Шпаргалка по "Пенсионному страхованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:42, шпаргалка

Краткое описание

1.Пенсионное страхование. Финансово- экономические основы пенсионных систем. Социальная значимость пенсионного страхования.
3. Способы финансирования пенсионного фонда (вот этот не нашла) Государственная и негосударственная формы организации пенсионного страхования.
...
38. Стратегия управления пенсионными активами . индикаторы эффективности инвестиций пенсионных накоплений.
39. Инвестиционные инструменты. Российский и зарубежный опыт

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ по ПЕНСИОННОМУ.docx

— 109.21 Кб (Скачать файл)

(в ред. Федеральных  законов от 30.11.2011 N 359-ФЗ, от 03.12.2012 N 242-ФЗ)

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком[2].

 

 

Основными функциями  Федеральной службы по финансовым рынкам являются[5]:

  • осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;
  • обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций по контролю и надзору за субъектами страхового дела,
  • контроль и надзор в сфере страховой деятельности, включая ведение Реестра субъектов страхового дела, выдачу, приостанову и отзыв лицензий страховым, перестраховочным и брокерским компаниям, а также обществам взаимного страхования, контроль за исполнением нормативных актов, регулирующих страховую деятельность и выдачу предписаний об устранении нарушений, контроль финансовой устойчивости страховых организаций.

 

27.институциональная  структура негосударственного пенсионного  страхования.

Система негосударственных  пенсионных фондов, действующая в  Российской Федерации в настоящее  время, представлена 263 фондами, имеющими лицензию Инспекции негосударственных  пенсионных фондов при Минтруде России. В значительной степени отработана, хотя и требует совершенствования, система государственного контроля за деятельностью фондов, включающая в себя их лицензирование, унифицированную  систему бухгалтерского учета, обязательные ежегодные аудиторские проверки и актуарное оценивание, отчетность пенсионных фондов перед Инспекцией НПФ. 
Сложилась сеть общественных объединений фондов. Сформирована инфраструктура, включающая в себя ряд организации, которые специализируются на работе с фондами, в том числе специализированные депозитарии, управляющие компании, аудиторские фирмы, консалтинговые компании, фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения. В фондах на постоянной основе работает свыше трех тысяч специалистов.

Негосударственные пенсионные фонды расположены в 51 субъекте Российской Федерации, в том числе в Москве - 113 фондов, в Санкт-Петербурге - 19, Нижегородской  и Самарской областях - по 9. Действующие  пенсионные фонды организованы в  наиболее успешно развивающихся  секторах экономики. Из 66 фондов, имеющих  размер пенсионных резервов, превышающий 30 млн. руб., 24 (36,3%) действуют на предприятиях промышленности, 13 (20%) – на предприятиях топливно-энергетического комплекса, 8 (12,1%) – на предприятиях транспорта.

Общая величина собственных  средств негосударственных пенсионных фондов выросла за 2001 год на 16,4%, величина пенсионных резервов – на 19,6%.  
Основная доля пенсионных резервов (97%) сосредоточена в 66 (30,8% от общего числа фондов) негосударственных пенсионных фондах, сумма пенсионных резервов которых превышает 30 млн. рублей. В 16 негосударственных пенсионных фондах, пенсионные резервы которых превышают 300 млн. рублей, (7,5% общего числа фондов) сосредоточено 85% пенсионных резервов и 60% участников. Через эти фонды выплачивается 64% всех негосударственных пенсий.  
Пенсионные выплаты в 2005 году производили 175 негосударственных пенсионных фондов. Дополнительную пенсию в системе негосударственных пенсионных фондов получали 312 тыс. человек, выплаты за год составили около 1024,1 млн. руб. 
Пенсии, выплачиваемые негосударственными пенсионными фондами, уже сейчас является существенным дополнением к пенсионному обеспечению работников тех предприятий, в которых развито добровольное пенсионное обеспечение. 
Дальнейшая судьба добровольного пенсионного обеспечения во многом зависит от того, насколько потенциал негосударственных пенсионных фондов будет востребован в ходе пенсионной реформы.

28. СК И НПФ  НА РЫНКЕ  ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ.

Страховые компании намерены принять участие в формировании пенсий граждан. Для реализации задуманного  страховщики настаивают на предоставлении им налоговых льгот - точно таких, какие сегодня имеют негосударственные  пенсионные фонды (НПФ).

Ряд изменений в  действующее законодательство подготовлен  Ассоциацией страховщиков жизни (АСЖ) и Всероссийским союзом страховщиков (ВСС). Их стремления понятны: сегодня  доля страхования жизни на российском страховом рынке составляет около 5%. В странах с развитой экономикой показатель достигает около 50%.

Сообщество НПФ  считает, что приход страховых компаний в лице подразделений страхования  жизни полезен для рынка и  способствует развитию здоровой конкуренции. Но при этом все новые игроки должны отвечать единым стандартам и требованиям, установленным государством для  НПФ. А именно: некоммерческий статус организации, так как с точки  зрения государства в пенсионной системе любая коммерция недопустима; прямое регулирование законодательными нормами отчислений на ведение уставной деятельности; особые гарантии сохранности средств пенсионных накоплений граждан, наличие 5% страхового резерва; выплата пенсии может осуществляться только при наличии пенсионного основания, то есть права на государственную пенсию, и производиться такая выплата может или пожизненно, или в течение длительного периода времени, не менее 10 лет.

Определив столь  жесткие условия для НПФ в  обязательном пенсионном страховании, государство предоставило особые условия  в негосударственной части, рассчитывая, что с помощью корпоративных  пенсионных программ удастся решить проблему досрочных пенсий.

Можно выделить несколько принципиальных моментов. Очевидно, что для компаний по страхованию жизни должны быть прямые законодательные условия, равноценные условиям для НПФ. Такие как взносы на осуществление уставной деятельности. Сейчас НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению имеют возможность направлять на обеспечение своей деятельности не более 3% от суммы взноса, а по обязательному пенсионному страхованию вообще такие отчисления запрещены. Очевидно, что любое другое решение для вновь входящих на рынок будет означать существенное ухудшение в условиях обслуживания граждан за счет нарушения их прав.

Государство устанавливает  наличие у НПФ страхового резерва, аналогичного резервированию в банковской сфере. Поэтому логично создание таких же резервов для новых компаний.

Государство требует  от участников пенсионной системы ведение  персонифицированного учета по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию. Естественным подобное требование выглядит и для страховщиков. Наконец, для НПФ работа в пенсионной системе является исключительным видом деятельности. В тоже время страховые компании имеют право кроме накопительного страхования жизни заниматься страхованием от несчастных случаев. Смешение этих двух видов деятельности без раздельного ведения счетов несет дополнительные риски сохранности средств накопительного страхования.

В негосударственном  пенсионном фонде человек может  получить пенсию, если он имеет право  на пенсию государственную. Отсутствие такого требования к другим организациям может вернуть нас в "лихие" времена, когда некоторые страховые  компании активно занимались "отмыванием серых заработных плат".

29. КЛАССИФИКАЦИЯ   НПФ. КОРПОРАТИВНЫЕ И ОТКРЫТЫЕ  ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ , ИХ НАЗНАЧЕНИЯ  И ФУНКЦИИ. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ КЛИЕНТЫ  НПФ.

В основу классификации НПФ положен не статус вкладчиков (физические лица — юридические лица), а способ работы. Поэтому фонды делятся по этому признаку на корпоративные и открытые. Корпоративными считаются НПФ, созданные одной крупной организацией (или группой связанных организаций) для обслуживания только или преимущественно сотрудников этой организации. Подобный фонд не нуждается в выходе на открытый рынок, цели задаются ему извне, по крайней мере, первоначально. Вкладчиками корпоративных фондов являются, в основном, его учредители или подконтрольные им фирмы. Такой фонд может также работать и непосредственно с физическими лицами — сотрудниками этих фирм. Под открытыми фондами понимаются НПФ, ориентированные на самостоятельный поиск клиентов и привлечение их к сотрудничеству на рыночных принципах. Такие фонды могут концентрировать свою деятельность на работе с частными лицами — будущими пенсионерами или на работе с предприятиями - работодателями, намеренными обеспечить пенсии своим сотрудникам в будущем, но по отношению к НПФ выступающими лишь клиентами, а не учредителями. Назначение и возможности корпоративных пенсионных программ. На основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении (НПО) работодатели имеют возможность: - повысить уровень материального стимулирования сотрудников, - обеспечить достаточный уровень содержания ветеранам организации, - эффективно проводить кадровую политику предприятия, - получить дополнительные источники инвестиций в свое предприятие. Помимо этого, в качестве преимущества корпоративных пенсионных программ для организации можно рассматривать следующие:

1. Налоговое планирование. За счет налоговых льгот для работодателя и негосударст-венных пенсионных фондов (НПФ) с экономией на налогах накапливаются пенсионные ре-зервы в Фонде. Согласно ст. 213, 236 и 255 Налогового кодекса РФ, пенсионные взносы в НПФ включаются в расходы предприятия и уменьшают налоговую базу налога на прибыль на 12% от суммы расходов на оплату труда без начисления ЕСН и подоходного налога на ра-ботников. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны быть заключены на срок не менее пяти лет и предусматривать выплату пенсий пожизненно только при достижении застрахованным лицом пенсионных

оснований, предусмотренных  законода-тельством РФ, дающим право  на установление государственной пенсии. 2. Реализация социальных программ. Социальные обязательства и льготы работникам, фиксируемые в коллективных договорах предприятия для выходящих на пенсию сотрудников и неработающих ветеранов, могут осуществляться и финансироваться корпоративным НПФ в рамках профессиональной пенсионной системы (ППС). 3. Реинвестирование пенсионных резервов НПФ в корпоративные проекты. Как правило, в первые 3-5 лет (накопительный период) на текущие выплаты пенсий будет расходоваться 10-20% пенсионных накоплений. Оставшиеся средства (до 80%) могут вкладываться в долгосрочные инвестиционные проекты работодателя. В идеальном случае до 80% пенсионных резервов НПФ может разместить в ценные бумаги и недвижимость учредителей и вкладчиков, в том числе и в строительство жилья. 4. Получение дополнительных активов через привлечение работников. Работники, вносящие пенсионные взносы в НПФ собственными средствами (некоторый процент от заработной платы), существенно увеличат размер своих будущих пенсий, при этом работодатель получит дополнительные инвестиционные ресурсы. Помимо этого возможности софиансирования пенсии и еѐ формирование в НПФ. И, конечно же, разрешенный перевод обязательной накопительной части пенсии из ПФР в НПФ. Социальные функции корпоративной пенсионной системы: способствует повышению трудовой дисциплины и заинтересованности работников в долгосрочных результатах своего труда; создает на предприятии условия, при которых сближаются интересы руководства и трудового коллектива. Оптимизация затрат на финансирование корпоративной пенсионной системы. Так, возможно уменьшит стоимость корпоративной пенсионной схемы за счет: оптимизации соотношения взносов работодателя и работника; выбора приемлемых условий назначения и выплаты пенсий; установления размеров и видов пенсий в зависимости от текущего финансового состояния предприятия. Целевым ориентиром негосударственного пенсионного обеспечения в новой пенсионной системе является достижение большинством работающих величины дополнительной пенсии, эквивалентной как минимум 15% коэффициента замещения  (соотношения средней пенсии и средней заработной платы).

Особая группа открытых НПФ - те, что  заключают пенсионные договоры в  основном с физическими лицами. Их главное преимущество - персонификация вкладов. Это важно подчеркнуть, поскольку в фондах других типов  происходит своего рода "потеря клиента", т.е. физического лица. Между тем  именно на физические лица, или "розничных  вкладчиков", приходится до 15% общего количества вкладов.

Открытые пенсионные фонды - это  довольно многочисленная самостоятельная  группа, удовлетворяющая потребности  в дополнительном пенсионном обеспечении  тех юридических и физических лиц, которые не обслуживаются отраслевыми, корпоративными и региональными  НПФ.

31. АКТУАРНЫЕ ОСНОВЫ  СТРАХОВЫХ  ПЕНСИй

Актуарные расчеты отражают механизм образования и расходования страхового фонда в долгосрочных страховых операциях, связанных  с продолжительностью жизни населения (т.е. в страховании жизни и  пенсии).

В работах  экономистов  Баскакова и Карташова, впервые  в российской литературе рассматриваются  вопросы построения селективных  таблиц смертности, нужных для актуарных  расчетов пенсионных фондов. Подробно рассматриваются возникающие вместе с этим математико-статистические проблемы и методы построения таких таблиц.

Весьма аргументированно Баскаков доказывает, что имеющейся  государственной статистики, которой  пока вынуждены пользоваться пенсионные фонды, недостаточно, и ставится проблема создания специальных баз данных по актуарной статистике. Эти базы данных предлагалось создать на основе объединения статистики НПФ и  страховых компаний.

Значительный практический и методологический интерес представляют работы по созданию статистических таблиц множественных выбытий (декрементов) и соответствующих математических моделей для России, которые могут  служить базисом для различных  актуарных исследований.

Проблематика работы Кудрявцева посвящена статистическим проблемам  составления таблиц продолжительности  жизни, в том числе в целях  планирования медицинского и пенсионного  обеспечения разных групп населения. Смертность от разных причин анализируется  на основе теории конкурирующих рисков.  

актуарные расчеты представляют собой специфический род деятельности, предметом которой являются финансовые схемы, порождающие те либо другие обязательства неконкретного будущего размера. В частности, это страховые и пенсионные обязательства. Необходимость в актуарных расчетах возникает в связи с риском неосуществления этих обязательств. Для накопительных пенсионных схем основными целями актуарных расчетов являются в первую очередь определение резервов, оценка инвестиционных схем, норм отчислений от заработной платы, тестирование денежных потоков.

Информация о работе Шпаргалка по "Пенсионному страхованию"