Экономика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию.
Cпрос во многом определяется ценой товара или услуги. В связи с этим актуализируется проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства. То есть все большую актуальность приобретает проблема снижение себестоимости.
Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ 5
1.Понятия «затраты», «расходы», «издержки».
Себестоимость и ее виды. 5
2. Классификация затрат, формирующих себестоимость 8
3. Факторы, влияющие на резервы снижения себестоимости 15
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Вложенные файлы: 1 файл

для сайта.docx

— 72.88 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ 5

1.Понятия «затраты», «расходы», «издержки».  
Себестоимость и ее виды. 5

2. Классификация затрат, формирующих себестоимость 8

3. Факторы, влияющие на резервы снижения себестоимости 15

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

 

ВВЕДЕНИЕ

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию.

Cпрос во многом определяется  ценой товара или услуги. В  связи с этим актуализируется  проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства. То есть все большую актуальность приобретает проблема снижение себестоимости.

Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления.

Между себестоимостью продукции  и ценами на нее существует тесная взаимосвязь. На базе себестоимости строятся цены. В свою очередь, цены на средства производства оказывают большое влияние на себестоимость продукции, которая изготовляется с использованием этих средств производства. Эта взаимосвязь учитывается при планировании, анализе себестоимости продукции и установлении цен на нее.

В себестоимости продукции  отражаются текущие затраты предприятия  по основным направлениям его деятельности: выполнению подготовительных работ, осуществлению работ, непосредственно связанных с производством и управлением этим процессом, совершенствованию техники, технологии и организации производства, а также по стандартизации и повышению качества продукции, улучшению условий труда, охране природы.

Цель данной работы - выявление  и анализ резервов снижения себестоимости.

Также в работе выдвигаются  следующие задачи:

    • определить понятие себестоимости и ее структуру;
  • основные методы исчисления себестоимости;
  • общая характеристика резервов снижения себестоимости;
    • факторы, влияющие на резервы снижения себестоимости.

Объектом исследования являются резервы снижения себестоимости  и факторы, влияющие на них.

 

ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ

  1. Понятия «затраты», «расходы», «издержки». Себестоимость и ее виды.

Затраты –  это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Важное свойство затрат: если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов и т.д. Из этого следует, что затраты  обладают свойством запасоемкости  и в данном случае они относятся  к активам предприятия.1

В соответствии со ст. 252 ч. 1 Налогового кодекса РФ расходы – это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию. В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках.

Расходы –  это затраты определенного периода  времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость  на реализованную за этот период продукцию.

Расходы в  зависимости от их характера, а также  условий осуществления и направлений  деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством  и реализацией, и внереализационные  расходы.

1. Расходы,  связанные с производством и  реализацией, включают в себя:

1) расходы,  связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров,  выполнением работ, оказанием  услуг, приобретением и (или)  реализацией товаров (работ, услуг,  имущественных прав);

2) расходы на содержание  и эксплуатацию, ремонт и техническое  обслуживание основных средств  и иного имущества, а также  на поддержание их в исправном  (актуальном) состоянии;

3) расходы на освоение  природных ресурсов;

4) расходы на научные  исследования и опытно-конструкторские  разработки;

5) расходы на обязательное  и добровольное страхование;

6) прочие расходы,  связанные с производством и  (или) реализацией.

2. Расходы, связанные  с производством и (или) реализацией,  подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату  труда;

3) суммы начисленной  амортизации;

4) прочие расходы.

Внереализационные расходы это - штрафы, пени, неустойки за нарушений условий договора, возмещение убытков, причиненных организацией; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; сумма дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания; курсовая разница; сумма уценки активов (кроме внеоборотных), прочие внеоборотные, и чрезвычайные расходы (связанные с чрезвычайными обстоятельствами: стихийные бедствия, пожары, аварии и т.д.).

Издержки – это  совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции  в целом или ее отдельных частей.

Понятие «издержки» используется в экономической теории и практике в качестве понятия «затраты»  применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его  отдельным стадиям.

Однако для принятия решений о целесообразности продолжения  деятельности своего предприятия владельцы  должны учитывать экономические  издержки.

Экономические издержки включают явные (бухгалтерские) и неявные  издержки. Неявные издержки (издержки упущенных возможностей) – это  стоимость услуг факторов производства, которые используются в процессе производства и являются собственностью предприятия, т.е. не являются покупными. Это те доходы, которые могли быть получены из собственных ресурсов, если бы их представить за плату, установленную рынком другим пользователям.

Наряду с понятием «издержки» в качестве идентичного  показателя применяется показатель себестоимости продукции. Себестоимость  продукции – это выраженные в  денежной форме текущие затраты  предприятия на производство и реализацию продукции. Различают следующие  виды себестоимости: цеховую, производственную и полную.

Цеховая себестоимость  представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции. Производственная себестоимость, кроме  затрат цехов, включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Полная себестоимость отражает все затраты  на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости  и коммерческих расходов.

Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимость обусловливается  конкретными условиями, в которых  действует то или иное предприятие. Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и  характеризует средние затраты  на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе  к общественно необходимым затратам труда.

В рыночной экономике  роль и значение себестоимости продукции  для предприятия резко возрастает и заключается в:

- увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;

- появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

- улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;

- возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;

- снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что считается хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их уровня.

  1. Классификация затрат, формирующих себестоимость

В себестоимость продукции включаются стоимость потребляемых в процессе производства средств и предметов труда (амортизация, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии и т. п.), часть стоимости живого труда (оплата труда), стоимость покупных изделий и полуфабрикатов, затраты на производственные услуги сторонних организаций. Расходы на оборудование рабочих мест специальными устройствами, по обеспечению специальной одеждой, обувью, созданию шкафчиков для спецодежды, сушилок, комнаты отдыха и других условий, предусмотренных специальными требованиями, относятся на себестоимость. Многие из этих затрат можно планировать и учитывать в натуральной форме, т. е. в килограммах, метрах, штуках и т. д. Однако, чтобы подсчитать сумму всех расходов предприятия, их нужно привести к единому измерителю, т. е. представить в денежном выражении.

Дополнительно в себестоимость  промышленной продукции включаются: отчисления на социальное страхование (пропорционально заработной плате), проценты за банковский кредит, затраты по поддержанию основного капитала в работоспособном состоянии, премиальные выплаты, предусмотренные положениями о премировании на предприятиях и другие затраты. Для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. В таком порядке финансируются, например, затраты на рекламу, представительские расходы, подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, затраты на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и др.

В себестоимость выпускаемой  продукции включаются не все издержки предприятия. Так, например, не включаются расходы непромышленных хозяйств (детские  сады, поликлиники, общежития, школы, клубы  и т. п., находящиеся на балансе  предприятия), затраты на мероприятия  по охране здоровья и организации  отдыха, затраты, непосредственно не связанные с участием работников в производственном процессе, единовременные материальные поощрения работников не включаются в себестоимость продукции и осуществляются за счет средств, выделяемых на социальные нужды из прибыли.

Все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам (статьям):

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

Можно отметить, что по всем пяти элементам, сгруппированным в соответствии с экономическим содержанием в качестве основного условия включения затрат в себестоимость, выступает критерий необходимости их участия в процессе производства и реализации продукции. Это затраты, непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, связанные с использованием природного сырья, обслуживанием производственного процесса, обеспечением нормальных условий труда и техники безопасности.

Для внутрипроизводственного  анализа и выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация затрат по калькуляционным статьям, которую можно представить в следующем виде:

  1. сырье и материалы;
  2. комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера, приобретенные у других предприятий;
  3. топливо и энергия всех видов на технологические цели;
  4. возвратные (используемые в производстве) отходы (вычитаются из себестоимости и учитываются по цене возможного использования, которую предприятие определяет самостоятельно);
  5. потери от брака;
  6. заработная плата (основная и дополнительная) производственных рабочих;
  7. отчисления на социальные нужды ( в фонды обязательного страхования);
  8. затраты на содержание и эксплуатацию оборудования;
  9. общепроизводственные (цеховые) затраты (накладные расходы);
  10. общехозяйственные (общезаводские или общефабричные) затраты; :
  11. внепроизводственные (коммерческие) затраты на реализацию продукции.

В результате последовательного сложения перечисленных калькуляционных статей получается система показателей себестоимости:

а) производственная себестоимость (ПС) = 1+2+3-4+5+6+7;

б) цеховая себестоимость (ЦС) = ПС + 8 + 9 ;

3) полная  производственная  или фабрично-заводская себестоимость  
(ФЗС) = ЦС + 10;

4) полная (коммерческая) себестоимость (КС) = ФЗС + 11.2

Первые три показателя являются характеристиками производства, а четвертый включает в себя затраты, связанные не только с производством продукции (что отражено в названии данного агрегата), но и с процессом ее реализации. Это, например, расходы на непосредственные операции по продаже продукции, т.е. связанные со сменой собственника товара (например, затраты на все виды рекламы, включая участие в выставках, выплата процентов по кредитам), именуемые в экономической литературе чистыми издержками. Кроме того, к внепроизводственным расходам относят дополнительные издержки, т.е. затраты на проведение операций, непосредственно связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения. Эти затраты относятся в состав коммерческих расходов и включают: расходы на тару и упаковку; расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, на суда, автомобили и т.п.); комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям и организациям в соответствии с договорами; затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке).

Информация о работе Экономика организации