающие). При этом граждане всегда были уверены, что, чтобы с их здоровьем не случилось, Государство о здоровье любого гражданина позаботится через систему государственного здравоохранения.

С 1993 года в нашей стране появилась новая  модель здравоохранения, которая со слов исполнительного директора  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования В.В. Гришина  «предполагает целевой характер накопления и расходования финансовых средств на охрану здоровья и медицинского обслуживания населения, придает финансированию здравоохранения смешанный бюджетно-соцстраховский характер». Таким образом, появилась страховая система здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей.

Долгое  время единственным источником финансирования здравоохранения в нашей стране был государственный бюджет. Бюджетный  метод финансирования ориентирован на возможности бюджета, а не на реальные расходы, складывающиеся в этой сфере. Не случайно расходы на здравоохранение  в 1995г составляли всего 2,4% от валового национального продукта. Привлечь дополнительные источники возможно, если изменить сам принцип финансирования данной отрасли, в частности организовав  страховую медицину.

 

Переход к страховой медицине обусловлен спецификой рыночных отношений в  здравоохранении. Медицинское страхование  позволяет человеку сопоставить  необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья.

Как показывает мировой опыт, переход к страховой  медицине является необходимым в  условиях рыночной экономики и развития рынка медицинских услуг, так как он обеспечивает, во-первых, гарантированность и доступность высококачественных медицинских услуг (даже при неизбежном росте цен на них) для широких слоев населения; во-вторых, помогает решению проблемы привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу здравоохранения.

Именно  с помощью страховой медицины можно отказаться от остаточного  принципа финансирования здравоохранения, существенно увеличить объем  ресурсов, выделяемых отрасли, и тем  самым создать необходимые экономические  условия для радикального повышения  уровня обязательного медицинского обслуживания всего населения.

Повышению качества обязательного медицинского страхования  в немалой мере поспособствует также  правильная продуманная организация  экономических учреждений в системе  страхования, чему должна предшествовать серьезная аналитическая работа, направленная на определение основных современных моделей организации  деятельности страховых медицинских  организаций России, которая и  послужит основой для разработки наиболее продуктивных моделей организации  экономических учреждений.

Цель курсовой работы – изучить принципы работы страховой медицинской организации, ее структуру. Выявить положительные и отрицательные стороны в ее работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Теоретическое устройство организации страховой медицины

 

 Принципы организации медицинского страхования

 

Обязательное  медицинское страхование является формой социальной защиты граждан в  условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям и призвано обеспечить доступную и бесплатную медицинскую помощь гарантированного объема и качества при рациональном использовании имеющихся ресурсов здравоохранения. Средства ОМС находятся  в государственной собственности  РФ.

Введение  принципов медицинского страхования  предполагает перевод отрасли на рыночные отношения, при которых  действуют жесткие экономические законы. Поэтому обязательным условием этого перевода является внедрение экономических методов хозяйствования в практику работы медицинских учреждений.

Основополагающий  принцип организации сферы здравоохранения  в условиях рыночного хозяйства  может быть сформулирован как  многоукладность экономики здравоохранения  и многообразие форм организации  медицинского обслуживания населения. Многоукладность экономики здравоохранения проявляется, во-первых, в параллельном существование и развитии относительно обособленных, организационно оформленных секторов медицинского обслуживания населения: государственной, частной, страховой служб здравоохранения, во-вторых, в существовании и функционировании экономически и юридически самостоятельных медицинских учреждений, основывающих свою деятельность на различных формах собственности (государственной, коллективной, частной). Регулирование и управление многоукладной экономикой здравоохранения должно осуществляться на основе хозяйственного механизма, включающего в себя формы и методы рыночного регулирования и централизованного планового руководства.

Значение  этого принципа определяется тем, что  социально-ответственная, конкурентная медицина возможна только при параллельном существовании и развитии различных  систем оказания медицинской помощи, основанных на многообразии форм собственности, форм и методов организации хозяйственной  деятельности, управления, источников и механизмов финансирования медицинских учреждений, а также различных методов (плановых и рыночных) регулирования процессов, протекающих в сфере здравоохранения. Как показывает мировой опыт, существование альтернативных секторов в общенациональной системе здравоохранения служит основой и гарантией свободы выбора места и условий работы для медицинских работников, а так же безусловно расширяет права больного на свободный, самостоятельный выбор врача, медицинского учреждения,  вида медицинских услуг, в наибольшей мере соответствующих его интересам.

Основным  звеном многоукладной системы здравоохранения  выступают экономически самостоятельные, несущие всю полноту ответственности  за результаты своей врачебной и  хозяйственно-финансовой деятельности, медицинские учреждения (их объединения) различного профиля и назначения, деятельность которых основывается на различных формах собственности, методах управления и финансирования.

Медицинскую помощь в системе медицинского страхования  могут оказывать аккредитованные  в установленном порядке лечебно-профилактические учреждения с любой формой собственности и самостоятельно практикующие медицинские работники. Они являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договора со страховой организацией.

В условиях медицинского страхования возникает "треугольник" взаимоотношений в системе. Потребитель, обращающийся за медицинской помощью к учреждениям, предоставляющим эту помощь, покупает услугу, счет за которую последние направляют платежной стороне — страховой организации. Плательщики, контролируя счета и сопоставляя их с количеством и качеством "проданных" услуг, завершают платежный цикл.

Таким образом, необходимым условием эффективного функционирования многоукладной экономики здравоохранения является создание рынка медицинских услуг, который должен выступать в качестве "экономической среды" деятельности медицинских учреждений, механизма, обеспечивающего взаимосвязь "производителей" и потребителей медицинских услуг, а также в роли важнейшего регулятора всей совокупности отношений и социально-экономических процессов в сфере здравоохранения, формирование рынка медицинских услуг предполагает создание условий и предпосылок для реализации системы рыночных свобод и прав потребителей.

Многоукладная экономика здравоохранения опирается  на соответствующую систему финансирования и экономических учреждений здравоохранения, предусматривающую множественность альтернативных источников и методов финансирования деятельности медицинских учреждений. Функционирование рынка медицинских услуг предполагает отказ от затратной системы финансирования здравоохранения, в основе которой лежит выделение средств на содержание лечебно-профилактических учреждений в соответствии со сметой их расходов, и переход к системе самофинансирования из выручки от реализации предоставленных медицинских услуг в соответствии с их количеством, качеством и эффективностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юридическая основа медицинского страхования

 

Любая страховая  деятельность регламентируется законодательно закрепленными нормативно правовыми  актами, в частности и медицинское  страхование. Правовыми основами обязательного медицинского страхования являются:

1.Конституция Российской Федерации;

2.Закон РФ «О медицинском  страховании граждан в Российской  Федерации» и законодательные  документы, регулирующие деятельность  федерального и территориальных фондов ОМС;

3.Базовая программа обязательного  медицинского страхования, утвержденная  Постановлением Правительства РФ  № 41 от 23.01.92 г.

5.Типовые правила обязательного  медицинского страхования, утвержденные 01.12.93 г. ФФОМС и согласованные  с Росстрахнадзором, и иные нормативно-правовые документы федерального и территориального уровней управления ОМС.

В проекте Федерального Закона «О здравоохранении в Российской Федерации» (2002 г.) статья, касающаяся обязательного  медицинского страхования, имеет вид:

1. Обязательное  медицинское страхование является  составной частью обязательного  государственного социального страхования  и обеспечивает всем гражданам  равные возможности в получении  медицинской помощи за счет  средств обязательного медицинского  страхования в соответствии с  базовой программой обязательного  медицинского страхования, финансирование  которой гарантируется государством.

2. Финансовые  средства системы обязательного  медицинского страхования формируются  за счет отчислений страхователей  на обязательное медицинское  страхование.

3. Для реализации государственной  политики в области обязательного  медицинского страхования создаются Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, образующие систему фондов обязательного медицинского страхования, некоммерческих финансово-кредитных учреждений. Система фондов обязательного медицинского страхования осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Тарифы страховых взносов в  фонды обязательного медицинского  страхования ежегодно утверждаются  федеральным законом. 

5. Порядок, размеры и условия  уплаты страховых взносов в  фонды обязательного медицинского  страхования устанавливаются соответствующим  федеральным законом с учетом  объема финансовых средств, необходимого  для оказания медицинской помощи  в соответствии с базовой программой  обязательного медицинского страхования.

6. Для обеспечения устойчивого  финансирования базовой программы  обязательного медицинского страхования  органами государственной власти  Российской Федерации предусматривается  ежегодное поэтапное увеличение  тарифа страховых взносов в  фонды обязательного медицинского  страхования. 

7. Тарифы страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования для работодателей с 1 января 1999 года не могут быть ниже четырех процентов, с 1 января 2000 года - пяти процентов, с 1 января 2001 года - шести процентов, с 1 января 2002 года - семи процентов, с 1 января 2003 года - восьми процентов от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям.

Информация о работе Экономика страховой медицинской организации